ПРИЛОЖЕНИЕ № 4 к Основной образовательной программе основного общего образования (утверждено Приказом директора Приказ № 52/2 от 30. 08. 2024 г.) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 «Математика» (для 7 класса) с. Киргишаны 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА I. Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR). ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Математика» относится к предметной области «Математика» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Математика» в 7 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 102 часа в год (3 часа в неделю). Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Математика». Цель обучения - максимальное общее развитие обучающихся, коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого обучающегося на разных этапах обучения. Задачи обучения: − формирование и развитие математических знаний и умений, необходимых для решения практических задач в учебной и трудовой деятельности, используемых в повседневной жизни; − коррекция недостатков познавательной деятельности и повышение уровня общего развития; − воспитание положительных качеств и свойств личности. 2 Рабочая программа по учебному предмету «Математика» в 7 классе определяет следующие задачи: − совершенствование устных и письменных вычислительных навыков в пределах 1 000 000; − совершенствование умения выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение; − формирование умения приводить дробь к общему знаменателю; − формирование умения складывать и вычитать обыкновенные дроби с разными знаменателями; − формирование умения выполнять умножение и деление многозначных чисел на двузначное число в пределах 1 000 000; − формирование умения нахождения десятичных дробей; − совершенствование умения решать составные арифметические задачи (3 - 4 действия); − формирование умения решать задачи, связанные с производственным процессом (производительность труда, время, объём всей работы); − формирование умения решать задачи, связанные с процессом изготовления товара (расход на предмет, количество предметов, общий расход); − совершенствование умения решать задачи на расчет стоимости товара (цена, количество, общая стоимость); − формирование умения решать задачи на время (начало, конец, продолжительность события); − совершенствование умения решать задачи на нахождение части целого; − совершенствование умения решать простые и составные арифметические задачи на движение (скорость, время, пройденный путь); 3 − совершенствование умения решать простые и составные задачи геометрического содержания, требующие вычисления периметра прямоугольника (квадрата); − формирование построения геометрических фигур (параллелограмм, ромб), симметрично расположенных относительно оси, центра симметрии; − воспитание интереса к математике, стремления использовать знания в повседневной жизни. 4 II. Обучение СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ математике в 7 классе носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию математических знаний в различных ситуациях. Распределение учебного материала осуществляется концентрически, что позволяет обеспечить постепенный переход от исключительно практического теоретическому изучению, с изучения математики обязательным к учётом практикозначимости усваиваемых знаний и умений формирования жизненных компетенций. В процессе изучения математики у обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальной недостаточности) развивается элементарное математическое мышление, формируются и корригируются такие его формы, как сравнение, анализ, синтез, развиваются способности к обобщению и конкретизации, создаются условия для коррекции памяти, внимания и других психических функций. Основными математики организационными являются: формами фронтальная, работы групповая, на уроке коллективная, индивидуальная работа, работа в парах. При проведении уроков математики предполагается использование следующих методов: − словесные (рассказ или изложение знаний, беседа, работа по учебнику или другим печатным материалам); − наглядные (наблюдение, демонстрация предметов или их изображений); − предметно - практические (измерение, вычерчивание геометрических фигур, моделирование, нахождение значений числовых выражений); 5 − частично - поисковые (эвристическая беседа, олимпиада, практические работы); − исследовательские (проблемное изложение); − система специальных коррекционно – развивающих методов; − методы убеждения (словесное разъяснение, убеждение, требование); − методы организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, поручение); − методы стимулирования поведения (похвала, поощрение, взаимооценка). Широкое применение находит проблемное изложение знаний, при котором является создание проблемной ситуации, исследование, поиск правильного ответа. В учебном процессе чаще всего предполагается использование комбинации указанных методов. Комплексное их использование позволяет более полно решать задачи каждого урока. Содержание разделов № Название раздела, темы п/п 1 Нумерация. Арифметические действия с Количество Контрольные часов работы 17 1 13 2 32 3 числами в пределах 1 000 000 2 Умножение и деление чисел на однозначное число 3 Арифметические действия с числам, полученные при измерении 4 Обыкновенные дроби 7 1 5 Десятичные дроби 14 1 6 Повторение пройденного 3 1 7 Геометрический материал 16 Итого 102 9 6 III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные: − формирование адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; − сформирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; − наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным ценностям; − формирование эстетических чувств, отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей. Предметные: Минимальный уровень: − знать числовой ряд 1—100 000 в прямом порядке (с помощью учителя); − уметь читать, записывать под диктовку числа в пределах 100 000 (в том числе с использованием калькулятора); − уметь получать числа из разрядных слагаемых в пределах 100 000; − уметь выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100 000 без перехода через разряд (легкие случаи) приемами устных вычислений (в том числе с использованием калькулятора); − уметь выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100 000 без перехода через разряд и с переходом через разряд приемами письменных вычислений (в том числе с использованием калькулятора); − знать алгоритм выполнения сложения и вычитания чисел с помощью калькулятора; − уметь использовать калькулятор с целью проверки правильности вычислений (устных и письменных); 7 − уметь выполнять умножение и деление чисел в пределах 100 000 на однозначное число, двузначное число, круглые десятки приемами письменных вычислений (лёгкие случаи), в том числе с использованием калькулятора; − уметь выполнять умножение и деление чисел на 10, 100, 1000 в пределах 100 000; − уметь выполнять сложение и вычитание чисел (небольших), полученных при измерении двумя мерами стоимости, длины, массы письменно (с помощью учителя); − уметь выполнять умножение и деление чисел (небольших), полученных при измерении двумя мерами стоимости, длины, массы на однозначное число письменно (с помощью учителя); − знать десятичные дроби, уметь их записывать, читать, сравнивать; − уметь выполнять сложение и вычитание десятичных дробей, имеющие в записи менее 5 знаков (цифр), в том числе с использованием калькулятора; − уметь выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, смешанные числа (в знаменателе числа 5— 20, с помощью учителя), без преобразований чисел, полученных в сумме или разности; − уметь выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями, включая смешанные числа (лёгкие случаи), с помощью учителя; − уметь выполнять сложение и вычитание десятичных дробей (с помощью учителя); − уметь решать арифметические задачи в 2 действия; − уметь решать задачи на расчет стоимости (цена, количество, общая стоимость товара); 8 − уметь решать задачи на время (начало, конец, продолжительность события); − уметь решать задачи на нахождение скорости, времени, расстояния; − уметь решать простые арифметические задачи на нахождение одной и нескольких частей от