занятия для 2-4 класса
07.04.2020
Задание
для дистанционного обучения для обучающихся
2 класса
МКОУ-ООШ с. Киргишаны.
Срок обучения с 13 по 17 апреля.
Русский
язык
Дата |
Тема урока |
Домашнее
задание
|
13 апреля |
Общее понятие о предлоге. |
с.109 выучить правило, у.186 |
14 апреля |
Раздельное написание предлогов со словами. |
с.
110 выучить правило, у. 187
|
15 апреля |
Раздельное
написание предлогов
со словами. Закрепление. |
с. 111, повторить
правило, у. 189 |
16 апреля |
Что
такое текст-рассуждение? |
с.
112 у. 192 |
Литературное
чтение
Дата |
Тема урока |
Домашнее
задание |
13 апреля |
Э.
Успенский «Над нашей квартирой», «Память». |
с.
146-149 выразительное чтение. |
14 апреля |
В.
Берестов «Знакомый»,
«Путешественники», «Кисточка», И. Токмакова «Плим», «В чудной стране». |
с.
150-154 выразительное чтение. |
15
апреля |
Г.
Остер «Будем знакомы». |
с.
155-160 выразительное чтение, ответы на вопросы. |
Математика
Дата |
Тема урока |
Домашнее
задание |
13
апреля |
Деление
на 2. |
с.
83 № 2, № 3. |
14 апреля |
Деление на 2. Закрепление. |
с.
84 № 1, № 3, № 5. |
15
апреля |
Нахождение
частного. Деление на 2. Закрепление. |
с.
85, № 1, № 3, № 4. |
16 апреля |
Решение
задач делением. Закрепление. |
с.
88 № 4, № 5. |
Окружающий
мир
Дата |
Тема урока |
Домашнее
задание |
14
апреля |
Проект
«Города России» |
Сделать
презентацию по теме. |
16
апреля |
Путешествие
по Москве. |
с.
98 – 101 прочитать, ответить на вопросы. Знать достопримечательности Москвы. |
Изобразительное
искусство
Дата |
Тема урока |
Домашнее
задание |
13
апреля |
Что
такое ритм пятен и линий? |
с. 132 – 137, нарисуй весенние ручьи. |
Музыка
Дата |
Тема урока |
Домашнее
задание |
17 апреля |
Симфония
№ 40. Увертюра. |
С. 102-103, прослушать увертюры
к операм «Руслан и Людмила» и «Свадьба Фигаро». |
Технология
Дата |
Тема урока |
Домашнее
задание |
16 апреля |
Флюгер. |
Сделать флюгер. |
Литературное
чтение на родном языке
Дата |
Тема урока |
Домашнее
задание |
17 апреля |
Нет
лучше дружка, чем родимая матушка. |
Найти и выучить стихотворение о матери. |
Родной
язык
Дата |
Тема урока |
Домашнее
задание |
17 апреля |
Связь
между предложениями в тексте. |
Списать текст. Друзья
птиц.
Костя Васильев и Андрей Кирьянов бегут в рощу. Звонко поют птицы.
Чудесно пахнут ландыши. От стволов на земле длинные тени. В гнезде пищат
птенцы. Вот летит грачиха. Она принесла грачатам корм. Малыши ели пищу. Мальчики
ушли. Зачем пугать птицу? |
Задание
для дистанционного обучения для
обучающихся 4 класса МКОУ-ООШ
с. Киргишаны.
Срок
обучения с 13 – 17 апреля
Литературное
чтение
Дата |
Тема урока |
Домашнее
задание
|
13
апреля |
Кир
Булычёв. Путешествие Алисы. |
с.
150 – 157 прочитать. |
14
апреля |
Кир Булычёв.
Путешествие Алисы. |
с. 150 – 157, составить план от лица Алисы,
рассказ по плану. |
Русский
язык
Дата |
Тема урока |
Домашнее
задание |
13 апреля |
Повторение. Правописание безударных личных окончаний
глаголов в настоящем и в будущем времени. Закрепление. |
у.
206, у. 207. |
14
апреля |
Возвратные
глаголы. Ознакомление с понятием. |
с.
102 выучить правило, у. 212. |
15
апреля |
Правописание -тся, -ться
в возвратных глаголах |
с.
104 выучить правило, у. 219. |
16 апреля |
Правописание
-тся, -ться в возвратных
глаголах. Закрепление. |
с. 104
выучить правило,
у. 221. |
Математика
Дата |
Тема урока |
Домашнее
задание |
13 апреля |
Деление
с остатком. |
с.
76 № 310, № 313. |
14
апреля |
Решение задач. Деление с остатком. |
с.
77 № 316, № 317. |
15
апреля |
Деление
с остатком. Закрепление. |
с.
77 № 319, № 320. |
16 апреля |
Закрепление
по теме «Деление с остатком». |
с.
75 № 301, № 305. |
Окружающий
мир
Дата |
Тема урока |
Домашнее
задание |
14 апреля |
Страницы
истории 1920 – 1930-х годов. |
с.
136 - 139 прочитать, ответить на
вопросы. |
16
апреля |
Великая
Отечественная война и Великая Победа. |
с.
140 – 146 прочитать, ответить на
вопросы, напиши поздравительную открытку к Дню Победы одному из ветеранов
войны. |
Изобразительное
искусство
Дата |
Тема урока |
Домашнее
задание |
13 апреля |
Сопереживание. |
с.
148-151, вырази в рисунке боль,
которую ты слышишь или видишь. |
Музыка
Дата |
Тема урока |
Домашнее
задание |
17 апреля |
Светлый праздник Пасхи. |
с. 38 – 39, нарисовать пасхальное яйцо или
кулич. |
Технология
Дата |
Тема урока |
Домашнее
задание |
16 апреля |
Создание
титульного листа. Изделие «Титульный лист» |
с. 126 – 129, самостоятельно изготовить титульный
лист. |
Литературное
чтение на родном языке
Дата |
Тема урока |
Домашнее
задание |
15 апреля |
К.
Паустовский «Тёплый хлеб» |
Прочитать,
составить план, подготовиться к пересказу по плану. Краткий пересказ. |
Родной
язык
Дата |
Тема урока |
Домашнее
задание |
17 апреля |
Я
пишу письмо. |
Написать письмо другу. |
Задание
для дистанционного обучения для обучающихся
2 класса
МКОУ-ООШ с. Киргишаны.
Срок обучения с 6 по 10 апреля.
