ПРИЛОЖЕНИЕ № 6 к Основной образовательной программе основного общего образования (утверждено Приказом директора Приказ № 52/2 от 30. 08. 2024 г.) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Адаптивная физическая культура» (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) вариант 1 для обучающихся 2 класса с. Киргишаны 2024 ОГЛАВЛЕНИЕ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.................................................................. 3 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ....................................................................... 6 III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ............................................................... 9 IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .................................................... 11 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА I. Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR ). ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Адаптивная физическая культура» относится к предметной области «Физическая культура» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» во 2 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часа в год (2 часа в неделю). Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Адаптивная физическая культура». Цель учебного предмета – всестороннее развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, коррекция недостатков психофизического развития, расширение индивидуальных двигательных возможностей, социальной адаптации. Задачи обучения: − коррекция нарушений физического развития; − формирование двигательных умений и навыков; 3 − развитие двигательных способностей в процессе обучения; − укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки; − раскрытие возможных избирательных способностей и интересов обучающихся для освоения доступных видов спортивно- физкультурной деятельности; − формирование и воспитание гигиенических навыков при выполнении физических упражнений; − формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни; − поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне; − формирование познавательных интересов, сообщение доступных теоретических сведений по физической культуре; − воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями; − воспитание нравственных, морально- волевых качеств (настойчивости, смелости), навыков культурного поведения. Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» во 2 классе определяет следующие задачи: − формирование у обучающихся представлений о физической культуре; − овладение простейшей техникой выполнения основных движений; − формирование умения правильно пользоваться лыжным инвентарем, выполнять строевые команды с лыжами и на лыжах; − формирование умения выполнять простейшие исходные положения по словесной инструкции учителя; 4 − формирование умения принимать правильную осанку в основной стойке, при ходьбе, а также сидя, лежа; − формирование умения не задерживать дыхания при выполнении упражнений; − формирование умения сохранять равновесие при движении по гимнастической скамейке; − формирование умения подчиняться правилам игры; − воспитание уверенности в себе, своих силах. 5 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Уроки «Адаптивной физической культуры» у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) направлены на укрепление здоровья, физическое развитие, способствовали формированию правильной осанки, физических качеств и становлению школы движений. Урочные занятия по «Адаптивной физической культуре» осуществляются при использовании различных методов: − формирования знаний (методы слова (информация речевого воздействия) и методы наглядности (информация перцептивного воздействия); − обучения двигательным действиям (дробление и последовательное освоение частей целостного упражнения); − развития физических качеств и способностей (для развития скоростных качеств (быстроты) — повторный, игровой, вариативный (контрастный), сенсорный методы; − для развития выносливости — равномерный, переменный, повторный, игровой методы; − для развития координационных способностей- элементы новизны в изучаемом физическом упражнении (изменение исходного положения, направления, темпа, усилий, скорости, амплитуды, привычных условий и др.); − симметричные и асимметричные движения; − релаксационные упражнения, смена напряжения и расслабления мышц; − упражнения на реагирующую способность (сигналы разной модальности на слуховой и зрительный аппарат); 6 − упражнения на раздражение вестибулярного аппарата (повороты, наклоны, вращения, внезапные остановки, упражнения на ограниченной, повышенной или подвижной опоре); − упражнения на точность различения мышечных усилий, временных отрезков и расстояния (использование тренажеров для «прочувствования» всех параметров движения, предметных или символических ориентиров, указывающих направление, амплитуду, траекторию, время движения, длину и количество шагов); − упражнения на дифференцировку зрительных и слуховых сигналов по силе, расстоянию, направлению; − воспроизведение заданного ритма движений (под музыку, голос, хлопки и т. п.); − пространственная ориентация на основе кинестетических, тактильных, зрительных, слуховых ощущений (в зависимости от сохранности сенсорных систем); − упражнения на мелкую моторику кисти (жонглирование предметами, пальчиковая гимнастика и др.); − парные и групповые упражнения, требующие согласованности совместных действий. Эффективным методом комплексного развития физических качеств, координационных способностей, эмоционально-волевой и психической сферы лиц с ограниченными возможностями являются следующие методы: − игровой; − воспитания личности; − взаимодействия педагога и обучающихся. Использование разнообразных средств и методов адаптивной физической культуры служат стимулятором повышения двигательной активности, здоровья и работоспособности, способом удовлетворения 7 потребности в эмоциях, познавательных движении, способностей, игре, общении, развития следовательно, являются фактором гармоничного развития личности, что создает реальные предпосылки социализации. Содержание разделов № Название раздела п/п Количество часов в процессе 1. Знания о физической культуре 2. Гимнастика 14 3. Легкая атлетика 22 обучения Контрольные работы (количество) - - Лыжная подготовка 4. 