числа; − уметь выполнять построение с помощью линейки, чертёжного угольника, циркуля линий, углов, окружностей, в разном положении на плоскости; − знать свойства элементов многоугольника (параллелограмм); − узнавать симметричные предметы, геометрических фигур; находить ось симметрии симметричного плоского предмета. Достаточный уровень: − знать числовой ряд в пределах 1 000 000 в прямом и обратном порядке; − знать место каждого числа в числовом ряду в пределах 1 000 000; − знать разряды и классы в пределах 1 000 000; − уметь пользоваться нумерационной таблицей для записи и чтения чисел; − уметь получать и раскладывать числа из разрядных слагаемых в пределах 1 000 000; − уметь сравнивать числа в пределах 1 000 000; − уметь выполнять сложение и вычитание многозначных чисел в пределах 1 000 000: без перехода через разряд (легкие случаи) приемами устных вычислений; − уметь выполнять сложение и вычитание многозначных чисел в пределах 1 000 000 без перехода через разряд и с переходом через разряд приемами письменных вычислений с последующей проверкой; − уметь выполнять умножение и деление чисел в пределах 100 000 на однозначное число, двузначное число, круглые десятки, деление с 9 остатком приемами письменных вычислений, с последующей проверкой правильности вычислений; − уметь выполнять умножение и деление чисел на 10, 100, 1000 в пределах 100 000; − уметь выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя единицами мерами стоимости, длины, массы письменно; − уметь выполнять умножение и деление чисел, полученных при измерении двумя единицами (мерами) стоимости, длины, массы, на однозначное число, круглые десятки, двузначное число письменно; − уметь выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, включая смешанные числа; − уметь выполнять вычитание обыкновенных дробей из целого числа (целые числа от 1 – 20); − уметь выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями, включая смешанные числа; − уметь приводить обыкновенные дроби к общему знаменателю (легкие случаи); − знать десятичные дроби, уметь их записывать, читать, сравнивать, выполнять преобразования десятичных дробей; − уметь записывать числа, полученные при измерении стоимости, длины, массы, в виде десятичных дробей; − уметь выполнять сложение и вычитание десятичных дробей; − уметь выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя мерами времени (легкие случаи); − уметь составлять и решать простые арифметические задачи на определение продолжительности, начала и окончания события; − уметь решать составные задачи в 3 -4 арифметических действия; − уметь решать задачи на расчет стоимости (цена, количество, общая стоимость товара); 10 − уметь решать задачи на время (начало, конец, продолжительность события); − уметь выполнять решение простых задач на соотношение: расстояние, скорость, время; − уметь выполнять решение и составление задач на одновременное и противоположное движение двух тел; − уметь выполнять построение с помощью линейки, чертёжного угольника, циркуля, линий, углов, многоугольников, окружностей, в разном положении на плоскости, в том числе симметричных относительно оси, центра симметрии; − знать виды четырехугольников: произвольный, параллелограмм, ромб, прямоугольник, квадрат; свойства сторон, углов; приемы построения; − узнавать симметричные предметы, геометрических фигур; находить ось симметрии симметричного плоского предмета; − уметь располагать предметы симметрично относительно оси, центра симметрии. Система оценки достижений Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: − 0 баллов - нет фиксируемой динамики; − 1 балл - минимальная динамика; − 2 балла - удовлетворительная динамика; − 3 балла - значительная динамика. Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных, 11 текущих, промежуточных и итоговых) и тестовых заданий. предметных результатов учитывается уровень При оценке самостоятельности обучающегося и особенности его развития. Критерии оценки предметных результатов: Оценка «5» ставится за верное выполнение задания. При этой оценке допускаются 1 – 2 недочёта. Оценка «5» ставится, если обучающийся: − дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно-практическими действиями, знает и умеет применять правила, умеет самостоятельно оперировать изученными математическими представлениями; − умеет самостоятельно, с минимальной помощью учителя, правильно решить задачу, объяснить ход решения; − умеет производить и объяснять устные и письменные вычисления; − правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур пот отношению друг к другу на плоскости и в пространстве; − правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью измерительного и чертежного инструментов, умеет объяснить последовательность работы. Оценка «4» ставится, если обучающийся допускает 2 -3 ошибки и не более недочёта. Оценка «4» ставится, если обучающийся: − при ответе допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ; − при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных промежуточных записях, назывании промежуточных результатов вслух, опоре на образы реальных предметов; 12 − при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя, помогающих анализу предложенной задачи, уточнению вопросов задачи, объяснению выбора действий; − с незначительной помощью учителя правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости, в пространстве по отношению друг к другу; − выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью. Оценка «3» ставится, если обучающийся допустил 4-5 ошибок и несколько мелких. Также оценку «удовлетворительно» может получить обучающийся, совершивший несколько грубых ошибок, но при повторных попытках улучшивший результат. Оценка «3» ставится обучающемуся, если он: − при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила, может их применять; − производит вычисления с опорой на различные виды счетного материала, но с соблюдением алгоритмов действий; − понимает и записывает после обсуждения решение задачи под руководством учителя; − узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости и в пространстве со значительной помощью учителя или учащихся, или с использованием записей и чертежей в тетрадях, в учебниках, на таблицах, с помощью вопросов учителя; − правильно выполняет измерение и черчение после предварительного обсуждения последовательности работы, демонстрации её выполнения. Оценка «2» - не ставится. 13 № 1 Тема предмета Кол-во часов IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Программное содержание Дифференциация видов деятельности обучающихся Минимальный уровень Достаточный уровень Нумерация. Арифметические действия с целыми числами в пределах 1 000 000– 17 часов Устная и письменная 1 Закрепление числового ряда в Читают, записывают, Читают, записывают, нумерация чисел в пределах 1 000 000. сравниваютчисла в пределах сравнивают числа в пределах пределах 1000 000. Класс единиц, класс тысяч; 100 000, с помощью учителя. 100 000. Располагают числа в Таблица классов и разряды. Получение чисел в Называют разряды и классы порядке возрастания и разрядов пределах 1 000 000 из чисел в пределах 1 000 000 с убывания. разрядных слагаемых, помощью учителя. Называют разряды и классы разложение чисел на разрядные Записывают числа в чисел в пределах 1 000 000. слагаемые разрядную таблицу, с опорой Определяют сколько единиц на образец (разрядная каждого разряда содержится в таблица) числе. Умеют пользоваться нумерационной таблицей для записи и чтения чисел, умеют чертить нумерационную таблицу, обозначают в ней разряды и классы, вписывают в нее числа и читают их, записывают вписанные в таблицу числа. Представляют числа в виде суммы разрядных слагаемых и наоборот. Располагают числа в нужной последовательности и обратно (возрастание, убывание) 2 Арифметические действия с числами в пределах 1 000 000 (сравнение чисел) 1 3 Устное и письменное сложение и вычитание многозначных чисел в пределах 10 000 1 4 Арифметические действия с числами в пределах 1 000 000 (округление чисел, римская нумерация) 1 Сравнение и упорядочение чисел. Сравнение чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше)…? Во сколько раз больше (меньше…?» Решение арифметических задач с вопросами: «На сколько