Русский
язык
Дата |
Тема урока |
Домашнее
задание
|
6 апреля |
Что такое местоимение? Повторение. |
с.102 выучить правило, у. 174 |
7 апреля |
Что такое местоимение? Закрепление. |
с.
102 повторить правило, с. 103 у. 176, у. 177 |
8 апреля |
Замена имён существительных местоимениями. |
с. 102 повторить правило,
у. 178 |
9 апреля |
Что
такое текст-рассуждение? |
с.
105 у. 180 (устно), выучить (Обратите внимание на с. 105), у. 182 |
Литературное
чтение
Дата |
Тема урока |
Домашнее
задание |
6 апреля |
Весёлые стихи Б. Заходера «Товарищам детям»,
«Что красивей всего?».
Песенки Винни-Пуха. |
с.
130 – 138 выразительное чтение. |
7 апреля |
Э
Успенский «Чебурашка» |
с.
139 – 144 выразительное чтение. |
8 апреля |
Э
Успенский «Если был бы я девчонкой…» |
с.
144 - 145 наизусть. |
Математика
Дата |
Тема урока |
Домашнее
задание |
6
апреля |
Задачи
на нахождение неизвестного третьего слагаемого. |
с.
76 № 2 (1), № 3. |
7
апреля |
Табличное
умножение и деление. Умножение числа 2, умножение на 2. |
с.
80 № 2, № 3, № 4. |
8 апреля |
Табличное
умножение и деление. Умножение числа 2, умножение на 2. Закрепление. |
с.
81 выучить правило, № 1, № 4, № 5. |
9 апреля |
Приёмы
умножения числа 2. |
с.
82 № 1, № 3, № 4. |
Окружающий
мир
Дата |
Тема урока |
Домашнее
задание |
7
апреля |
В
гости к весне. |
с.86
– 89 прочитать, ответить на вопросы. |
9 апреля |
Россия
на карте. |
с.
90 – 95 прочитать, ответить на вопросы. |
Изобразительное
искусство
Дата |
Тема урока |
Домашнее
задание |
6 апреля |
Тихие
и звонкие цвета. |
с. 130 – 131, изобрази весеннюю землю,
пробуждающуюся от зимнего сна. |
Музыка
Дата |
Тема урока |
Домашнее
задание |
3 апреля |
Звучит
нестареющий Моцарт. |
Прослушать «Симфония № 40» |
Технология
Дата |
Тема урока |
Домашнее задание |
2 апреля |
Моделирование.
«Ветряная мельница» |
с.
82 – 84, сделать ветряную мельницу. |
Литературное
чтение на родном языке
Дата |
Тема урока |
Домашнее
задание |
1 апреля |
Родину
– мать учись её защищать. |
Написать 4 пословицы о Родине. |
Родной
язык
Дата |
Тема урока |
Домашнее
задание |
3 апреля |
Текст.
Тема текста. Заглавие. |
Прочитать предложения, распределить их так, чтобы
получился текст. Озаглавить текст. Списать.
У Зои есть кошка Мурка. У Мурки пушистый хвост. Зоя звала мурку
домой. Мурка пришла. Зоя и Мурка играли. Глаза зелёные. Усы большие. |
Задание
для дистанционного обучения для
обучающихся 4 класса МКОУ-ООШ
с. Киргишаны.
Срок
обучения с 13 – 17 апреля
Литературное
чтение
Дата |
Тема урока |
Домашнее
задание
|
13
апреля |
Кир
Булычёв. Путешествие Алисы. |
с.
150 – 157 прочитать. |
14
апреля |
Кир Булычёв.
Путешествие Алисы. |
с. 150 – 157, составить план от лица Алисы,
рассказ по плану. |
Русский
язык
Дата |
Тема урока |
Домашнее
задание |
13 апреля |
Повторение. Правописание безударных личных окончаний
глаголов в настоящем и в будущем времени. Закрепление. |
у.
206, у. 207. |
14
апреля |
Возвратные
глаголы. Ознакомление с понятием. |
с.
102 выучить правило, у. 212. |
15
апреля |
Правописание -тся, -ться
в возвратных глаголах |
с.
104 выучить правило, у. 219. |
16 апреля |
Правописание
-тся, -ться в возвратных
глаголах. Закрепление. |
с. 104
выучить правило,
у. 221. |
Математика
Дата |
Тема урока |
Домашнее
задание |
13 апреля |
Деление
с остатком. |
с.
76 № 310, № 313. |
14
апреля |
Решение задач. Деление с остатком. |
с.
77 № 316, № 317. |
15
апреля |
Деление
с остатком. Закрепление. |
с.
77 № 319, № 320. |
16 апреля |
Закрепление
по теме «Деление с остатком». |
с.
75 № 301, № 305. |
Окружающий
мир
Дата |
Тема урока |
Домашнее
задание |
14 апреля |
Страницы
истории 1920 – 1930-х годов. |
с.
136 - 139 прочитать, ответить на
вопросы. |
16
апреля |
Великая
Отечественная война и Великая Победа. |
с.
140 – 146 прочитать, ответить на
вопросы, напиши поздравительную открытку к Дню Победы одному из ветеранов
войны. |
Изобразительное
искусство
Дата |
Тема урока |
Домашнее
задание |
13 апреля |
Сопереживание. |
с.
148-151, вырази в рисунке боль,
которую ты слышишь или видишь. |
Музыка
Дата |
Тема урока |
Домашнее
задание |
17 апреля |
Светлый праздник Пасхи. |
с. 38 – 39, нарисовать пасхальное яйцо или
кулич. |
Технология
Дата |
Тема урока |
Домашнее
задание |
16 апреля |
Создание
титульного листа. Изделие «Титульный лист» |
с. 126 – 129, самостоятельно изготовить титульный
лист. |
Литературное
чтение на родном языке
Дата |
Тема урока |
Домашнее
задание |
15 апреля |
К.
Паустовский «Тёплый хлеб» |
Прочитать,
составить план, подготовиться к пересказу по плану. Краткий пересказ. |
Родной
язык
Дата |
Тема урока |
Домашнее
задание |
17 апреля |
Я
пишу письмо. |
Написать письмо другу. |
Задание
для дистанционного обучения для
обучающихся 4 класса МКОУ-ООШ
с. Киргишаны.
Срок
обучения с 6 – 10 апреля
Литературное
чтение
Дата |
Тема урока |
Домашнее
задание
|
6 апреля |
«Они
защищали Родину» |
Презентация
о героях ВОВ. |
7 апреля |
Е.С.Велтистов
«Приключения Электроника» |
с.