5. Игры Итого: 16 - 16 - 68 - С учетом каждого региона вместо лыжной подготовки проводятся занятия на открытом воздухе: гимнастика, легкая атлетика, игры; катание на коньках. 8 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ III. Личностные: − освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; − освоение себя как обучающегося, заинтересованного посещением занятий адаптивной физической культурой в условиях спортивного зала, на спортивной площадке (на открытом воздухе); − положительное отношение окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и включение в активные спортивно-оздоровительные мероприятия. Предметные: Минимальный уровень: − сформировать первоначальные представления о значении физической культуры для укрепления здоровья человека; − уметь выполнять простые инструкции учителя; − иметь представление о видах двигательной деятельности; − уметь выполнять комплекс упражнений с помощью учителя; − овладевать начальными двигательными навыками бега, прыжков и метания. Достаточный уровень: − сформировать первоначальные представления о значении физической культуры для укрепления здоровья человека; − сформировать навыки наблюдения за своим физическим состоянием; − овладевать элементарными представлениями об основных физических качествах (сила, быстрота, выносливость, координация, гибкость). − знать основные правила поведения и техники безопасности на уроке; − уметь выполнять команды учителя по словесной инструкции; 9 − уметь выполнять упражнения для разминки; − уметь сочетать дыхание с движение во время бега; − уметь держать постоянный темп в беге; − уметь пробежать от 300 до 500 м без остановки. Система оценки достижений Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: − 0 баллов - нет фиксируемой динамики; − 1 балл - минимальная динамика; − 2 балла - удовлетворительная динамика; − 3 балла - значительная динамика. Оценка предметных результатов во время обучения в первом классе не проводится. Оценка успеваемости складывается из показателей: отношение обучающегося к уроку, степень овладения физическими упражнениями, качество выполнения упражнений. Работа обучающихся поощряется и стимулируется использованием качественной оценки: «удовлетворительно», «хорошо», «очень хорошо». Соотнесение результатов оценочной деятельности, демонстрируемые обучающимися: − «удовлетворительно» (зачет) - задание выполнено от 35% до 50 %; − «хорошо» - задание выполнено от 51% до 65%; − «очень хорошо» (отлично) - задание выполнено свыше 65 %. 10 № Тема предмета Кол-во часов IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Дифференциация видов деятельности Программное содержание Минимальный уровень Достаточный уровень Легкая атлетика– 10 часов 1. Правила поведения на уроках физической культуры (техника безопасности) 1 Тренировочные упражнения в быстром переодевании и аккуратном складывании одежды. Построение парами. Передвижение парами в спортивный зал. Беседа о правилах поведения на уроках физкультуры. Разучивание подвижной игры с элементами общеразвивающих упражнений Переодевают и складывают форму с помощью учителя. Выполняют общее построение под контролем учителя. Передвигаются к месту занятий. Слушают объяснение и рассматривают помещение и оборудование спортивного зала (с помощью учителя). Слушают инструктаж и зрительно воспринимают образец поведения на уроках физической культуры (техника безопасности). Участвуют в подвижной игре по показу и инструкции учителя Самостоятельно готовятся к уроку. Выполняют построение в колонну по указанию учителя. Передвигаются в колонне за учителем. Слушают объяснение и рассматривают помещение и оборудование спортивного зала; слушают инструктаж и зрительно воспринимают образец поведения на уроках физической культуры (техника безопасности). Играют в подвижную игру по инструкции учителя 11 2. Форма одежды на уроке физической культуры и личная гигиена. Ходьба в колонне. 1 Построение в шеренгу по росту. Беседа о форме одежды на уроках физической культуры и личной гигиене. Передвижение, исполнение команд в колонне сохраняя дистанцию и равнение в затылок. Знакомство с бегом в чередовании с ходьбой. Подвижная игра на внимание Одевают самостоятельно или с помощью педагога физкультурную форму. Выполняют построение с помощью педагога. Отвечают на вопросы односложно. Передвигаются в колонне бегом в чередовании с ходьбой по указанию учителя. Участвуют в подвижной игре по инструкции учителя Самостоятельно готовятся к уроку физической культуры (одевают и убирают физкультурную форму). Отвечают на вопросы целыми предложениями. Выполняют построения и перестроения в шеренгу, колонну, круг, осваивают строевые действия в шеренге и колонне. Осваивают правила игры 3. Бег в колонне по прямой и со сменой направлений по ориентирам 1 Выполняют простые команды по сигналу учителя с одновременным показом способа выполнения построения и перестроения. Осваивают бег в колонне по прямой и со сменой направлений по ориентирам. Выполняют комплекс упражнений наименьшее количество раз Участвую в подвижной игре после инструкции и показа учителя Выполняют команды по построению и перестроению по сигналу учителя (при необходимости ориентируются на образец). Осваивают бег в колонне по прямой и со сменой направлений по ориентирам. Выполняют комплекс упражнений. Участвуют в различных видах игр показа учителя 4. Быстрый скорость 1 Построение в шеренгу. Подвижная игра с элементами перестроений. Выполнение бега с высоким поднимание бедра, сохраняя дистанцию и правильную осанку. Выполнение комплекса упражнений типа зарядки. Подвижная игра с элементами общеразвивающих упражнений Выполнение построения в шеренгу. Освоение бег на Выполняют построение в шеренгу Выполняют построение в (с помощью учителя). шеренгу по сигналу учителя. 