больше (меньше)…? Во сколько раз больше (меньше…?» Повторение компонентов сложения и вычитания. Закрепление приёмов сложения и вычитания чисел в пределах 10 000, решение арифметических задач в 2 – 3 действия Сравнивают числа в пределах 1 000 000, с опорой на числовую таблицу. Решают арифметические задачи в 1 действие Называют компоненты действий сложения и вычитания, с опорой на образец. Выполняют письменные вычисления сложения и вычитания с помощью калькулятора, записывают примеры в строчку. Решают арифметические задачи в 1- 2 действия Присчитывание и отсчитывание Называют компоненты разрядных единиц в пределах действий сложения и 1 000 000. Округление чисел до вычитания, с опорой на десятков, десятков тысяч, до образец. Выполняют сотен, до сотен тысяч. письменные вычисления Повторение римской сложения и вычитания с нумерации чисел. помощью калькулятора, Решение составных задач с записывают примеры в вопросами: «На сколько легче строчку. Решают составные (тяжелее)…? Во сколько раз задачи в 1 -2 действие. длиннее?» Определяют круглое число среди других чисел по Сравнивают числа в пределах 1 000 000, с опорой на числовую таблицу. Решают арифметические задачи в 1 - 2 действия Называют компоненты действий сложения и вычитания. Выполняют устные и письменные вычисления на сложение и вычитание. Решают арифметические задачи в 3-2 действия Называют компоненты действий сложения и вычитания. Выполняют устные и письменные вычисления на калькуляторе. Решают составные задачи в 2-3 действия. Определяют круглое число среди других чисел. Округляют числа в пределах 1 000 000 до указанного разряда (единиц тысяч, десятков тысяч, 15 5 Линии. Сложение и вычитание отрезков 1 6 Числа, полученные при измерении величин 1 инструкции учителя. Округляют числа в пределах 100 000до указанного разряда (единиц тысяч, десятков тысяч, сотен тысяч) с помощью учителя. Используют в записи знак округления («≈») Построение прямых кривых, Называют линии: прямые, замкнутых линий. Обозначение кривые, замкнутые, отрезков, линий буквами незамкнутые. латинского алфавита. Выполняют построение Нахождение суммы, разности отрезков, находят суммы и длин отрезков разности длин отрезков, с помощью учителя Называние известных мер Пользуются таблицей мер измерения (длины, массы, измерения (длины, массы, стоимости, времени). стоимости, времени), Дифференциация чисел: преобразовывают числа, полученных при счете полученные при измерении с предметов и при измерении помощью учителя. величин; полученных при Преобразовывают числа из измерении величин одной, более мелких в более двумя мерами. Соотношение крупные меры и наоборот. мер: меры массы, меры длины, Решают арифметические меры стоимости, меры времени. задачи Решение арифметических задач сотен тысяч). Используют в записи знак округления («≈») Чертят линии: прямые, кривые, замкнутые, незамкнутые. Выполняют построение отрезков, находят суммы и разности длин отрезков Называют меры измерения (длины, массы, стоимости, времени), умеют преобразовывать числа, полученные при измерении. Преобразовывают числа из более мелких в более крупные меры и наоборот. Решают арифметические задачи 16 7 8 9 10 Числа, полученные при измерении величин. Двойное обозначение времени. 1 Геометрический материал. Ломаная линия. Длина ломаной линии Входная контрольная работа теме: «Сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 000» 1 Работа над ошибками. Устное сложение и вычитание многозначных чисел в пределах 1 000 000 1 1 Определение времени по циферблату часов. Решение простых арифметических задач га определение, продолжительности начала и окончания события Построение замкнутых и незамкнутых ломаных линий. Вычисление длины ломанной линии Оценивание и проверка уровня знаний обучающихся по теме: «Сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 000» Выполнение работы над ошибками. Знакомство с устным сложением и вычитанием пятизначных чисел без перехода через разряд. Повторение компонентов сложения и вычитания. Решение простых и составных задач Определяют время по циферблату электронных часов. Решают задачи арифметические задачи Определяют время по циферблату механических и электронных часов. Решают задачи арифметические задачи Чертят ломаную линию, вычисляют длину ломаной линии по формуле Чертят ломаную линию, вычисляют длину ломаной линии Выполняют задания контрольной работы (с помощью калькулятора). Понимают инструкцию к учебному заданию. Принимают помощь учителя Выполняют работу над ошибками, корректируют свою деятельность с учетом выставленных недочетов. Решают примеры по алгоритму устного сложения и вычитания чисел. Решают простые арифметические задачи Выполняют задания контрольной работы. Понимают инструкцию к учебному заданию Выполняют работу над ошибками, корректируют свою деятельность с учетом выставленных недочетов. Решают примеры по алгоритму устного сложения и вычитания чисел. Решают составные арифметические задачи 17 11 Сложение и вычитание чисел с помощью калькулятора 1 Закрепление сложения и вычитания пятизначных чисел с помощью калькулятора. Решение арифметических задач на расчет стоимости (цена, количество, общая стоимость товара) 12 Письменное сложение и вычитание многозначных чисел в пределах 1 000 000 1 Знакомство с письменным сложением и вычитанием многозначных чисел с переходом через разряд (с записью примера в столбик). Проверка правильности сложения многозначных чисел, путем перестановки слагаемых. Решение арифметических задач 13 Письменное сложение и вычитание многозначных чисел в пределах 1 000 000 1 Отработка письменных приёмов сложения и вычитания чисел в пределах 1 000 000 (с записью примера в столбик). Проверка правильности вычислений сложения и вычитания, обратным действием. Решение арифметических задач Выполняют сложение и вычитание чисел с помощью калькулятора. Решают примеры письменно (с записью примера в столбик). Проверяют правильность вычислений на калькуляторе. Решают арифметические задачи в 1 действие Решают примеры по алгоритму письменного сложения и вычитания. Записывают примеры в столбик, выполняют сложение и вычитание на калькуляторе. Решают простые арифметические в 1 - 2 действия Решают примеры по алгоритму письменного сложения и вычитания. Решают арифметические в 1 действие Выполняют сложение и вычитание чисел с помощью калькулятора. Решают примеры письменно (с записью примера в столбик). Проверяют правильность вычислений на калькуляторе. Решают арифметические задачи в 1-2 действия Решают примеры по алгоритму письменного сложения и вычитания. Записывают примеры в столбик, выполняют письменное сложение и вычитание. Решают составные арифметические задачи в 2 – 3 действия Решают примеры по алгоритму письменного сложения и вычитания. Выполняют проверку правильности вычислений. Решают арифметические задачи в 2 – 3 действия 18 14 Нахождение неизвестного слагаемого 1 Закрепление приёмов нахождения неизвестных компонентов слагаемого. Закрепление решения примеров на основе связи суммы и слагаемых, решение простых и составных задач 15 Нахождение неизвестных компонентов вычитаемого, уменьшаемого 1 16 Геометрический материал. Углы 1 Закрепление приёмов нахождения неизвестных компонентов уменьшаемого и вычитаемого. Закрепление умения решать простые и составные арифметические задачи на нахождение неизвестных компонентов вычитаемого, уменьшаемого Виды углов. Построение прямых, острых, тупых углов 17 Самостоятельная работа 1 Выполняют самостоятельную работу Называют неизвестные компоненты слагаемого с опорой на схему. Записывают и решают уравнения, решают простые арифметические задачи на нахождение неизвестного слагаемого с помощью учителя Называют компоненты действий вычитания с опорой на схему. Записывают и решают уравнения, решают простые арифметические задачи на нахождение неизвестных компонентов вычитаемого, уменьшаемого с помощью учителя Называют и показывают виды углов. Выполняют построение прямых, тупых и острых углов с помощью транспортира с помощью учителя Записывают примеры в строчку, выполняют сложение и вычитание на калькуляторе. Решают Воспроизводят в устной речи правило нахождения неизвестного компонента слагаемого. Решают уравнение, проводят проверку. Решают простые арифметические задачи на нахождение неизвестного слагаемого Воспроизводят в устной речи правило нахождения неизвестного компонента вычитаемого. Решают уравнение, проводят проверку. Решают составные арифметические задачи на нахождение неизвестных компонентов вычитаемого, уменьшаемого Называют виды углов. Выполняют построение прямых, тупых и острых углов с помощью транспортира Записывают примеры в строчку, выполняют письменное сложение и вычитание. 