144 – 149, выразительное чтение, ответы на вопросы. |
Русский
язык
Дата |
Тема урока |
Домашнее
задание |
6 апреля |
I и II спряжение
глаголов настоящего времени. |
с.
88 - 89 (обрати внимание), таблица, у. 182 выполнить по заданию. |
7 апреля |
I и II спряжение
глаголов в сложном будущем времени. |
с.
90 правило и таблица (всё выучить), у. 186 (по заданию) |
8
апреля |
Правописание
безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени. |
с.
93 таблицу и правило выучить, у. 194 (по заданию), у.197 |
9 апреля |
Правописание безударных личных окончаний
глаголов в настоящем и в будущем времени. Закрепление. |
с.
97- 98 выучить правило, у. 202, у. 203. |
Математика
Дата |
Тема урока |
Домашнее
задание |
6 апреля |
Повторение
по теме «Деление на двузначное число». |
с.
63 № 248, № 251, № 254 |
7 апреля |
Закрепление по теме «Деление на двузначное число». |
с.
64 № 256, № 258, № 260 |
8
апреля |
Решение
задач изученных видов. |
с.
66 № 271, № 273, № 274 |
9 апреля |
Письменное
деление на трёхзначное число. |
с.
72 № 279, № 281 |
Окружающий
мир
Дата |
Тема урока |
|
7 апреля |
Страницы
истории XIX века |
с.
122 - 126 прочитать, ответить на вопросы. |
9
апреля |
Россия
вступает в XX век. |
с.
127 – 133 прочитать, ответить на вопросы, подготовить рассказ о последнем российском императоре. |
Изобразительное
искусство
Дата |
Тема урока |
Домашнее
задание |
6 апреля |
Мудрость
старости. |
Изобразить
любимого пожилого человека, стремиться выразить его внутренний
мир. |
Музыка
Дата |
Тема урока |
Домашнее
задание |
10 апреля |
Праздник праздников, торжество торжеств. «Ангел
вопияше» |
Написать пасхальные приметы. |
Технология
Дата |
Тема урока |
Домашнее
задание |
9 апреля |
Летательный
аппарат. Изделие «Воздушный змей». |
с. 121 – 124. Самостоятельно изготовить изделие
согласно плану (разметка, заготовка, сборка, оформление) |
Литературное
чтение на родном языке
Дата |
Тема урока |
Домашнее
задание |
8 апреля |
К.
Паустовский «Тёплый хлеб» |
Прочитать,
составить план, подготовиться к пересказу по плану. |
Родной
язык
Дата |
Тема урока |
Домашнее
задание |
10 апреля |
Аннотация. |
Найдите книгу, в которой есть аннотация, принесите ее на следующий урок
по этой теме. |
Тема: “Что такое
аннотация?”
Учитель:
– Как нам познакомиться с книгой, не
читая ее? На что нужно обратить внимание? (На автора, на название, на содержание,
на объем, иллюстрации, выходные данные, аннотацию.)
– Что такое аннотация?
2. Объяснение нового материала
– Прочитайте текст. – Какую информацию
об аннотации вы узнали из этого текста.
Аннотация – это краткая характеристика содержания книги. Несколько
скромных строчек, чаще всего – мелким шрифтом, на первой или на последней
странице книги, в библиографическом указателе, в журнале, в газете – в любом
месте, где специалисты стараются коротко и точно порекомендовать книгу. Задачи
аннотации – передать суть книги, заинтересовать и привлечь читателя. Например:
“Настоящая книга представляет собой первый на русском языке перевод
словаря-справочника по истории географических открытий и исследований. Он
содержит биографии более чем трехсот выдающихся путешественников и
мореплавателей всех времен и народов”.
Слишком коротко и слишком “сухо”? Нет,
вполне достаточно, чтобы заинтересовать книгой под названием “300
путешественников”.
Привычка пользоваться аннотацией – одна
из главных привычек серьезного читателя. (Юному книголюбу. Словарь-справочник.)
– Задайте вопросы, на которые вы можете
найти ответы в этом тексте.
(Что такое аннотация? Где в книге расположена
аннотация? Какова цель аннотации? Кто пользуется аннотацией?)
3. Закрепление изученного.
Перед вами две аннотации. Сравним их. –
Что значит сравнить? (Найти
общее и различное.)
Леокум Аркадий
Детская энциклопедия “Скажи мне,
почему?..” (Авторизированный перевод Я. и А. Огуреевых. Художник А. Вернигора.
– М.: Мол. гвардия, 1992. – 334 с., ил.
В книге сконцентрированы наиболее
интересные и современные знания из разных областей жизни человека, природы,
науки, истории, культуры.
Родная старина: Отечественная история в
рассказах и картинах. (с XVI до XVII ст.) / Сост. В. Д. Сиповский. – М.:
Современник, 1993. – 446 с., ил.
Второй том “Родной старины” В.Д.
Сиповского посвящен событиям допетровской Руси.
Юный читатель серии “История России в
рассказах для детей” сможет пополнить свои знания об эпохе Смутного времени,
познакомится с историей религии и церкви.
Замечательные иллюстрации дают наглядное
и точное представление об архитектуре того времени, об одежде, оружии, быте
наших предков.
“Родная старина” – незаменимое учебное
пособие по истории Отечества.
– Что вы узнали о книгах из этих
аннотаций?
– Что общего в них?
– Какие две части можно выделить?
(Попутно составляется
на доске схема.)
– Какие элементы можно выделить в
библиографическом описании? (Автор, название, год издания, издательство…)
– Какую информацию нам могут дать эти
элементы аннотации?
– Что общего в тексте аннотации?
– Каково назначение каждого из этих
текстов? (1 – дает представление о содержании; 2 – рекомендует познакомиться с
книгой)
– Как автор аннотации смог привлечь ваше
внимание к книге? (Обращение “юный читатель”, реклама “незаменимое учебное
пособие”.)
– Какие элементы можно выделить в тексте
аннотации?
развернуть
таблицу
Аннотация |
|
Библиографическое
описание: |
Текст
аннотации: |
развернуть
таблицу
(Обязательно обратить
внимание учащихся на порядок элементов в библиографическом описании и знаки
препинания.)
– Что нового узнали на уроке?
(Учащиеся записывают
на бумаге, которая оформлена в виде листка дерева, что нового они узнали на
уроке.)
– Что еще осталось невыясненным для вас?
– Какую информацию об аннотации вы
хотели бы еще получить? (На “Дереве знаний” появляются “почки” – то, что будет
узнано, раскрыто на следующих уроках.)