12 20-30 м общеразвивающих упражнений. Выполнение прямолинейного бега. Закрепление правил техники безопасности во время выполнения упражнений в паре. Знакомство с подвижной игрой с элементами общеразвивающих упражнений Осваивают быстрый бег, ориентируясь на образец выполнения учителем и/или обучающимися 2 группы. Выполняют упражнения после неоднократного показа по прямому указанию учителя. Участвуют в подвижной игре по показу и инструкции учителя Выполняют бег по прямой. Выполняют комплекс общеразвивающих упражнений после показа учителем. Играют в подвижную игру после инструкции и показа учителя Выполняют ходьбу на носках, на пятках, на внутреннем своде стопы. Выполняют 5-6 упражнений с флажками. Выполняют прыжки после инструкции и неоднократного показа учителем (при необходимости: пошаговая инструкция учителя, пооперационный контроль выполнения действий). Участвуют в подвижной игре по показу и инструкции учителя ходьбы с Выполняют ходьбу с различными положениями положениями рук, ориентируясь 5. Прыжки в высоту 1 Выполнение различных видов ходьбы в колонне. Выполнение общеразвивающих упражнений с флажками. Знакомство с переноской гимнастических матов. Выполнение прыжка в высоту. Подвижная игра с метанием Выполняют ходьбу на носках, на пятках, на внутреннем и внешнем своде стопы. Выполняют комплекс упражнений с флажками. Выполняют прыжки после инструкции и показа учителя. Играют в подвижную игру после инструкции и показа учителя 6. Ускорения до 30 м 1 Выполнение различными Выполняют различными ходьбу с положениями 13 рук. Перестроение в круг. Выполнение упражнений для укрепления мышц голеностопных суставов и стоп. Выполнение ускорений на дистанции 30 м Подвижная игра с прыжками на образец выполнения учителем и/или обучающимися 2 группы. Осваивают построение в круг с помощью учителя. Выполняют 3-4 упражнения. Выполняют бег на скорость по прямому указанию учителя. Участвуют в подвижной игре по показу учителя Осваивают и выполняют ходьбу удерживают правильное положение тела во время бега (с помощью учителя, при необходимости: пошаговая инструкция учителя, пооперационный контроль выполнения действий). Выполняют комплекс упражнений с флажками наименьшее количество раз. Осваивают и используют игровые умения рук по показу учителя. Выполняют построение в круг. Выполняют упражнения на укрепление мышц ног. Выполняют бег на скорость. Играют в подвижную игру после инструкции и показа учителя Выполняют ходьбу по сигналу учителя. Выполняют медленный бег в колонне. Выполняют комплекс упражнений с флажками по показу учителя. Выполняют прыжки после инструкции и показа учителя. Играют в подвижную игру после инструкции и показа учителя 7. Медленный бег до 1-2 мин 1 Выполнение ходьбы с хлопками. Выполнение равномерного бега по длинной дистанции. Выполнение упражнений с флажками. Выполнение прыжка в высоту. Подвижная игра с метанием 8. Челночный бег 3x10 м, тестирование 1 Построение в две колонны. Выполняют медленный бег за Выполняют бег в колонне в Знакомство с челночным наиболее физически развитым заданном направлении, бегом. обучающимся из 2 группы, сохранение дистанции, 14 9. Прыжок в глубину 1 10. Прыжки в высоту с шага 1 Выполнение упражнений для ориентируясь на его пример укрепления мышц ног. (образец). Подвижная игра с Осваивают упражнения с элементами лазания флажками, ориентируясь на образец выполнения учителем и/или обучающимися 2 группы. Участвуют в подвижной игре по показу и инструкции учителя Подвижная игра с Участвуют в подвижной игре. элементами перестроений. Выполняют бег в чередовании с Выполнение бега в ходьбой под контролем учителя. чередовании с ходьбой. Выполняют 4-5 упражнений Выполнение комплекса комплекса. общеразвивающих Выполняют прыжки после упражнений. Выполнение инструкции и неоднократного прыжка в глубину. показа учителя. Подвижная игра с бросками Осваивают и используют игровые и ловлей умения Выполнение различных Выполняют ходьбу на носках, на видов ходьбы в колонне. пятках, на внутреннем своде Выполнение стопы. Выполняют 5-6 общеразвивающих упражнений с флажками. упражнений с флажками. Выполняют прыжки после Знакомство с переноской инструкции и неоднократного гимнастических матов. показа учителем (при Выполнение прыжка в необходимости: пошаговая высоту. инструкция учителя, Подвижная игра с метанием пооперационный контроль равнение в затылок. Выполняют упражнения с флажками по показу учителя. Играют в подвижную игру после инструкции Играют в подвижную игру. Выполняют бег в чередовании с ходьбой. Выполняют прыжок в глубину после инструкции и показа учителя. Осваивают и используют игровые умения Выполняют ходьбу на носках, на пятках, на внутреннем и внешнем своде стопы. Выполняют комплекс упражнений с флажками. Выполняют прыжки после инструкции и показа учителя. Играют в подвижную игру 15 11. Значение физических упражнений для здоровья человека 1 12. Правила поведения на уроках гимнастики 1 выполнения действий). Участвуют в подвижной игре по показу и инструкции учителя Гимнастика – 14 часов Беседа о значении Просматривают видеоматериал по физических упражнений. теоретическим вопросам Выполнение строевых адаптивной физической культуры. действий, ориентирование в Отвечают на вопросы односложно. пространстве. Слушают объяснение Коррекционная игра (инструкцию) учителя с фиксацией на этапах выполнения упражнения на ориентировку в пространстве Подвижная игра с элементами построений. Беседа о правилах поведения и предупреждения травматизма во время занятий. Знакомство с метание малого мяча в цель. Подвижная игра с элементами лазания Участвуют в подвижной игре с элементами построений. Слушают инструктаж и зрительно воспринимает образец поведения на уроках физической культуры (техника безопасности). Осваивают метание мяча в цель по показу и прямому указанию учителя. Участвуют в подвижной игре по показу и инструкции учителя после инструкции и показа учителя Просматривают видеоматериал по теоретическим вопросам адаптивной физической культуры. Отвечают на вопросы предложением. Воспринимают и запоминают расположение зрительных пространственных