19 арифметические задачи в 1 – 2 действия Решают арифметические задачи в 2 – 3 действия 20 18 Устное умножение и деление на однозначное число в пределах 1 000 000 1 19 Устное умножение и деление на однозначное число в пределах 1 000 000 1 20 Письменное умножение трёхзначных и четырёхзначных чисел на однозначное число 21 Письменное 1 1 Умножение и деление чисел на однозначное число – 13 часов Ознакомление с устными Называют компоненты приёмами умножения и деления умножения и деления по на однозначное число. опорной схеме. Повторение компонентов при Выполняют решение умножении и делении. примеров на умножение и Решение простых деление с помощью арифметических задач на калькулятора. прямое приведение к единице Решают простые арифметические задачи Закрепление правила Называют компоненты умножения и деления чисел на умножения и деления по однозначное число в пределах опорной схеме. 1 000 000. Выполняют решение Решение арифметических задач примеров на умножение и на обратное приведение к деление с помощью единице калькулятора. Решают простые арифметические задачи Знакомство с письменным Выполняют решение умножением трехзначных и примеров на умножение четырехзначных чисел на трёхзначных и однозначное приемами устных четырёхзначных чисел на вычислений (с записью примера однозначное число (с в столбик). записью примеров в столбик) Решение арифметических задач с помощью калькулятора. разными способами Решают арифметические задачи 1 способ (решение в 3 действия) Закрепление приема умножения Выполняют решение Называют компоненты умножения и деления. Выполняют решение примеров на умножение и деление. Решают простые арифметические задачи Называют компоненты умножения и деления. Выполняют решение примеров на умножение и деление. Решают составные арифметические задачи Выполняют решение примеров на умножение трёхзначных и четырёхзначных чисел на однозначное число (с записью примеров в столбик). Решают арифметические задачи 2 способ (решение в 4 действия) Выполняют решение примеров 21 умножение пятизначных и шестизначных чисел на однозначное число трехзначных и четырехзначных чисел на однозначное приемами устных вычислений (с записью примера в столбик). Решение арифметических задач 22 Письменное умножение неполных многозначных чисел на однозначное число 1 Знакомство с письменным умножением трехзначных и четырехзначных чисел на однозначное приемами устных вычислений (с записью примера в столбик). Решение арифметических задач 23 Письменное деление четырёхзначных чисел на однозначное число 1 24 Письменное деление пятизначных и шестизначных чисел на однозначное число 1 Знакомство с письменным делением четырёхзначных чисел на однозначное число в пределах 1 000 000 (с записью примера в столбик). Решение арифметических задач характеризующую процессы работы (производительность труда, время, объём всей работы) Знакомство с письменным делением пятизначных и шестизначных чисел на однозначное число в пределах 1 000 000 (с записью примера в примеров на умножение пятизначных и шестизначных чисел на однозначное число (с записью примеров в столбик) с помощью калькулятора. Решают арифметические задачи 1 – 2 действия Выполняют решение примеров на умножение пятизначных и шестизначных чисел на однозначное число (с записью примеров в столбик) с помощью калькулятора. Решают арифметические задачи 1 – 2 действия Выполняют решение примеров на деление четырёхзначных чисел на однозначное число (с записью примеров в строчку) с помощью калькулятора. Решают арифметические задачи по содержанию 1 действие на умножение пятизначных и шестизначных чисел на однозначное число (с записью примеров в столбик). Решают арифметические в 2 -3 действия Называют компоненты при умножении и делении, с опорой на схему. Выполняют решение примеров на деление Называют компоненты при умножении и делении. Выполняют решение примеров на деление пятизначных и шестизначных чисел на Выполняют решение примеров на умножение пятизначных и шестизначных чисел на однозначное число (с записью примеров в столбик). Решают арифметические в 2 -3 действия Называют компоненты при умножении и делении. Выполняют решение примеров на умножение и деление (с записью примеров в столбик). Решают арифметические задачи по содержанию в 2 действия 22 столбик). Решение арифметических задач с вопросами: «На сколько больше (меньше)…?» 25 Арифметические действия с числами (сложение, вычитание, умножение, деление) 1 Закрепление умения решения сложных примеров в 3 – 4 арифметических действия (сложение, вычитание, умножение, деление). Решение арифметических задач на нахождение части от числа 26 Письменное деление пятизначных и шестизначных чисел на однозначное число 1 Закрепление умения решать примеры на деление пятизначных и шестизначных чисел на однозначное число в пределах 1 000 000 (с записью примера в столбик). Решение составных задач по краткой записи 27 Деление с остатком пятизначных и шестизначных чисел в пределах 1 000 000 1 Закрепление правила деления с остатком. Закрепление умения решать примеры на деления с остатком пятизначных и шестизначных пятизначных и шестизначных чисел на однозначное число (с записью примеров в столбик) с помощью калькулятора. Решают арифметические задачи с вопросами: «На сколько больше…?» Записывают числовые выражения. Решают примеры на (сложение, вычитание, умножение, деление) в 3 действия. Решают арифметические задачи на нахождение части от числа в 1 действие Выполняют решение примеров на деление пятизначных и шестизначных чисел на однозначное число (с записью примеров в столбик) с помощью калькулятора. Составляют задачи по краткой записи в 2 действия с помощью учителя Выполняют решение примеров на деление с остатком в пределах 1 000 000. Решают арифметические однозначное число (с записью примеров в столбик). Решают арифметические задачи с вопросами: «На сколько больше (меньше)…?» Записывают числовые выражения. Решают примеры на (сложение, вычитание, умножение, деление) в 3 - 4 действия. Решают арифметические задачи на нахождение части от числа в 2 действия Называют компоненты при умножении и делении. Выполняют решение примеров на деление пятизначных и шестизначных чисел на однозначное число (с записью примеров в столбик). Составляют задачи по краткой записи в 3 – 4 действия Выполняют решение примеров на деление с остатком в пределах 1 000 000 с последующей проверкой. 23 чисел (с записью примеров в столбик) и выполнение с последующей проверкой. Решение арифметических задач на равные части с остатком задачи на равные части с Решают арифметические задачи остатком с помощью учителя на равные части с остатком 24 28 Геометрический материал. Положение прямых в пространстве 1 29 Контрольная работа по теме: «Умножение и деление многозначных чисел на однозначное число» Работа над ошибками. Умножение многозначных чисел на 10,100,1000 1 30 1 Взаимное положение прямых на плоскости: параллельные, перпендикулярные. Построение параллельных прямых. Построение перпендикулярных прямых, отрезков. Точка пересечения. Положение прямых в пространстве: горизонтальное, вертикальное, наклонное Оценивание и проверка уровня знаний обучающихся по теме: «Умножение и деление многозначных чисел на однозначное число» Выполняют построение параллельных прямых, перпендикулярных прямых, отрезков с помощью чертёжного угольника, используя образец Выполняют построение параллельных прямых, перпендикулярных прямых, отрезков с помощью чертёжного угольника Выполняют задания контрольной работы (с помощью калькулятора). Понимают инструкцию к учебному заданию. Принимают помощь учителя Выполняют задания контрольной работы. Понимают инструкцию к учебному заданию Выполнение работы над ошибками. Закрепление правила умножения многозначных чисел на 10,100, 1000. Выполнение умножения чисел в пределах 1 000 000 на 10,100, 1000. Решение арифметических задач на нахождение расстояния, скорости. Выполняют работу над ошибками, корректируют свою деятельность с учетом выставленных недочетов. Решают примеры на умножение многозначных чисел на 10, 100, 1000 с опорой на образец. Решают арифметические задачи на нахождение расстояния, скорости в 2 действия Выполняют работу над ошибками, корректируют свою деятельность с учетом выставленных недочетов. Решают примеры на умножение многозначных чисел на 10, 100, 1000. Решают арифметические задачи на нахождение расстояния, скорости в 2 - 3 действия 25 31 Деление многозначных чисел на 10; 100; 1000. 