4. Домашнее задание
Найдите книгу, в которой есть аннотация,
принесите ее на следующий урок по этой теме.
К.
Г. Паустовский «Тёплый хлеб»
Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки,
немецкий снаряд разорвался на околице и ранил в ногу вороного коня. Командир
оставил раненого коня в деревне, а отряд ушёл дальше, пыля и позванивая
удилами, — ушёл, закатился за рощи, за холмы, где ветер качал спелую рожь.
Коня взял к себе мельник Панкрат. Мельница давно не
работала, но мучная пыль навеки въелась в Панкрата. Она лежала серой коркой на
его ватнике и картузе. Из-под картуза посматривали на всех быстрые глаза
мельника. Панкрат был скорый на работу, сердитый старик, и ребята считали его
колдуном.
Панкрат вылечил коня. Конь остался при мельнице и
терпеливо возил глину, навоз и жерди — помогал Панкрату чинить плотину.
Панкрату трудно было прокормить коня, и конь начал
ходить по дворам побираться. Постоит, пофыркает, постучит мордой в калитку, и,
глядишь, ему вынесут свекольной ботвы, или чёрствого хлеба, или, случалось
даже, сладкую морковку. По деревне говорили, что конь ничей, а вернее, —
общественный, и каждый считал своей обязанностью его покормить. К тому же конь
— раненый, пострадал от врага.
Жил в Бережках со своей бабкой мальчик Филька, по
прозвищу Ну Тебя. Филька был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением
было: «Да ну тебя!» Предлагал ли ему соседский мальчишка походить на ходулях
или поискать позеленевшие патроны, Филька отвечал сердитым басом: «Да ну тебя!
Ищи сам!» Когда бабка выговаривала ему за неласковость, Филька отворачивался и
бормотал: «Да ну тебя! Надоела!»
Зима в этот год стояла тёплая. В воздухе висел дым.
Снег выпадал и тотчас таял. Мокрые вороны садились на печные трубы, чтобы
обсохнуть, толкались, каркали друг на друга. Около мельничного лотка вода не
замерзала, а стояла чёрная, тихая, и в ней кружились льдинки.
Панкрат починил к тому времени мельницу и собирался
молоть хлеб, — хозяйки жаловались, что мука кончается, осталось у каждой на
два-три дня, а зерно лежит немолотое. В один из таких тёплых серых дней раненый
конь постучал мордой в калитку к Филькиной бабке. Бабки не было дома, а Филька
сидел за столом и жевал кусок хлеба, круто посыпанный солью.
Филька нехотя встал, вышел за калитку. Конь переступил
с ноги на ногу и потянулся к хлебу. «Да ну тебя! Дьявол!» — крикнул Филька и
наотмашь ударил коня по губам. Конь отшатнулся, замотал головой, а Филька
закинул хлеб далеко в рыхлый снег и закричал:
— На вас не напасёшься, на христарадников! Вон твой
хлеб! Иди, копай его мордой из-под снега! Иди, копай!
И вот после этого злорадного окрика и случились в
Бережках те удивительные дела, о каких и сейчас люди говорят, покачивая
головами, потому что сами не знают, было ли это или ничего такого и не было.
Слеза скатилась у коня из глаз. Конь заржал жалобно,
протяжно, взмахнул хвостом, и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных
трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке
горло. Филька бросился обратно в дом, но никак не мог найти крыльца — так уже
мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мёрзлая солома с крыш, ломались
скворечни, хлопали оторванные ставни. И всё выше взвивались столбы снежной пыли
с окрестных полей, неслись на деревню, шурша, крутясь, перегоняя друг друга.
Филька вскочил, наконец, в избу, припёр дверь, сказал:
«Да ну тебя!» — и прислушался. Ревела, обезумев, метель, но сквозь её рёв
Филька слышал тонкий и короткий свист, — так свистит конский хвост, когда
рассерженный конь бьёт им себя по бокам.
Метель начала затихать к вечеру, и только тогда смогла
добраться к себе в избу от соседки Филькина бабка. А к ночи небо зазеленело,
как лёд, звёзды примёрзли к небесному своду, и колючий мороз прошёл по деревне.
Никто его не видел, но каждый слышал скрип его валенок по твердому снегу,
слышал, как мороз, озоруя, стискивал толстые брёвна в стенах, и они трещали и лопались.
Бабка, плача, сказала Фильке, что наверняка уже
замёрзли колодцы и теперь их ждёт неминучая смерть. Воды нет, мука у всех
вышла, а мельница работать теперь не сможет, потому что река застыла до самого
дна.
Филька тоже заплакал от страха, когда мыши начали
выбегать из подпола и хорониться под печкой в соломе, где ещё оставалось
немного тепла. «Да ну вас! Проклятые!» — кричал он на мышей, но мыши всё лезли
из подпола. Филька забрался на печь, укрылся тулупчиком, весь трясся и слушал
причитания бабки.
— Сто лет назад упал на нашу округу такой же лютый
мороз, — говорила бабка. — Заморозил колодцы, побил птиц, высушил до корня леса
и сады. Десять лет после того не цвели ни деревья, ни травы. Семена в земле
пожухли и пропали. Голая стояла наша земля. Обегал её стороной всякий зверь —
боялся пустыни.
— Отчего же стрясся тот мороз? — спросил Филька.
— От злобы людской, — ответила бабка. — Шёл через нашу
деревню старый солдат, попросил в избе хлеба, а хозяин, злой мужик, заспанный,
крикливый, возьми и дай одну только чёрствую корку. И то не дал в руки, а
швырнул на пол и говорит: «Вот тебе! Жуй!» — «Мне хлеб с полу поднять
невозможно, — говорит солдат. — У меня вместо ноги деревяшка». — «А ногу куда
девал?» — спрашивает мужик. «Утерял я ногу на Балканских горах в турецкой
баталии», — отвечает солдат. «Ничего. Раз дюже голодный — подымешь, — засмеялся
мужик. — Тут тебе камердинеров нету». Солдат покряхтел, изловчился, поднял
корку и видит — это не хлеб, а одна зелёная плесень. Один яд! Тогда солдат
вышел на двор, свистнул — и враз сорвалась метель, пурга, буря закружила
деревню, крыши посрывала, а потом ударил лютый мороз. И мужик тот помер.
— Отчего же он помер? — хрипло спросил Филька.