опор ориентиров для выполнения построений и перестроений Играют в подвижную игру после инструкции учителя. Слушают инструктаж и зрительно воспринимает образец поведения на уроках физической культуры (техника безопасности). Метают мяч в цель по показу и прямому указанию учителя 16 13. Перестроение шеренги в круг 14. Основные положения и движения рук, ног, туловища, головы: асимметричные движения рук 15. Дыхание во из время Выполняют упражнение по сигналу/ команде учителя, ориентируюсь на зрительнопространственные опоры. Выполняют комплекс упражнений по показу и инструкции учителя. Прыгают с высоты с мягким приземлением. Играют в игру после инструкции учителя 1 Выполнение построений в Фиксируют внимание и Выполняют построение в шеренгу, в колонну по воспринимают расположение шеренгу, в колонну по одному. зрительных пространственных команде учителя, Освоение бега в медленном опор- ориентиров для выполнения ориентируясь на зрительнотемпе, чередование ходьбы и построений и перестроений. пространственные опоры. бега. Выполняют бег и ходьбу, Выполняют упражнения на Выполнение упражнений на ориентируясь на образец основные положения и основные положения и выполнения учителем и/или движения рук, ног, головы, движения рук, ног, головы, обучающимися 2 группы. туловища. туловища. Выполняют основные положения Чередуют ходьбу с бегом, Коррекционная игра на и движения рук, ног, головы, сохраняя темп, дистанцию во развитие точности движений туловища с наименьшим время движения, удерживая количеством раз. правильную осанку во время Участвуют в подвижной игре по ходьбы. показу и инструкции учителя Играют в подвижную игру после инструкции 1 Выполнение бега в Выполняют бег в чередовании с Выполняют бег в 1 Выполнение простейших перестроений. Бег с изменением направлений. Выполнение комплекса утренней гимнастики. Выполнение прыжка с высоты. Коррекционная игра Выполняют упражнение по показу учителя. Выполняют комплекс наименьшее количество раз. Прыгают с высоты с мягким приземлением. Участвуют в игре по показу и инструкции учителя 17 ходьбы и бега 16. Лазание вверх, вниз по гимнастической стенке, не пропуская реек 1 чередовании с ходьбой в колонне по одному. Построение в круг и выполнение общеразвивающих упражнений. Выполнение тренировочных упражнений на дыхание во время ходьбы, бега, проговаривание звуков на выдохе. Подвижная игра на внимание ходьбой в колонне по одному под контролем педагога. Отвечают на вопросы односложно. Выполняют построение в круг с помощью учителя. Выполняют коррегирующие упражнения после неоднократного показа по прямому указанию учителя. Участвуют в игре по инструкции учителя Знакомство с игровыми задания на построение и перестроения. Выполнение ходьбы в различном темпе. Освоение разновидностей ходьбы. Выполнение комплекса утренней гимнастики. Определение названия двигательному действию, названия оборудования. Выполнение правильного захвата рейки руками и правильной постановки Выполняют ходьбу на носках, на пятках, на внутреннем и внешнем своде стопы. Выполняют комплекс утренней гимнастики ориентируясь на образец выполнения учителем и/или обучающимися 2 группы. Выполняют лазанье (с помощью учителя, по возможности самостоятельно) по прямому указанию учителя. Участвуют в подвижной игре по показу и инструкции учителя чередовании с ходьбой в колонне по одному. Отвечают на вопросы целым предложением. Выполняют построение в круг и комплекс утренней зарядки по инструкции учителя. Выполняют коррегирующие упражнения без предметов после показа учителя. Играют в подвижную игру после инструкции Выполняют игровые задания. Осваивают и выполняют ходьбу по прямой линии на носках, на пятках, на внутреннем и внешнем своде стопы с сохранением равновесия на ограниченной поверхности. Смотрят образец выполнения упражнения, слушают инструкцию учителя, выполняют упражнения. Осваивают и используют игровые умения 18 17. Переползание на четвереньках в медленном темпе по горизонтальной гимнастической скамейке 1 18. Упражнения гимнастическими палками с 1 19. Упражнения для расслабления мыщц 1 стопы на гимнастическую стенку. Подвижная игра с прыжками Выполнение обыкновенной ходьбы в чередовании с ходьбой по линии, обозначенной на полу, сохраняя равновесие. Выполнение упражнений на осанку. Выполнение упора на коленях и на четвереньках, правильное удержание за скамейку. Подвижная игра с бросанием и ловлей Выполнение построений в шеренгу и колонну. Выполнение бега в чередовании с ходьбой. Выполнение комплекса упражнений с гимнастической палкой. Подвижная игра с бросками и ловлей Выполнение построений в шеренгу, в колонну по одному. Выполняют ходьбу, ориентируясь на образец выполнения. Выполняют ползание по гимнастический скамейке на четвереньках с помощью учителя. Бросают и ловят волейбольные мячи по прямому указанию учителя Выполняют ходьбу по инструкции учителя. Выполняют проползание на четвереньках в медленном темпе по горизонтальной скамейке (самостоятельно) Играют в подвижную игру по показу и инструкции учителя Выполняют упражнения с предметом, ориентируясь на образец выполнения учителем (или на образец правильного выполнения обучающихся 2 группы). Участвуют в игре по инструкции учителя Выполняют упражнения с предметом, ориентируясь на образец выполнения учителем. Осваивают и используют игровые умения Фиксируют внимание и Выполняют построение в воспринимают расположение шеренгу, в колонну по зрительных пространственных команде учителя. 