1 32 Деление с остатком на 10, 100, 1000 1 33 Геометрический материал. Окружность, круг. Линии в круге 34 Преобразование чисел, полученных при измерении Закрепление правила деления многозначных чисел на 10,100, 1000. Выполнение деления чисел в пределах 1 000 000 на 10,100, 1000. Решение арифметических задач на нахождение произведения Закрепление алгоритма деления на 10,100, 1000. Выполнение деления на 10,100, 1000 с остатком. Решение простых арифметических задач на равные части с остатком Построение окружности с заданным радиусом. Линии в круге: радиус, диаметр, хорда. Взаимное положение окружности, круга и точки Решают примеры на деление многозначных чисел на 10, 100, 1000 с опорой на образец. Решают арифметические задачи на нахождение произведения 2 действия Решают примеры на деление с остатком. Решают простые арифметические задачи на равные части с остатком с помощью учителя Решают примеры на умножение многозначных чисел на 10, 100, 1000. Решают арифметические задачи на нахождение в 2 – 3 действия Решают примеры на деление с остатком. Решают простые арифметические задачи на равные части с остатком Показывают предметы Называют предметы круглой круглой формы по учебнику. формы. Выполняют построение Выполняют построение окружности с заданным окружности с заданным радиусом. Строят линии в круге радиусом с помощью учителя Арифметические действия с чисел, полученными при измерении – 32 часа 1 Закрепление мер измерения Называют, читают числа, Называют, читают числа, (длины, массы, стоимости, полученные при измерении полученные при измерении. времени). Запись чисел, по опорной таблице. Преобразовывают числа, полученных при измерении Преобразовывают числа, полученные при измерении. двумя мерами, с полным полученные при измерении. Переводят более крупные меры набором знаков в мелких мерах Переводят более крупные в мелкие и более мелкие в (5 м 04 см). меры в мелкие и более мелкие Выражение чисел, полученных мелкие в мелкие при измерении величин, в более 1 26 35 Устное сложение чисел, полученных при измерении двумя мерами 1 36 Письменное сложение чисел, полученных при измерении двумя мерами 1 37 Письменное вычитание чисел, полученных при измерении без преобразования суммы 1 мелких (крупных) мерах Закрепление соотношения мер, полученных при измерении длины, массы, стоимости. Сложение чисел, полученных при измерении двумя мерами, приёмами устных вычислений (с записью примера в строчку). Решение простых и составных арифметических задач с мерами измерения (массы, длины) Закрепление соотношения мер, полученных при измерении длины, массы, стоимости. Закрепление алгоритма сложения чисел, полученных при измерении двумя мерами, приёмами письменных вычислений (с записью примера в столбик). Составление и решение простых арифметических задач с мерами измерения по схематичному рисунку Закрепление соотношения мер, полученных при измерении длины, массы, стоимости. Закрепление алгоритма вычитание чисел, полученных при измерении двумя мерами, приёмами письменных вычислений (с записью примера Называют, читают числа, полученные при измерении по опорной таблице. Складывают числа, полученные при измерении. Решают простые арифметические задачи с мерами измерения в 1- 2 действия Называют, читают числа, полученные при измерении. Складывают числа, полученные при измерении. Решают составные арифметические задачи с мерами измерения в 1- 2 действия Называют, читают числа, полученные при измерении по опорной таблице. Выполняют сложение чисел, полученные при измерении. Решают простые арифметические задачи с мерами измерения в 1 - 2 действия по схематичному рисунку с помощью учителя Называют, читают числа, полученные при измерении. Выполняют сложение чисел, полученные при измерении. Составляют и решают простые арифметические задачи с мерами измерения в 2 -3 действия по схематичному рисунку Называют, читают числа, полученные при измерении по опорной таблице. Выполняют вычитание чисел, полученные при измерении (с записью примера в столбик). Решают простые арифметические Называют, читают числа, полученные при измерении. Выполняют вычитание чисел, полученные при измерении (с записью примера в столбик). Решают простые арифметические задачи в 1 – 2 действия 27 38 Письменное вычитание чисел, полученных при измерении без преобразования суммы 1 39 Геометрический материал. Виды треуоль-ников. Построение треугольников 1 40 Самостоятельная работа «Сложение и вычитание чисел, полученных при 1 в столбик) без преобразования суммы. Решение простых арифметических задач с вопросами: «На сколько длиннее (короче)…?» Закрепление соотношения мер, полученных при измерении длины, массы, стоимости. Закрепление приёмов вычитания чисел, полученных при измерении (с записью примера в столбик) без преобразования суммы. Решение простых арифметических задач на нахождение целого числа Построение треугольников с помощью циркуля и линейки. Виды треугольников по величине углов, по длине сторон. Вычисление периметра треугольника. Построение высоты треугольника задачи в 1 – 2 действия с помощью учителя Оценивание и проверка уровня знаний обучающихся по теме: «Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении» Выполняют задания самостоятельной работы. Понимают инструкцию к учебному заданию. Называют, читают числа, полученные при измерении по опорной таблице. Выполняют вычитание чисел, полученные при измерении, решают простые арифметические задачи в 1 -2 действия с помощью учителя Называют, читают числа, полученные при измерении. Выполняют вычитание чисел, полученные при измерении. Решают простые арифметические задачи в 1-2 действия Называют предметы треугольной формы. Называют стороны треугольника (боковые стороны, основание) с опорой на образец. Выполняют построение с помощью чертёжного угольника Называют стороны треугольника (боковые стороны, основание). Выполняют построение треугольника с помощью чертежных инструментов (линейка, циркуль). Измеряют стороны треугольника. Распознают треугольники по величине углов, по длине сторон Выполняют задания самостоятельной работы. Понимают инструкцию к учебному заданию. Принимают 28 41 измерении» Умножение и деление чисел, полученных при измерениидлины, массы, стоимости с преобразованием крупных мер в мелкие на однозначное число приемами устных вычислений 42 Умножение и деление 1 чисел, полученных при измерении длины, массы, стоимости с преобразованием крупных мер в мелкие на однозначное число приемами письменных вычислений 43 Умножение и деление чисел, полученных при измерениидлины, массы, стоимости с преобразованием крупных мер в мелкие на однозначное число приемами письменных 1 1 Закрепление соотношения мер, полученных при измерении одной мерой длины, массы, стоимости. Решение примеров приемами устных вычислений с преобразованием крупных мер в мелкие (1 р.=100 к., 1 ц= 100 кг, 1 м=100 см) Принимают помощь учителя Используют таблицу соотношения меры измерения (длины, массы, стоимости, времени). Решают примеры приемами устных вычислений с преобразованием крупных мер в мелкие (1 р.=100 к., 1 ц= 100 кг, 1 м=100 см) Закрепление соотношения мер, полученных при измерении двумя мерами длины, массы, стоимости. Решение примеров приемами письменных вычислений с преобразованием крупных мер в мелкие (1 р.=100 к., 1 ц= 100 кг, 1 м=100 см). Решение простых и составных арифметических задач на прямое и обратное приведение к единице с мерами измерения Закрепление соотношения мер, полученных при измерении двумя мерами длины, массы, стоимости. Решение примеров приемами письменных вычислений с преобразованием крупных мер в мелкие (1 р.