— От охлаждения сердца, — ответила бабка, помолчала и
добавила: — Знать, и нынче завёлся в Бережках дурной человек, обидчик, и
сотворил злое дело. Оттого и мороз.
— Чего ж теперь делать, бабка? — спросил Филька из-под
тулупа. — Неужто помирать?
— Зачем помирать? Надеяться надо.
— На что?
— На то, что поправит дурной человек своё злодейство.
— А как его исправить? — спросил, всхлипывая, Филька.
— А об этом Панкрат знает, мельник. Он старик хитрый,
учёный. Его спросить надо. Да неужто в такую стужу до мельницы добежишь? Сразу
кровь остановится.
— Да ну его, Панкрата! — сказал Филька и затих.
Ночью он слез с печи. Бабка спала, сидя на лавке. За
окнами воздух был синий, густой, страшный. В чистом небе над осокорями стояла
луна, убранная, как невеста, розовыми венцами.
Филька запахнул тулупчик, выскочил на улицу и побежал
к мельнице. Снег пел под ногами, будто артель весёлых пильщиков пилила под
корень берёзовую рощу за рекой. Казалось, воздух замёрз и между землёй и луной
осталась одна пустота — жгучая и такая ясная, что если бы подняло пылинку на
километр от земли, то и её было бы видно и она светилась бы и мерцала, как
маленькая звезда.
Чёрные ивы около мельничной плотины поседели от стужи.
Ветки их поблёскивали, как стеклянные. Воздух колол Фильке грудь. Бежать он уже
не мог, а тяжело шёл, загребая снег валенками.
Филька постучал в окошко Панкратовой избы. Тотчас в
сарае за избой заржал и забил копытом раненый конь. Филька охнул, присел от
страха на корточки, затаился. Панкрат отворил дверь, схватил Фильку за шиворот
и втащил в избу.
— Садись к печке, — сказал он. — Рассказывай, пока не
замёрз.
Филька, плача, рассказал Панкрату, как он обидел
раненого коня и как из-за этого упал на деревню мороз.
— Да-а, — вздохнул Панкрат, — плохо твоё дело!
Выходит, что из-за тебя всем пропадать. Зачем коня обидел? За что?
Бессмысленный ты гражданин!
Филька сопел, вытирал рукавом глаза.
— Ты брось реветь! — строго сказал Панкрат. — Реветь
вы все мастера. Чуть что нашкодил — сейчас в рёв. Но только в этом я смысла не
вижу. Мельница моя стоит, как запаянная морозом навеки, а муки нет, и воды нет,
и что нам придумать — неизвестно.
— Чего же мне теперь делать, дедушка Панкрат? —
спросил Филька.
— Изобрести спасение от стужи. Тогда перед людьми не
будет твоей вины. И перед раненой лошадью — тоже. Будешь ты чистый человек,
весёлый. Каждый тебя по плечу потреплет и простит. Понятно?
— Понятно, — ответил упавшим голосом Филька.
— Ну, вот и придумай. Даю тебе сроку час с четвертью.
В сенях у Панкрата жила сорока. Она не спала от
холода, сидела на хомуте — подслушивала. Потом она боком, озираясь, поскакала к
щели под дверью. Выскочила наружу, прыгнула на перильца и полетела прямо на юг.
Сорока была опытная, старая и нарочно летела у самой земли, потому что от
деревень и лесов всё-таки тянуло теплом и сорока не боялась замёрзнуть. Никто
её не видел, только лисица в осиновом яру высунула морду из норы, повела носом,
заметила, как тёмной тенью пронеслась по небу сорока, шарахнулась обратно в
нору и долго сидела, почёсываясь и соображая, — куда ж это в такую страшную
ночь подалась сорока?
А Филька в это время сидел на лавке, ёрзал,
придумывал.
— Ну, — сказал, наконец, Панкрат, затаптывая
махорочную цигарку, — время твоё вышло. Выкладывай! Льготного срока не будет.
— Я, дедушка Панкрат, — сказал Филька, — как
рассветёт, соберу со всей деревни ребят. Возьмём мы ломы, пешни, топоры, будем
рубить лёд у лотка около мельницы, покамест не дорубимся до воды и не потечёт
она на колесо. Как пойдёт вода, ты пускай мельницу! Провернёшь колесо двадцать
раз, она разогреется и начнет молоть. Будет, значит, и мука, и вода, и всеобщее
спасение.
— Ишь ты, шустрый какой! — сказал мельник. — Подо
льдом, конечно, вода есть. А ежели лёд толщиной в твой рост, что ты будешь
делать?
— Да ну его! — сказал Филька. — Пробьём мы, ребята, и
такой лёд!
— А ежели замёрзнете?
— Костры будем жечь.
— А ежели не согласятся ребята за твою дурь
расплачиваться своим горбом? Ежели скажут: «Да ну его! Сам виноват — пусть сам
лёд и скалывает».
— Согласятся! Я их умолю. Наши ребята — хорошие.
— Ну, валяй, собирай ребят. А я со стариками потолкую.
Может, и старики натянут рукавицы да возьмутся за ломы.
...В морозные дни солнце восходит багровое, в тяжёлом
дыму. И в это утро поднялось над Бережками такое солнце. На реке был слышен
частый стук ломов. Трещали костры. Ребята и старики работали с самого рассвета,
скалывали лёд у мельницы. И никто сгоряча не заметил, что после полудня небо
затянулось низкими облаками и задул по седым ивам ровный и тёплый ветер. А
когда заметили, что переменилась погода, ветки ив уже оттаяли, и весело, гулко
зашумела за рекой мокрая берёзовая роща. В воздухе запахло весной, навозом.
Ветер дул с юга. С каждым часом становилось всё
теплее. С крыш падали и со звоном разбивались сосульки. Вороны вылезли из-под
застрех и снова обсыхали на трубах, толкались, каркали.
Не было только старой сороки. Она прилетела к вечеру,
когда от теплоты лёд начал оседать, работа у мельницы пошла быстро и показалась
первая полынья с тёмной водой.
Мальчишки стащили треухи и прокричали «ура». Панкрат
говорил, что если бы не тёплый ветер, то, пожалуй, и не обколоть бы лёд ребятам
и старикам. А сорока сидела на раките над плотиной, трещала, трясла хвостом,
кланялась на все стороны и что-то рассказывала, но никто, кроме ворон, её не понял.
А сорока рассказывала, что она долетела до тёплого моря, где спал в горах
летний ветер, разбудила его, натрещала ему про лютый мороз и упросила его
прогнать этот мороз, помочь людям.