19 Чередование ходьбы и бега. Выполнение упражнений для расслабления мышц. Коррекционная игра на развитие точности движений 20. Упражнения укрепления туловища для мышц 1 Выполнение ходьбы в колонне по одному с различными заданиями для рук. Выполнение комплекса упражнений на укрепление мышц туловища. Подвижная игра с прыжками опор- ориентиров для выполнения построений и перестроений. Выполняют бег и ходьбу, ориентируясь на образец выполнения учителем и/или обучающимися 2 группы. Выполняют упражнения для расслабления мышц. Участвуют в подвижной игре по показу и инструкции учителя Выполняют ходьбу, ориентируясь на образец выполнения учителем и/или обучающимися 2 группы. Выполняют упражнения на укрепление мышц туловища по прямому указанию учителя. Участвуют в игре по инструкции учителя 21. Ходьба по гимнастической скамейке прямо, правым, левым боком с различными положениями рук 1 Выполнение ходьбы с различными движениями рук. Комплекс упражнений на укрепление кистей рук и пальцев. Прохождение по гимнастической скамейке, сохраняя равновесие. Выполняют ходьбу по указанию учителя. Выполняют ходьбу по гимнастической скамейке прямо, правым, левым боком с различными положениями рук, ориентируясь на образец выполнения учителем и/или обучающимися 2 группы. Участвуют в подвижной игре по Выполняют упражнения для расслабления мышц. Чередуют ходьбу с бегом, сохраняя темп, дистанцию во время движения, удерживая правильную осанку во время ходьбы. Играют в подвижную игру после инструкции Выполняют ходьбу по указанию учителя. Выполняют ходьбу по гимнастической скамейке прямо, правым, левым боком с различными положениями рук. Играют в подвижную игру по показу и инструкции Выполняют ходьбу по указанию учителя. Выполняют упражнения на укрепление мышц туловища, ориентируясь на образец выполнения учителем. Осваивают и используют игровые умения 20 22. Комплекс упражнений с гимнастической скакалкой 1 23. Упражнения для формирования правильной осанки 1 24. Упражнения 1 с Коррекционная игра показу и инструкции учителя учителя Выполнение ходьбы с прыжками, доставая рукой ленточки. Выполнение общеразвивающих упражнений в колонне по одному в движении. Выполнение упражнений со скакалкой: удержание, складывание, завязывание скакалки. Выполнение прыжков через скакалку Выполнение ходьбы по канату. Выполнение ходьбы с различными положениями рук за учителем и за направляющим сохраняя правильную осанку Выполнение общеразвивающих упражнений с малыми мячами. Подвижная игра с бегом Выполнение бега в Выполняют ходьбу по указанию учителя. Выполняют упражнения в движении наименьшее количество раз. Выполняют коррегирующие упражнения после неоднократного показа по прямому указанию учителя. Выполняют доступные упражнения со скакалкой Выполняют ходьбу по указанию учителя. Выполняют упражнения в движении по показу учителя. Выполняют коррегирующие упражнения с предметом после показа учителя. Выполняют упражнения со скакалкой Выполняют упражнения на формирование правильной осанки, ориентируясь на образец выполнения учителем (или на образец правильного выполнения обучающихся 2 группы). Выполняют упражнения с малыми мячами наименьшее количество раз. Участвуют в подвижной игре по показу и инструкции учителя Выполняют коррегирующие упражнения после показа учителем. Выполняют упражнения с малыми мячами после показа учителем. Играют в подвижную игру по показу и инструкции учителя Выполняют бег в чередовании с Выполняют бег в 21 малыми мячами 25. Одежда и обувь для занятий лыжной подготовкой, техника безопасности на лыжне 26. Построение в шеренгу по одному с лыжами в руках 1 1 чередовании с ходьбой. ходьбой под контролем учителя. Выполнение упражнений с Выполняют упражнения с малыми малыми мячами: мячами по прямому указанию перекладывание, учителя. Участвуют в подвижной подбрасывание, игре по показу и инструкции перебрасывание мяча, учителя бросание в пол, в стену и ловля его. Подвижная игра с элементами общеразвивающих упражнений Лыжная подготовка – 16 часов Беседа об этапах подготовки Рассматривают одежду и обувь к занятию лыжами: одежда и лыжника, лыжный инвентарь. обувь, основные требования Отвечают на вопросы односложно. к технике безопасности. Одевают самостоятельно или с Тренировочные упражнения помощью педагога форму для по подбору и одеванию занятий лыжной подготовкой. одежды и обуви для занятий. Участвуют в подвижной игре по Подвижная игра с бегом инструкции учителя Определение свое место в строю, построение в шеренгу, выполнение команд с лыжами в руках. Передвижение ступающим шагом Выполняют строевые действия с лыжами по сигналу учителя, передвигаются к месту занятий под контролем учителя. чередовании с ходьбой. Выполняют упражнения с малыми мячами, ориентируясь на образец выполнения учителем. Играют в подвижную игру по показу и инструкции учителя Самостоятельно готовятся к уроку физической культуры. Отвечают на вопросы целыми предложениями. Осваивают и используют игровые умения Выполняют строевые действия по сигналу учителя, передвигаются к месту занятий, соблюдая технику безопасности при передвижении в колонне с 22 27. Построение в шеренгу на лыжах 1 Выполнение построений в шеренгу на лыжах. Передвижение ступающим шагом Выполняют строевые действия с лыжами по сигналу учителя, передвигаются к месту занятий под контролем учителя. Выполняют строевые команды по сигналу учителя 28. Выполнение команд с лыжами в руках 1 Выполняют строевые команды с лыжами в руках по сигналу учителя. 29. Выполнение команд на лыжах 1 Выполнение построений с лыжами в руках. Тренировочные упражнения на закрепление выполнения команд: «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!» Передвижение ступающим шагом Выполнение построений с лыжами в руках. Выполнение команд: «В колонну по одному на лыжах без палок, марш!» лыжами. Передвигаются ступающим шагом по лыжне Выполняют строевые действия по сигналу учителя, передвигаются к месту занятий, соблюдая технику безопасности при передвижении в колонне с лыжами. Выполняют строевые команды по сигналу учителя. Передвигаются ступающим шагом по лыжне Выполняют строевые команды с лыжами в руках по сигналу учителя. Выполняют передвижение ступающим шагом Выполняют строевые команды на Выполняют строевые лыжах сигналу учителя команды на лыжах сигналу учителя. Выполняют передвижение ступающим шагом 23 30. Передвижение в колонне по одному с лыжами в руках 1 31. Передвижение в колонне по одному на лыжах без палок Передвижение в колонне по одному на лыжах без палок Передвижение в колонне по одному на лыжах без палок Ходьба на лыжах ступающим шагом без палок по кругу друг за другом Ходьба на лыжах ступающим шагом без палок по кругу 1 32. 