=100 к., 1 ц= 100 кг, 1 м=100 см). Решение простых и составных Называют меры измерения длины, массы, стоимости по таблице соотношения мер измерения (длины, массы, стоимости, времени). Решают примеры приемами письменных вычислений с преобразованием крупных мер в мелкие (1 р.=100 к., 1 ц= 100 кг, 1 м=100 см). Решают простые арифметические задачи Называют меры измерения длины, массы, стоимости по таблице соотношения мер измерения (длины, массы, стоимости, времени). Решают примеры приемами письменных вычислений с преобразованием крупных мер в мелкие (1 р.=100 к., 1 помощь учителя Называют меры измерения длины, массы, стоимости и их соотношение. Преобразовывают числа, полученные при измерении. Решают примеры приемами устных вычислений с преобразованием крупных мер (1 р.=100 к., 1 ц= 100 кг, 1 м=100 см) Называют меры измерения длины, массы, стоимости и их соотношение. Преобразовывают числа, полученные при измерении. Решают примеры приемами письменных вычислений с преобразованием крупных мер (1 р.=100 к., 1 ц= 100 кг, 1 м=100 см). Решают составные арифметические задачи Называют меры измерения длины, массы, стоимости и их соотношение. Преобразовывают числа, полученные при измерении. Решают примеры приемами письменных вычислений с преобразованием крупных мер (1 р.=100 к., 1 ц= 100 кг, 1 29 вычислений 44 Умножение и деление чисел, полученных при измерениидлины, массы, стоимости с преобразованием крупных мер в мелкие на однозначное число приемами письменных вычислений 45 Умножение и деление чисел, полученных при измерении на 10,100,1000 арифметических задач с мерами измерения 1 1 ц= 100 кг, 1 м=100 см). Решают простые арифметические задачи Закрепление соотношения мер, Называют меры измерения полученных при измерении длины, массы, стоимости по двумя мерами длины, массы, таблице соотношения мер стоимости. Решение примеров измерения (длины, массы, приемами письменных стоимости, времени). вычислений с преобразованием Решают примеры приемами крупных мер в мелкие (1 р.=100 письменных вычислений с к., 1 ц= 100 кг, 1 м=100 см). преобразованием крупных Решение составных мер в мелкие (1 р.=100 к., 1 арифметических задач разными ц= 100 кг, 1 м=100 см). действиями по схематичному Решают составные рисунку арифметические задачи в 1-2 действия Закрепление правила Называют меры измерения умножения на 10,100,1000. длины, массы, стоимости по Решение примеров на таблице соотношения мер умножение и деление чисел, измерения (длины, массы, полученных при измерении стоимости, времени). двумя мерами стоимости, Преобразовывают числа, длины, массы, на 10, 100, 1000 с полученные при измерении преобразованием крупных мер по образцу в учебнике. в мелкие (1 р.=100 к., 1 ц= 100 Решают примеры на кг, 1 м=100 см). Решение умножение на 10,100,1000 (с простых и составных записью примеров в арифметических задач на строчку), с преобразованием прямое приведение к единице с крупных мер в мелкие (1 мерами измерения р.=100 к., 1 ц= 100 кг, 1 м=100 см). Решают простые арифметические задачи м=100 см). Решают составные арифметические задачи Называют меры измерения длины, массы, стоимости и их соотношение. Преобразовывают числа, полученные при измерении. Решают примеры приемами письменных вычислений с преобразованием крупных мер (1 р.=100 к., 1 ц= 100 кг, 1 м=100 см). Решают составные арифметические задачи в 2- 3 действия Преобразовывают числа, полученные при измерении. Решают примеры на умножение на 10,100,1000 (с записью примеров в строчку) с преобразованием крупных мер в мелкие (1 р.=100 к., 1 ц= 100 кг, 1 м=100 см). Решают составные арифметические задачи 30 46 Геометрический материал. Прямоугольник (квадрат) 1 47 Контрольная работа по теме «Все действия с числами, полученными при измерении» Работа над ошибками. Умножение и деление чисел, полученных при измерении длины, массы, стоимости с преобразованием крупных мер в мелкие на однозначное число приемами письменных вычислений 1 48 49 Умножение и деление 1 1 Построение прямоугольника (квадрата). Высота прямоугольника (квадрата). Вычисление периметра прямоугольника (квадрата) Называют стороны прямоугольника (квадрата) с помощью букв. Выполняют построениепрямоугольника (квадрата) по заданным размерам. Проводят высоту, находят периметр прямоугольника (квадрата) Оценивание и проверка уровня Выполняют задания знаний обучающихся по теме: контрольной работы. «Все действия с числами, Понимают инструкцию к полученными при измерении» учебному заданию. Принимают помощь учителя Выполнение работы над Выполняют работу над ошибками. ошибками, корректируют Закрепление соотношения мер, свою деятельность с учетом полученных при измерении выставленных недочетов. двумя мерами длины, массы, Называют меры измерения стоимости. Решение примеров длины, массы, стоимости по приёмами письменных таблице соотношения мер вычислений с преобразованием измерения (длины, массы, крупных мер в мелкие (1 р.=100 стоимости, времени). к., 1 ц= 100 кг, 1 м=100 см). Решают примеры приемами Решение составных письменных вычислений с арифметических задач разными преобразованием крупных действиями по схематичному мер в мелкие (1 р.=100 к., 1 рисунку ц= 100 кг, 1 м=100 см). Решают составные арифметические задачи в 1-2 действия Знакомство с алгоритмом Решают примеры на Называют элементы, свойства и стороны прямоугольника (квадрата). Выполняют построение прямоугольника (квадрата) по заданным размерам. Проводят высоту, находят периметр прямоугольника (квадрата) Выполняют задания контрольной работы. Понимают инструкцию к учебному заданию. Принимают помощь учителя Выполняют работу над ошибками, корректируют свою деятельность с учетом выставленных недочетов. Называют меры измерения длины, массы, стоимости и их соотношение. Преобразовывают числа, полученные при измерении. Решают примеры приемами письменных вычислений с преобразованием крупных мер (1 р.=100 к., 1 ц= 100 кг, 1 м=100 см). Решают составные арифметические задачи в 2- 3 действия Решают примеры на умножение 31 неполных трёхзначных и четырёхзначных чисел на круглые десятки 50 Умножение и деление неполных четырёхзначных и пятизначных чисел на круглые десятки в пределах 1 000 000 1 51 Деление неполных пятизначных и шестизначных чисел на круглые десятки в пределах 1 000 000 1 умножения и деления неполных трёхзначных и четырёхзначных чисел на круглые десятки приемами устных вычислений. Решение арифметических задач на зависимость между скоростью, временем, расстоянием с вопросами: «На сколько больше (меньше)…? «Во сколько раз больше (меньше…?» Отработка навыков умножения и деления неполных четырёхзначных и пятизначных чисел на круглые десятки приемами письменных вычислений. Решение составных арифметических задач Закрепление умножения и деления неполных пятизначных и шестизначных чисел на круглые десятки приемами письменных вычислений. Решение составных арифметических задач на нахождение части от числа умножение и деление неполных трёхзначных и четырёхзначных чисел на круглые десятки (с записью примеров в строчку). Решают арифметические задачи на зависимость между скоростью с вопросами: «На сколько больше (меньше)…?» и деление неполных трёхзначных и четырёхзначных чисел на круглые десятки (с записью примеров в строчку). Решают арифметические задачи на зависимость между временем, расстоянием с вопросами: «Во сколько раз больше (меньше…?» Решают примеры на умножение и деление неполных трёхзначных и четырёхзначных чисел на круглые десятки (с записью примеров в столбик) приемами письменных вычислений. Решают арифметические задачи в 1-2 действия Решают примеры на умножение и деление неполных пятизначных и шестизначных чисел на круглые десятки (с записью примеров в столбик) приемами письменных вычислений. Решают арифметические задачи в 2 действия Решают примеры на умножение и деление неполных трёхзначных и четырёхзначных чисел на круглые десятки (с записью примеров в столбик) приемами письменных вычислений. Решают арифметические задачи в 2- 3 действия Решают примеры на умножение и деление неполных пятизначных и шестизначных чисел на круглые десятки (с записью примеров в столбик) приемами письменных вычислений. Решают арифметические задачи в 2- 4 действия 32 52 Деление неполных пятизначных и шестизначных