Ветер будто бы не осмелился отказать ей, сороке, и
задул, понёсся над полями, посвистывая и посмеиваясь над морозом. И если
хорошенько прислушаться, то уже слышно, как по оврагам под снегом бурлит-журчит
тёплая вода, моет корни брусники, ломает лёд на реке.
Всем известно, что сорока — самая болтливая птица на
свете, и потому вороны ей не поверили — покаркали только между собой, что вот,
мол, опять завралась старая.
Так до сих пор никто и не знает, правду ли говорила
сорока, или всё это она выдумала от хвастовства. Одно только известно, что к
вечеру лёд треснул, разошёлся, ребята и старики нажали —- и в мельничный лоток
хлынула с шумом вода.
Старое колесо скрипнуло — с него посыпались сосульки —
и медленно повернулось. Заскрежетали жернова, потом колесо повернулось быстрее,
и вдруг вся старая мельница затряслась, заходила ходуном и пошла стучать,
скрипеть, молоть зерно.
Панкрат сыпал зерно, а из-под жёрнова лилась в мешки
горячая мука. Женщины окунали в неё озябшие руки и смеялись.
По всем дворам кололи звонкие берёзовые дрова. Избы
светились от жаркого печного огня. Женщины месили тугое сладкое тесто. И всё,
что было живого в избах, — ребята, кошки, даже мыши, — всё это вертелось около
хозяек, а хозяйки шлёпали ребят по спине белой от муки рукой, чтобы не лезли в
самую квашню и не мешались.
Ночью по деревне стоял такой запах тёплого хлеба с
румяной коркой, с пригоревшими к донцу капустными листьями, что даже лисицы
вылезли из нор, сидели на снегу, дрожали и тихонько скулили, соображая, как бы
словчиться стащить у людей хоть кусочек этого чудесного хлеба.
На следующее утро Филька пришёл вместе с ребятами к
мельнице. Ветер гнал по синему небу рыхлые тучи и не давал им ни на минуту
перевести дух, и потому по земле неслись вперемежку то холодные тени, то
горячие солнечные пятна.
Филька тащил буханку свежего хлеба, а совсем маленький
мальчик Николка держал деревянную солонку с крупной жёлтой солью. Панкрат вышел
на порог, спросил:
— Что за явление? Мне, что ли, хлеб-соль подносите? За
какие такие заслуги?
— Да нет! — закричали ребята.— Тебе будет особо. А это
раненому коню. От Фильки. Помирить мы их хотим.
— Ну что ж, — сказал Панкрат. — Не только человеку
извинение требуется. Сейчас я вам коня представлю в натуре.
Панкрат отворил ворота сарая, выпустил коня. Конь
вышел, вытянул голову, заржал — учуял запах свежего хлеба. Филька разломил
буханку, посолил хлеб из солонки и протянул коню. Но конь хлеба не взял, начал
мелко перебирать ногами, попятился в сарай. Испугался Фильки. Тогда Филька
перед всей деревней громко заплакал. Ребята зашептались и притихли, а Панкрат
потрепал коня по шее и сказал:
— Не пужайся, Мальчик! Филька — не злой человек. Зачем
же его обижать? Бери хлеб, мирись!
Конь помотал головой, подумал, потом осторожно вытянул
шею и взял, наконец, хлеб из рук Фильки мягкими губами. Съел один кусок,
обнюхал Фильку и взял второй кусок. Филька ухмылялся сквозь слёзы, а конь жевал
хлеб, фыркал. А когда съел весь хлеб, положил голову Фильке на плечо, вздохнул
и закрыл глаза от сытости и удовольствия.
Все улыбались, радовались. Только старая сорока сидела
на раките и сердито трещала: должно быть, опять хвасталась, что это ей одной
удалось помирить коня с Филькой. Но никто её не слушал и не понимал, и сорока
от этого сердилась всё больше и трещала, как пулемёт.
Русский
язык
Дата |
Тема урока |
Домашнее
задание
|
30 марта |
Единственное
и множественное число имён прилагательных. |
с.
92 выучить правило,
у. 159 (задание –третья точка) |
31 марта |
Изменение
имён прилагательных по числам. |
с.
92 повторить правило, у. 162
|
1 апреля |
Что
такое текст – описание? |
с.
96 выучить правило,
у. 167 |
2 апреля |
Что
такое местоимение? |
с.101
выучить правило, у.
173 |
Литературное
чтение
Дата |
Тема урока |
Домашнее
задание |
30 марта |
Женский
день. И. Бунин. «Матери», А. Плещеев «В
бурю». |
с.
116 – 118 выразительное чтение. |
31 марта |
Е.
Благинина «Посидим в тишине», Э. Мошковская «Я маму мою обидел…» |
с.
119 – 121 выразительное чтение. |
1 апреля |
День
Победы. С. Васильев «Я помню, ранило берёзу…» |
с.
122 выразительное чтение. Какова
главная мысль произведения? |
Математика
Дата |
Тема урока |
Домашнее
задание |
30 марта |
Связь
между компонентами и результатом умножения. |
с.
72 прочитать и выучить правило, № 1, №
2, № 3. |
31 марта |
Приём
деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения. |
с.
73 № 1, № 2, № 4. |
1 апреля |
Приёмы
умножения и деления на 10. |
с.
74 выучить правило, № 1, № 2, № 3. |
2 апреля |
Задачи
с величинами: цена, количество, стоимость. |
с.
75 № 2, № 3, № 5. |
Окружающий
мир
Дата |
Тема урока |
Домашнее
задание |
31 марта |
Формы
земной поверхности. |
с.
78 – 81 прочитать, ответить на вопросы. |
2 апреля |
Водные
богатства. |
с.
82 – 85 прочитать, ответить на вопросы. |
Изобразительное
искусство
Дата |
Тема урока |
Домашнее
задание |
30
марта |
Теплые
и холодные цвета. Борьба тёплого и
холодного. |
Нарисовать
перо Жар-птицы. |
Музыка
Дата |
Тема урока |
Домашнее
задание |
3 апреля |
Картинки
с выставки. Музыкальное впечатление. |
Выучить песню «Дождливый денек» |
Технология
Дата |
Тема урока |
Домашнее
задание |
2 апреля |
Оригами
«Птица счастья». |
Сделать
оригами «Птица счастья». |
Литературное
чтение на родном языке
Дата |
Тема урока |
Домашнее
задание |
1 апреля |
Произведения
о ребятах – сверстниках. |
Прочитать рассказ М. Зощенко «Самое
главное» |
Родной
язык
Дата |
Тема урока |
Домашнее
задание |
3 апреля |
Фразеологизмы.
|
Записать 2 – 3 фразеологизма, которыми часто пользуются в вашей семье,
написать их значение. |
Песня «Дождливый
денек»
1 куплет:
Прохудилось небо, дождик льёт весь день.