33. 34. 35. 1 Передвижение ступающим шагом Выполнение построений с лыжами в шеренгу. Передвижение с лыжами в колонну по одному с соблюдением техники безопасности. Передвижение ступающим шагом Сохранение дистанции в колонне с лыжами в руках Выполнение построений с лыжами и передвижение к месту занятий. Передвижение в колонне по одному без палок сохраняя безопасную дистанцию Выполняют строевые команды с Выполняют строевые лыжами. Передвигаются колонне команды с лыжами по по одному с лыжами в руках сигналу учителя. Передвигаются колонне по одному с лыжами в руках. Выполняют передвижение ступающим шагом Выполняют строевые команды с лыжами и строевые действия на лыжах по образцу. Выполняют передвижение в колонне по одному на лыжах без палок наименьшее количество раз Выполняют строевые команды с лыжами и строевые действия на лыжах. Выполняют передвижение в колонне по одному на лыжах без палок Выполняют строевые команды с лыжами. Передвигаются колонне по одному с лыжами в руках. Передвигаются на лыжах ступающим шагом Выполняют строевые команды с лыжами по сигналу учителя. Передвигаются колонне по одному с лыжами в руках. Передвигаются на лыжах ступающим, скользящим 1 1 Выполнение построений с лыжами в шеренгу. Передвижение с лыжами в колонну по одному с соблюдением техники безопасности. Выполнение передвижений 24 друг за другом 36. 37. 38. 39. 40. 41. Ходьба на лыжах ступающим шагом без палок по кругу друг за другом Ходьба на лыжах ступающим шагом без палок по кругу друг за другом Ходьба на лыжах ступающим шагом без палок по кругу друг за другом Прохождение на лыжах за урок от 0,5 до 0,6 км Прохождение на лыжах за урок от 0,5 до 0,6 км 1 Правила закаливания 1 1 на лыжах ступающим шагом, сохраняя равновесии, правильно вставать после падения. Выполнение спуск с горы на лыжах и подъем ступающим шагом шагом. Выполняют спуск с горы на лыжах и подъем ступающим шагом Выполнение построений с Выполняют строевые команды с лыжами в шеренгу. лыжами. Передвигаются колонне Передвижение с лыжами в по одному с лыжами в руках. колонну по одному с Преодолевают дистанцию в соблюдением техники произвольном темпе безопасности. Преодоление дистанции в быстром темпе за урок Игры – 16 часов Беседа об основных Слушают объяснение педагога по правилах и средств теме с четким смысловыми закаливания. акцентами и опорой на Выполнение наглядность (картинки по теме общеразвивающих урока). Отвечают на вопросы Выполняют строевые команды с лыжами по сигналу учителя. Передвигаются колонне по одному с лыжами в руках. Преодолевают дистанцию в быстром темпе 1 1 1 Слушают объяснение педагога по теме с четким смысловыми акцентами и опорой на наглядность (картинки по теме урока). 25 упражнений в колонне по односложно. одному в движении. Выполняют упражнения Коррекционная игра наименьшее количество раз. Участвуют в подвижной игре под контролем учителя 42. Техника безопасности и правила поведения 1 Беседа о правилах поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями. Выполнение комплекса упражнений для утренней зарядки. Подвижная игра с бегом и прыжками 43. Игры с элементами общеразвивающих упражнений 1 Выполнение ходьбы с хлопками. Выполнение упражнений с волейбольным мячом. Подвижная игра на повторение движений педагога или ведущего, действие по сигналу, согласно правилам игры Отвечают на вопросы односложно. Выполняют упражнения наименьшее количество раз. Выполняют упражнения с мячом по инструкции и по показу учителя, ориентируясь на поэтапный показ отдельных действий и операций в последовательности их выполнения, под пооперационным (пошаговым) контролем учителя (при необходимости) Выполняют ходьбу, ориентируясь на образец выполнения учителем. Выполняют 3-4 упражнения с мячом. Осваивают и используют игровые умения Отвечают на вопросы предложениями. Выполняют комплекс упражнений по показу и инструкции учителя. Играют в подвижную игру после инструкции учителя Отвечают на вопросы предложениями. Выполняют комплекс упражнений по показу и инструкции учителя. Играют в подвижную игру после инструкции учителя Выполняют ходьбу по показу учителя. Выполняют упражнения по инструкции учителя. Осваивают и используют игровые умения 26 44. Игра с бросанием и ловлей мяча: «Бросить и поймать» 1 Выполнение бега в чередовании с ходьбой в колонне по одному. Построение в круг и выполнение общеразвивающих упражнений типа зарядки. Подвижная игра в подбрасывании мяча, ловли его и быстром беге Выполняют бег в чередовании с ходьбой в колонне по одному под контролем педагога. Выполняют построение в круг с помощью учителя. Участвуют в игре по инструкции 45. Подвижная игра «Бездомный заяц» 1 Выполнение ходьбы со сменой положений рук. Знакомство с упражнениями для развития мышц кистей рук и пальцев. Подвижная игра на перемещения бегом в различных направлениях, ориентировки в пространстве Выполняют ходьбу со сменой положения рук под контролем учителя. Выполнение упражнений наименьшее количество раз. Слушают теоретический материал по правилам игр и поведения во время игр. Участвуют в игре по инструкции 46. Подвижная игра на развитие координации «Не намочи ноги» 1 Выполнение комплекса упражнений в движении. Выполнение упражнений на сохранение равновесия в ходьбе. Выполнение лазания по гимнастической стенке. Выполняют комплекс упражнений наименьшее количество раз. Выполняют ходьбу по линии на носках, на пятках с различными положениями рук по показу учителя. Выполняют лазание на небольшую высоту. Осваивают и Выполняют бег в чередовании с ходьбой в колонне по одному. Отвечают на вопросы целым предложением. Выполняют построение в круг и комплекс утренней зарядки по инструкции учителя. Осваивают и используют игровые умения Выполняют ходьбу со сменой положения рук по показу учителя. Выполняют упражнения по инструкции и показу учителя. Слушают теоретический материал по правилам игр и поведения во время игр. Осваивают и используют игровые умения Выполняют комплекс упражнений по показу учителя. Выполняют ходьбу по линии на носках, на пятках с различными положениями рук. 27 47. Подвижные