чисел на круглые десятки в пределах 1 000 000 Закрепление умножения неполных пятизначных и шестизначных чисел на круглые десятки приемами письменных вычислений. Решение составных арифметических задач в 2 – 4действия 53 Геометрический материал. Параллелограмм. Построение параллелограмма 1 54 Деление с остатком на круглые десятки 1 55 Умножение и деление чисел, полученных при измерении, на круглые десятки 1 1 Решают примеры на умножение и деление неполных пятизначных и шестизначных чисел на круглые десятки (с записью примеров в столбик) приемами письменных вычислений. Решают арифметические задачи в 2 действия Параллелограмм: узнавание, Показывают параллелограмм называние. Выполнение по картинке. построения параллелограмма с Выполняют построение помощью линейки и угольника параллелограмма с помощью линейки и угольника по образцу Закрепление приема деления с Выполняют деление с остатком на круглые десятки в остатком на круглые десятки пределах 1 000 000. Решение в пределах 1 000 000 (с простых и составных записью примера в столбик). арифметических задач на Решают простые деление с остатком арифметические задачи на деление с остатком Закрепление приёма умножения Решают примеры на и деления чисел, полученных умножение и деление чисел, при измерении стоимости, полученных при измерении массы двумя мерами на на круглые десятки, круглые десятки приёмами приёмами письменных письменных вычислений с вычислений с преобразованием крупных мер преобразованием крупных Решают примеры на умножение и деление неполных пятизначных и шестизначных чисел на круглые десятки (с записью примеров в столбик) приемами письменных вычислений. Решают арифметические задачи в 2- 4 действия Показывают и называют свойства параллелограмма. Выполняют построение параллелограмма с помощью линейки и угольника Выполняют деление с остатком на круглые десятки в пределах 1 000 000 (с записью примера в столбик). Решают составные арифметические задачи на деление с остатком Решают примеры на умножение и деление чисел, полученных при измерении на круглые десятки, приёмами письменных вычислений с преобразованием крупных мер в мелкие (1 р.=100 к., 1 ц= 100 кг, 1 м=100 см) с 33 56 Умножение и деление чисел, полученных при измерении, на круглые десятки 1 57 Контрольная работа по теме «Умножение и деление многозначных чисел на двузначное число» Работа над ошибками. Геометрический материал.Элементы параллелограмма 1 58 1 в мелкие (1 р.=100 к., 1 ц= 100 кг, 1 м=100 см) с записью примера в столбик. Решение составных арифметических задач с мерами измерения Закрепление приёма умножения и деления чисел, полученных при измерении стоимости, массы двумя мерами на круглые десятки приёмами письменных вычислений с преобразованием крупных мер в мелкие (1 р.=100 к., 1 ц= 100 кг, 1 м=100 см) с записью примера в столбик. Решение составных арифметических задач с мерами измерения по содержанию и на равные части Оценивание и проверка уровня знаний обучающихся по теме: «Умножение и деление многозначных чисел на двузначное число» Выполнение работы над ошибками. Понимание элементов параллелограмма, их свойства. Построение высоты в параллелограмме мер в мелкие (1 р.=100 к., 1 ц= 100 кг, 1 м=100 см) с записью примера в столбик. Решают составные задачи в 1 -2 действия записью примера в столбик. Решают составные задачи в 2-3 действия Решают примеры на умножение и деление чисел, полученных при измерении на круглые десятки, приёмами письменных вычислений с преобразованием крупных мер в мелкие (1 р.=100 к., 1 ц= 100 кг, 1 м=100 см) с записью примера в столбик. Решают составные задачи на равные части Решают примеры на умножение и деление чисел, полученных при измерении на круглые десятки, приёмами письменных вычислений с преобразованием крупных мер в мелкие (1 р.=100 к., 1 ц= 100 кг, 1 м=100 см) с записью примера в столбик. Решают составные задачи по содержанию, дополняют вопрос к задаче Выполняют задания контрольной работы (с помощью калькулятора). Понимают инструкцию к учебному заданию. Принимают помощь учителя Выполняют построение параллелограмма, по образцу, проводят высоту Выполняют задания контрольной работы. Понимают инструкцию к учебному заданию. Принимают помощь учителя Дают определение параллелограмма, называют основные его элементы и их свойства. Выполняют построение параллелограмма, проводят 34 высоту 35 59 Умножение двузначных и трёхзначных чисел на двузначное число 1 Знакомство с алгоритмом умножения двузначных и трёхзначных чисел на двузначное число. Решение составных арифметических задач на нахождение остатка 60 Умножение четырёхзначных и пятизначных чисел на двузначное число в пределах 1 000 000 1 61 Умножение четырёхзначных и пятизначных чисел на двузначное число в пределах 1 000 000 1 Отработка алгоритма умножения четырёхзначных и пятизначных чисел на двузначное число. Решение составных арифметических задач с вопросами «На сколько больше (меньше)…?», решение составных арифметических задач с дополнением числовых данных Закрепление алгоритма умножения четырёхзначных и пятизначных чисел на двузначное число. Решение составных арифметических задач по краткой записи с дополнением числовых данных Называют компоненты при умножении по опорной схеме. Выполняют примеры на умножение двузначных и трёхзначных чисел на двузначное число (с записью примера в столбик) по образцу в учебнике. Решают составные арифметические задачи 1- 2 действия с помощью учителя Решают примеры на умножение четырёхзначных и пятизначных чисел на двузначное число (с записью примера в столбик). Решают составные арифметические задачи с вопросами «На сколько больше (меньше)…?» Называют компоненты при умножении. Выполняют примеры на умножение двузначных и трёхзначных чисел на двузначное число (с записью примера в столбик) по образцу в учебнике. Решают составные арифметические задачи 1- 2 действия Решают примеры на умножение четырёхзначных и пятизначных чисел на двузначное число (с записью примера в столбик). Решают составные арифметические задачи по краткой записи с Решают примеры на умножение четырёхзначных и пятизначных чисел на двузначное число (с записью примера в столбик). Решают составные арифметические задачи с дополнением числовых данных Решают примеры на умножение четырёхзначных и пятизначных чисел на двузначное число (с записью примера в столбик). Решают составные арифметические задачи с дополнением числовых данных 36 62 Геометрический материал. Ромб 1 Параллелограмм (ромб). Обобщение понятия элементов ромба, и его свойства 63 Деление двузначных и трёхзначных чисел на двузначное число с остатком 1 64 Деление четырёхзначных и пятизначных чисел на двузначное число в пределах 1 000 000 1 65 Деление пятизначных и шестизначных чисел на двузначное число в пределах 1 000 000 1 66 Деление пятизначных и шестизначных чисел 1 Ознакомление с алгоритмом деления двузначных и трёхзначных чисел на двузначное число с остатком. Решение составных арифметических задач с остатком Отработка навыков решения примеров на деление четырёхзначных и пятизначных чисел на двузначное число. Решение составных арифметических задач с вопросами «На сколько больше (меньше)…?» Отработка навыков решения примеров на деление пятизначных и шестизначных чисел на двузначное число. Решение составных арифметических задач с вопросами «На сколько больше (меньше)…?» Закрепление навыков решения примеров на деление дополнением числовых данных с помощью учителя Называют элементы и основные свойства ромба с опорой на образец. Выполняют построение ромба с помощью учителя Выполняют примеры на деление (с записью примера в столбик) по образцу в учебнике. Решают составные арифметические задачи с помощью учителя Дают определение ромба, называют его элементы и основные свойства. Выполняют построение ромба Называют компоненты при делении по наглядной таблице. Выполняют примеры на деление (с записью примера в столбик). Решают составные арифметические задачи Решают примеры на деление (с записью примера в строчку) на калькуляторе. Решают составные арифметические задачи в 1 -2 действия Решают примеры на деление (с записью примера в столбик). Решают составные арифметические задачи в 2 -3 действия Решают примеры на деление с остатком, решают задачи практического содержания, с помощью учителя Решают примеры на деление с остатком, решают задачи практического содержания Выполняют решение примеров на деление (с Выполняют примеры на деление (с записью примера в 37 на двузначное число в пределах 1 000 000 67 Геометрический материал. Многоугольники 68 Деление с остатком трехзначных, четырехзначных, пятизначных чисел на двузначное число. 