Стал трухлявым, мокрым на поляне пень.
Припев:
Дождливый денёк, дождливый денёк,
Дождик льёт весь день.
Дождливый денёк, дождливый денёк,
Стал трухлявым, мокрым пень.
2 куплет:
А в лесу, как будто, не без волшебства,
В дождевые нити сплетена листва.
3 куплет:
Под ногами скользко, всё блестит кругом.
Погуляй немножко и скорее в дом
Михаил Зощенко «Самое главное»
Жил на свете мальчик Андрюша Рыженький. Это был
трусливый мальчик. Он всего боялся. Он боялся собак, коров, гусей, мышей,
пауков и даже петухов.
Но наибольше всего он боялся чужих мальчишек.
И мама этого мальчика очень и очень грустила, что у
неё такой трусливый сынок.
В одно прекрасное утро мама этого мальчика сказала
ему:
— Ах, как плохо, что ты всего боишься! Только храбрые
люди хорошо живут на свете. Только они побеждают врагов, тушат пожары и отважно
летают на самолётах. И за это все любят храбрых людей. И все их уважают. Дарят
им подарки и дают ордена и медали. А трусливых никто не любит. Над ними смеются
и потешаются. И от этого у них жизнь бывает плохая, скучная и неинтересная.
Мальчик Андрюша так ответил своей маме:
— С этих пор, мама, я решил быть храбрым человеком. И
с этими словами Андрюша пошёл во двор погулять. А во дворе мальчишки играли в
футбол. Мальчишки эти, обыкновенно, задевали Андрюшу.
И он их боялся как огня. И всегда от них убегал. Но
сегодня он не убежал. Он крикнул им:
— Эй вы, мальчишки! Сегодня я не боюсь вас! Мальчишки
удивились, что Андрюша так смело им крикнул. И даже сами немножко испугались. И
даже один из них — Санька Палочкин — сказал:
— Сегодня Андрюшка Рыженький что-то задумал против
нас. Давайте лучше уйдём, а то нам, пожалуй, попадёт от него.
Но мальчики не ушли. Один дёрнул Андрюшу за нос.
Другой сбил ему кепку с головы. Третий мальчик ткнул Андрюшу кулаком. Короче
говоря — они немножко побили Андрюшу. И тот с рёвом вернулся домой.
И дома, утирая слёзы, Андрюша сказал маме:
— Мама, я сегодня был храбрый, но из этого ничего
хорошего не получилось.
Мама сказала:
— Глупый мальчик. Недостаточно быть только храбрым,
надо быть ещё сильным. Одной храбростью ничего нельзя сделать.
И тогда Андрюша незаметно от мамы взял бабушкину палку
и с этой палкой пошёл во двор. Подумал: «Вот теперь я буду сильней, чем обычно.
Теперь я разгоню мальчишек в разные стороны, если они на меня нападут».
Андрюша вышел с палкой на двор. А на дворе мальчишек
уже не было.
Там гуляла чёрная собака, которой Андрюша всегда
боялся.
Размахивая палкой, Андрюша сказал этой собаке: —
Попробуй только залай на меня — получишь по заслугам. Узнаешь, что такое палка,
когда она прогуляется по твоей голове.
Собака начала лаять и бросаться на Андрюшу. Размахивая
палкой, Андрюша раза два ударил собаку по голове, но та забежала сзади и
немного порвала Андрюшины штаны.
И Андрюша с рёвом побежал домой. А дома, утирая слёзы,
он сказал своей маме:
— Мама, как же это так? Я сегодня был сильный и
храбрый, но из этого ничего хорошего не получилось. Собака разорвала мои штаны
и чуть не укусила меня.
Мама сказала:
— Ах ты, глупый мальчонка! Недостаточно быть храбрым и
сильным. Надо ещё иметь смекалку. Надо думать и соображать. А ты поступил
глупо. Ты размахивал палкой и этим рассердил собаку. Вот за это она и порвала
твои штаны. Ты сам виноват.
Андрюша сказал своей маме: — С этих пор я буду всякий
раз думать, когда что-нибудь случится.
И вот Андрюша Рыженький в третий раз вышел погулять.
Но во дворе уже не было собаки. И мальчишек тоже не было.
Тогда Андрюша Рыженький вышел на улицу, чтобы
посмотреть, где мальчишки.
А мальчишки купались в реке. И Андрюша стал смотреть,
как они купаются.
И в этот момент один мальчишка, Санька Палочкин,
захлебнулся в воде и стал кричать:
— Ой, спасите, тону!
А мальчишки испугались, что он тонет, и побежали звать
взрослых, чтобы те спасли Саньку
Андрюша Рыженький крикнул Саньке:
— Погоди тонуть! Я тебя сейчас спасу.
Андрюша хотел броситься в воду, но потом подумал: «Ой,
я плохо плаваю, и у меня не хватит силы спасти Саньку. Я поступлю умней: я сяду
в лодку и на лодке подплыву к Саньке».
А у самого берега стояла рыбацкая лодка. Андрюша
оттолкнул эту лодку от берега и сам вскочил в неё.
А в лодке лежали вёсла. Андрюша стал бить этими
вёслами по воде. Но у него ничего не вышло: он не умел грести. И течение
отнесло рыбацкую лодку на середину реки. И Андрюша от страха стал кричать.
А в этот момент по реке плыла другая лодка. И в этой
лодке сидели люди.
Эти люди спасли Саню Палочкина. И, кроме того, эти
люди догнали рыбацкую лодку, взяли её на буксир и доставили к берегу.
Андрюша пошёл домой и дома, утирая слёзы, сказал своей
маме:
— Мама, я сегодня был храбрый, я хотел спасти
мальчика. Я сегодня был умный, потому что не бросился в воду, а поплыл в лодке.
Я сегодня был сильный, потому что оттолкнул тяжёлую лодку от берега и тяжёлыми
вёслами колотил по воде. Но у меня ничего не вышло.
Мама сказала:
— Глупый мальчик! Я забыла тебе сказать самое главное.