игры с бегом: «Пустое место» 1 48. Эстафеты предметами 1 с Подвижная игра на сохранение равновесия, выполнение действий согласно правилам игры Выполнение различных видов ходьбы в колонне. Выполнение общеразвивающих упражнений с флажками. Знакомство с переноской гимнастических матов. Выполнение прыжка в высоту. Подвижная игра с бегом на скорость используют игровые умения Выполняют ходьбу на носках, на пятках, на внутреннем своде стопы. Выполняют 5-6 упражнений с флажками. Выполняют прыжки после инструкции и неоднократного показа учителем (при необходимости: пошаговая инструкция учителя, пооперационный контроль выполнения действий). Участвуют в подвижной игре по показу и инструкции учителя Подвижная игра с Выполняют бег в чередовании с элементами перестроений. ходьбой в колонне по одному под Выполнение бега в контролем педагога. Участвуют в чередовании с ходьбой. соревновательной деятельности по Выполнение комплекса возможности ( участвуют в общеразвивающих эстафете) упражнений. Эстафета с предметами Выполняют лазание. Осваивают и используют игровые умения Выполняют ходьбу на носках, на пятках, на внутреннем и внешнем своде стопы. Выполняют комплекс упражнений с флажками. Выполняют прыжки после инструкции и показа учителя. Играют в подвижную игру после инструкции и показа учителя Выполняют бег в чередовании с ходьбой в колонне по одному. Участвуют в соревновательной деятельности( участвуют в эстафете) 28 49. Коррекционная игра «День и ночь» 1 Выполнение ходьбы с хлопками. Выполнение равномерного бега по длинной дистанции. Выполнение упражнений со скакалкой. Выполнение игровых действия соблюдая правила игры 50. Игра с метанием мяча «Передай мяч» 1 51. Игры на развитие выносливости 1 Выполнение обыкновенной ходьбы в чередовании с ходьбой по линии, обозначенной на полу, сохраняя равновесие. Выполнение упражнений на осанку. Выполнение ползания по гимнастической скамейке. Подвижная игра с бросанием и ловлей Выполнение бега в чередовании с ходьбой. Выполнение упражнений с большим мячом: Осваивают и выполняют ходьбу удерживают правильное положение тела во время бега (с помощью учителя, при необходимости: пошаговая инструкция учителя, пооперационный контроль выполнения действий). Выполняют комплекс упражнений с флажками наименьшее количество раз. Осваивают и используют игровые умения Выполняют ходьбу, ориентируясь на образец выполнения. Выполняют ползание по гимнастический скамейке на четвереньках с помощью учителя. Передают волейбольные мячи по прямому указанию учителя Выполняют ходьбу по сигналу учителя. Выполняют медленный бег в колонне. Выполняют комплекс упражнений со скакалкой по показу учителя. Играют в подвижную игру после инструкции и показа учителя Выполняют бег в чередовании с ходьбой под контролем учителя. Выполняют упражнения с большим мячом по прямому Выполняют бег в чередовании с ходьбой. Выполняют упражнения с большим мячом, Выполняют ходьбу по инструкции учителя. Выполняют проползание на четвереньках по горизонтальной скамейке (самостоятельно) Играют в подвижную игру по показу и инструкции учителя 29 52. Эстафеты развитее координации на 53. Передача предметов 1 54. Переноска 1 1 перекладывание, подбрасывание, перебрасывание мяча, бросание в пол, в стену и ловля его. Подвижная игра Подвижная игра с элементами перестроений. Выполнение бега в чередовании с ходьбой. Выполнение комплекса общеразвивающих упражнений. Эстафета с предметами Выполняют ходьбу с прыжками, доставая рукой ленточки. Выполнение общеразвивающих упражнений в колонне по одному в движении. Выполнение упражнений со скакалкой: удержание, складывание, завязывание скакалки. Игровые задания в передаче предметов Выполнение бега в указанию учителя. Участвуют в ориентируясь на образец подвижной игре по показу и выполнения учителем. инструкции учителя Играют в подвижную игру по показу и инструкции учителя Выполняют бег в чередовании с ходьбой в колонне по одному под контролем педагога. Участвуют в соревновательной деятельности по возможности ( участвуют в эстафете) Выполняют бег в чередовании с ходьбой в колонне по одному. Участвуют в соревновательной деятельности( участвуют в эстафете) Выполняют ходьбу по указанию учителя. Выполняют упражнения в движении наименьшее количество раз. Выполняют коррегирующие упражнения после неоднократного показа по прямому указанию учителя. Выполняют игровые задания в передаче предметов с помощью учителя Выполняют ходьбу по указанию учителя. Выполняют упражнения в движении по показу учителя. Выполняют коррегирующие упражнения с предметом после показа учителя. Выполняют игровые задания в передаче предметов Выполняют бег в чередовании с Выполняют ходьбу по 30 предметов, спортивного инвентаря 55. Удары мяча о пол, о стенку и ловля его двумя руками 1 56. Эстафета с мячом 1 чередовании с ходьбой. Выполнение комплекса общеразвивающих упражнений. Освоение правил переноски предметов и спортивного инвентаря Выполнение бега в чередовании с ходьбой в колонне по одному. Построение в круг и выполнение общеразвивающих упражнений типа зарядки. Подвижная игра в подбрасывании мяча, ловли его и быстром беге ходьбой в колонне по одному под указанию учителя. контролем педагога. Осваивают и Выполняют упражнения в используют игровые умения движении по показу учителя. Осваивают и используют игровые умения Выполняют бег в чередовании с ходьбой в колонне по одному под контролем педагога. Выполняют построение в круг с помощью учителя. Участвуют в игре по инструкции Подвижная игра с Выполняют бег в чередовании с элементами перестроений. ходьбой в колонне по одному под Выполнение бега в контролем педагога. Участвуют в чередовании с ходьбой. соревновательной деятельности по Выполнение комплекса возможности ( участвуют в общеразвивающих эстафете) упражнений. Эстафета с предметами Легкая атлетика – 12 часов Выполняют бег в чередовании с ходьбой в колонне по одному. Отвечают на вопросы целым предложением. Выполняют построение в круг и комплекс утренней зарядки по инструкции учителя. Осваивают и используют игровые умения Выполняют бег в чередовании