Недостаточно быть храбрым, умным и сильным. Это слишком мало. Надо ещё иметь
знания. Надо уметь грести, уметь плавать, ездить верхом на лошади, летать на
самолёте. Надо многое знать. Надо знать арифметику и алгебру, химию и
геометрию. А для того чтобы это всё знать, надо учиться. Кто учится, тот бывает
умным. А кто умный, тот должен быть храбрым. А храбрых и умных все любят,
потому что они побеждают врагов, тушат пожары, спасают людей и летают на
самолётах.
Андрюша сказал:
— С этих пор я буду всему учиться.
И мама сказала:
— Вот и хорошо.
Дистанционное
обучение для обучающихся 4 класса МКОУ-ООШ
с. Киргишаны.
Литературное
чтение
Дата |
Тема урока |
Домашнее
задание
|
30 марта |
И.С.
Никитин «Русь» |
с.
128 – 132, выразительное чтение |
31 марта |
С.
Д. Дрожжин «Родине», А.В. Жигулин «О,
Родина! В неярком блеске…» |
с.
133 – 138, выразительное чтение, ответы на вопросы. |
Русский
язык
Дата |
Тема урока |
Домашнее
задание |
30 марта |
Изменение
глаголов по временам. |
с.
76 таблица, у. 157 устно, у. 159
выполнить по заданию. |
31 марта |
Спряжение
глаголов. |
с.
80 (обрати внимание), с. 81 таблица и правило (всё выучить), у. 166 (по
заданию) |
1 апреля |
Спряжение
глаголов. Закрепление. |
с.
82 правило выучить,
у. 168 (по заданию). |
2 апреля |
2-е
лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе. |
с.
85 выучить правило, у. 177 |
Математика
Дата |
Тема урока |
Домашнее
задание |
30 марта |
Деление
на двузначное число вида 828 : 36 |
с.
59 № 219, № 222, № 225 |
31 марта |
Деление
на двузначное число вида 29736 : 56 |
с.
60 № 226, № 228, № 230 |
1 апреля |
Деление
на двузначное число вида 282 : 47 |
с.
61 № 232, № 233, № 236 |
2 апреля |
Деление
на двузначное число вида 5576 : 68 |
с.
62 № 239, № 241, № 245 |
Окружающий
мир
Дата |
Тема урока |
Домашнее
задание |
31 марта |
Екатерина
Великая. |
с.
105 - 111 прочитать, ответить на вопросы, подготовить рассказ-биографию А.В.
Суворова или Ф.Ф. Ушакова. |
2 апреля |
Отечественная
война 1812 года. |
с.
112 – 121 прочитать, ответить на вопросы, подготовить рассказ-биографию
одного из героев Отечественной войны 1812 года. |
Изобразительное
искусство
Дата |
Тема урока |
Домашнее
задание |
30 марта |
Материнство
|
Нарисуйте
маму. Попытайтесь передать внешнее сходство.
Это нужно чтобы выразить любовь и ласку. |
Музыка
Дата |
Тема урока |
Домашнее
задание |
3 апреля |
«Святые
земли Русской». Илья Муромец. https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-muziki-v-klasse-po-teme-svyatie-zemli-russkoy-ilya-muromec-3867894.html |
Узнать, какой праздник будет 4 ноября, как с
этим праздником связаны Минин и Пожарский (ответ письменно). Прослушать оперу М. И. Глинки « Иван
Сусанин». |
Технология
Дата |
Тема урока |
Домашнее
задание |
2 апреля |
Ракета
– носитель. Изделие «Ракета – носитель». |
с.
118 – 120. Изготовить «Ракета – носитель». |
Литературное
чтение на родном языке
Дата |
Тема урока |
Домашнее
задание |
1 апреля |
Сергей
Козлов. Сказка «Лисичка». |
Прочитать,
подготовиться к чтению по ролям. |
Родной
язык
Дата |
Тема урока |
Домашнее
задание |
3 апреля |
Тезисы.
Конспект. https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-k-uroku-uchimsia-pisat-tezisy-konspe.html |
К каждому предложению составьте
вопросы. 1.Старейшие действующие
часы находятся на здании собора в английском городе Солсбери. 2.Они не имеют циферблата. 3.Сигнал о ходе времени осуществляется при
помощи колокольного боя. 4.Часы созданы в 1368 году.
5.В 1956 году подвергались
капитальному ремонту. |
Сергей
Козлов. Сказка «Лисичка»
Это был необыкновенный осенний день!
Было столько синевы, столько огненных листьев, столько солнца, что к вечеру
Медвежонок заплакал.
— Ты чего это? — спросил Ёжик.
— Не знаю, — сказал Медвежонок. —
Плакать хочется.
— Да ты посмотри…
— Я видел, — сказал Медвежонок. — Потому
и плачу.
— Чего ж здесь плакать? Радоваться надо,
— сказал Ёжик.
— Я от радости плачу, — сказал
Медвежонок.
— Разве от радости плачут?
— Еще бы! — И Медвежонок разрыдался.
— Успокойся, что ты! — Ёжик погладил
Медвежонка лапой. — Завтра снова будет солнце, и снова будут лететь листья, и
улетать птицы.
— Улетать, — всхлипнул Медвежонок. И
разревелся еще пуще.
— Но они прилетят, — сказал Ёжик. — Они
вернутся. Пройдет зима, снег растает, и они вернутся.
— Зима. — Медвежонок горько плакал и
весь вздрагивал.
— Ну да, зима. Но она пройдет, и все
будет снова.
— Не хочу! Не хочу, слышишь?
— Чего ты не хочешь?
— Чтобы все уходило, улетало! — крикнул
Медвежонок.
— Это же ненадолго, — сказал Ёжик. — Ты
же сам знаешь. А как красиво зимой!
— Зимой я тоже буду плакать.
— Зимой? Да почему?
— Мне будет ее жалко. — И Медвежонок уже
так расплакался, что Ёжик понял: словами здесь не поможешь.
— Бежим! — крикнул он.
— Куда? — поднял зареванные глаза
Медвежонок.
— Бежим, говорю! — И Ёжик схватил
Медвежонка за лапу и потащил в лес.
— Куда ты меня тащишь?!
Они пробежали мимо старой сломанной
березы, перешли по сгнившему мостку ручей, перелезли через срубленную осину и,
петляя между горелых пней, поднялись в гору.
— Смотри! — сказал Ёжик и показал
Медвежонку гриб лисичку.
Маленький золотой гриб, поджав коленки,
в сумерках сидел во мху.
— Видишь? — сказал Ёжик. — У него нет ни
папы, ни мамы, ни Ёжика, ни Медвежонка, он совсем один — и не плачет.