с ходьбой в колонне по одному. Участвуют в соревновательной деятельности( участвуют в эстафете) 31 57. Преодоление простейших препятствий 1 58. Прыжок в длину с места толчком двух ног в начерченный ориентир 1 59. Прыжок в длину с места 1 Выполнение бега в чередовании с ходьбой. Выполнение общеразвивающих упражнений. Преодоление простейших препятствий: перепрыгивание, пролезание, оббегание. Коррекционная игра Выполнение построений в шеренгу и колонну. Выполнение ходьбы по ориентирам, начерченным на полу. Прыжок в длину с места толчком двух ног в начерченный ориентир. Подвижная игра с бегом Выполнение ходьбы со сменой положения рук. Выполнение упражнений для укрепления голеностопных суставов и стоп. Знакомство с названием и техникой выполнения прыжка. Выполнение прыжка в длину Выполняют бег в чередовании с ходьбой под контролем учителя. Выполняют комплекс упражнений меньшее количество раз. Преодолевают простейшие препятствия с помощью учителя. Участвуют в подвижной игре Чередуют бег и ходьбу. Выполняют комплекс упражнений по показу. Преодолевают простейшие препятствия после инструкции учителя. Играют в подвижную игру после инструкции и показа учителя Выполняют упражнения для развития точности движений; выполняют упражнения для развития пространственно– временной дифференцировки по прямому указанию учителя. Участвуют в игре по инструкции учителя Выполняют упражнения для развития пространственно– временной дифференцировки, ориентируясь на образец выполнения учителем. Осваивают и используют игровые умения Выполняют ходьбу со сменой положения рук под контролем учителя. Прыгают в длину с места, ориентируясь на образец выполнения учителем и/или обучающимися 2 группы. Участвуют в подвижной игре по показу и инструкции учителя Выполняют ходьбу со сменой положения рук по показу учителя. Выполняют упражнения по инструкции и показу учителя. Выполняют прыжок в длину с места по показу учителя. Играют в подвижную игру по показу и 32 с места. Подвижная игра с прыжками 60. Метание теннисного мяча в стену 1 61. Метание теннисного мяча в цель 1 Выполнение бега по прямой в шеренге. Выполнение общеразвивающих упражнений. Знакомство с названием мяча для метания. Освоение правильного захвата и произвольного метания малого мяча в стену. Игры с элементами общеразвивающих упражнений Выполнение ходьбы с прыжками, доставая рукой ленточки. Выполнение общеразвивающих упражнений в колонне по одному в движении. Выполнение упражнений со скакалкой: удержание, складывание, завязывание скакалки. Выполнение метания мяча с инструкции учителя Выполняют бег под контролем учителя. Выполняют 3-5 упражнений. Выполняют различные виды метания малых мячей после инструкции и неоднократного показа учителя. Участвуют в подвижной игре по показу и инструкции учителя Выполняют бег после инструкции, ориентируясь на зрительно-пространственные опоры. Выполняют захват и удержание различных предметов для выполнения метания после инструкции и показа учителя. Играют в подвижную игру после инструкции учителя Выполняют ходьбу по указанию учителя. Выполняют упражнения в движении наименьшее количество раз. Выполняют коррегирующие упражнения после неоднократного показа по прямому указанию учителя. Выполняют метание теннисного мяча в цель, ориентируясь на поэтапный показ отдельных действий (при необходимости, повторный показ, Выполняют ходьбу по указанию учителя. Выполняют упражнения в движении по показу учителя. Выполняют коррегирующие упражнения с предметом после показа учителя. Выполняют метание теннисного мяча в цель после инструкции и показа учителя 33 Метание теннисного мяча на дальность Метание теннисного мяча на дальность 1 64. Круговые эстафеты до 20 м 1 65. Круговые эстафеты до 20 м 1 66. Высокий старт 30 м 1 62. 63. 1 большой амплитудой дополнительная индивидуальная инструкция учителя) Выполнение ходьбы в колонне по одному с различными заданиями для рук. Выполнение комплекса упражнений для укрепления туловища. Освоение правильного удержания мяча, ориентирование в пространстве, соразмерение своих усилий Выполнение метания на дальность сильнейшей рукой Подвижная игра с элементами перестроений. Выполнение бега в чередовании с ходьбой. Выполнение комплекса общеразвивающих упражнений. Эстафета на скорость Выполнение ходьбы со сменой положения рук. Выполнение упражнений для Выполняют ходьбу, ориентируясь на образец выполнения учителем и/или обучающимися 2 группы. Выполняют 5-6 упражнений комплекса. Выполняют метание на дальность, ориентируясь на образец выполнения учителем и/или обучающимися 2 группы Выполняют ходьбу по указанию учителя. Выполняют комплекс упражнений по показу учителя. Выполняют метание на дальность после инструкции и показа учителя Выполняют бег в чередовании с ходьбой в колонне по одному под контролем педагога. Участвуют в соревновательной деятельности по возможности ( участвуют в эстафете) Выполняют бег в чередовании с ходьбой в колонне по одному. Участвуют в соревновательной деятельности( участвуют в эстафете) Выполняют ходьбу со сменой Выполняют ходьбу со положения рук под контролем сменой положения рук по учителя. Выполняют бег с показу учителя. 34 67. Медленный бег до 1-2 мин 68. Медленный бег до 1-2 мин 1 укрепления голеностопных суставов и стоп. Ускорение на дистанции в 30 м, Знакомство с понятием высокий старт Выполнение различных видов ходьбы в колонне. Выполнение общеразвивающих упражнений с малыми мячами. Выполнение бега по длинной дистанции, технически правильно удерживание корпуса и рук в медленном беге в сочетании с дыханием высокого старта, ориентируясь на Выполняют упражнения по образец выполнения учителем инструкции и показу и/или обучающимися 2 группы учителя. Выполняют бег с высокого старта после инструкции и показа учителя Выполняют различные виды Выполняют различные виды ходьбы в колонне по показу ходьбы по указанию учителя. учителя. Выполняют упражнения с Выполняют упражнения с малыми малыми мячами по показу мячами наименьшее количество учителя. раз. Выполняют медленный бег Выполняют медленный бег в чередовании с ходьбой 35