1 69 Умножение и деление чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы двумя мерами на двузначное число 1 1 пятизначных и шестизначных чисел на двузначное число. Решение составных арифметических задач по таблице с вопросами: «Сколько…?»; «На сколько больше …?»; «На сколько меньше …?» Закрепление видов фигур – многоугольников. Выполнение построения многоугольников Закрепление приёма деления с остатком трехзначных, четырехзначных, пятизначных чисел на двузначное число. Решение составных арифметических задач с остатком Закрепление приёма умножения и деления чисел, полученных при измерении стоимости, массы двумя мерами на двузначное число приёмами письменных вычислений с преобразованием крупных мер в мелкие (1 р.=100 к., 1 ц= 100 кг, 1 м=100 см) с записью примера в столбик. Решение составных записью примера в строчку) на калькуляторе. Решают составные арифметические задачи по таблице с вопросами: «Сколько…?» с помощью учителя столбик). Решают составные арифметические задачи с вопросами: «На сколько больше …?»; «На сколько меньше …?» Называют различные виды многоугольников с опорой на образец. Выполняют построение геометрических фигур, находят их периметр по инструкции учителя Выполняют примеры на деление (с записью примера в столбик) по образцу в учебнике. Решают составные арифметические задачи с помощью учителя Называют элементы многоугольников. Выполняют построение геометрических фигур, находят их периметр Решают примеры на умножение и деление чисел, полученных при измерении на двузначное число, приёмами письменных вычислений с преобразованием крупных мер в мелкие (1 р.=100 к., 1 ц= 100 кг, 1 м=100 см) с записью примера в столбик. Решают составные задачи на Решают примеры на умножение и деление чисел, полученных при измерении на двузначное число, приёмами письменных вычислений с преобразованием крупных мер в мелкие (1 р.=100 к., 1 ц= 100 кг, 1 м=100 см) с записью примера в столбик. Решают составные задачи на равные части Выполняют примеры на деление (с записью примера в столбик). Решают составные арифметические задачи 38 арифметических задач с мерами измерения по содержанию и на равные части равные части с помощью учителя 39 70 Умножение и деление чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы двумя мерами на двузначное число 1 71 Контрольная работа по теме «Умножение и деление многозначных чисел на двузначное число» Работа над ошибками. Геометрический материал. Взаимное положение фигур на плоскости 1 72 1 Закрепление приёма умножения и деления чисел, полученных при измерении стоимости, массы двумя мерами на двузначное число приёмами письменных вычислений с преобразованием крупных мер в мелкие (1 р.=100 к., 1 ц= 100 кг, 1 м=100 см) с записью примера в столбик. Решение составных арифметических задач с мерами измерения с вопросами: «Сколько…?» и на прямое приведение к единице Оценивание и проверка уровня знаний обучающихся по теме: «Умножение и деление многозначных чисел на двузначное число» Выполнение работы над ошибками. Взаимное положение геометрических фигур на плоскости: пересекаются, не пересекаются, касаются, находятся внутри, вне. Построение геометрических фигур по указанному Решают примеры на умножение и деление чисел, полученных при измерении на двузначное число, приёмами письменных вычислений с преобразованием крупных мер в мелкие (1 р.=100 к., 1 ц= 100 кг, 1 м=100 см) с записью примера в столбик. Решают составные задачи с вопросами: «Сколько…?» Решают примеры на умножение и деление чисел, полученных при измерении на двузначное число, приёмами письменных вычислений с преобразованием крупных мер в мелкие (1 р.=100 к., 1 ц= 100 кг, 1 м=100 см) с записью примера в столбик. Решают составные задачи на прямое приведение к единице Выполняют задания контрольной работы (с помощью калькулятора). Понимают инструкцию к учебному заданию. Принимают помощь учителя Выполняют работу над ошибками, корректируют свою деятельность с учетом выставленных недочетов. Выполняют построение по заданным параметрам геометрических фигур по указанному положению их взаимного расположения на Выполняют задания контрольной работы. Понимают инструкцию к учебному заданию. Принимают помощь учителя Выполняют работу над ошибками, корректируют свою деятельность с учетом выставленных недочетов. Выполняют построение по заданным параметрам геометрических фигур по указанному положению их взаимного расположения на 40 положению их взаимного расположения на плоскости 73 Обыкновенные дроби. Сравнение обыкновенных дробей 1 74 Виды дробей. Преобразование дробей 1 75 Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями 1 плоскости, с помощью чертежного угольника, по образцу Обыкновенные дроби – 7 часов Закрепить знания об Читают и записывают обыкновенной дроби, обыкновенные дроби. числителе и знаменателе дроби. Называют числитель и Повторение способов сравнения знаменатель дроби, с опорой обыкновенных дробей с на образец. одинаковыми числителями и Сравнивают дроби с знаменателями одинаковыми числителями и знаменателями Нахождение обыкновенной Читают, записывают дроби от числа. обыкновенные дроби по Запись чисел, полученных при образцу. Сокращают измерении, в виде числитель и знаменатель. обыкновенных дробей. Решают составные Нахождение обыкновенной арифметические задачи на дроби от числа. нахождение части от числа с Решение составных помощью учителя арифметических задач на нахождение части от числа Закрепление правила сложения Выполняют сложение и и вычитания обыкновенных вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми дробей с одинаковыми знаменателями. знаменателями. Решают Решение составных задачи с обыкновенными арифметических задач с дробями с помощью учителя обыкновенными дробями плоскости, с помощью чертежного угольника Читают и записывают обыкновенные дроби. Называют числитель и знаменатель дроби. Сравнивают дроби с одинаковыми числителями и знаменателями Читают, записывают обыкновенные дроби. Сокращают числитель и знаменатель. Решают составные арифметические задачи на нахождение части от числа Выполняют сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. Решают задачи с обыкновенными дробями 41 76 Сложение и вычитание смешанных чисел 1 77 Приведение обыкновенных дробей к общему знаменателю 1 78 Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание обыкновенных дробей» 1 Работа над ошибками. Геометрический 1 79 80 81 1 1 Закрепление умения решать примеры на сложение и вычитание смешанных чисел (с преобразованием результата). Решение арифметических задач на сложение и вычитание смешанных чисел Знакомство с правилом нахождения дополнительного множителя, с последующим приведением дроби к общему знаменателю. Ознакомление с приёмом сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями Выполняют решение примеров и задач на сложение и вычитание смешанных чисел, с помощью учителя Выполняют решение примеров и задач на сложение и вычитание смешанных чисел Выполняют приведение обыкновенных дробей к общему знаменателю, с помощью учителя Выполняют приведение обыкновенных дробей к общему знаменателю Приводят дроби к общему знаменателю, находят общий множитель. Складывают обыкновенные дроби с помощью учителя Закрепление приёма сложения и Приводят дроби к общему вычитания обыкновенных знаменателю, находят общий дробей с разными множитель. Складывают знаменателями обыкновенные дроби с помощью учителя Оценивание и проверка уровня Выполняют задания знаний обучающихся по теме: контрольной работы (с «Сложение и вычитание помощью калькулятора). обыкновенных дробей» Понимают инструкцию к учебному заданию. Принимают помощь учителя Выполнение работы над Выполняют работу над ошибками. Симметричные ошибками, корректируют Приводят дроби к общему знаменателю находят общий множитель. Складывают обыкновенные дроби Приводят дроби к общему знаменателю, находят общий множитель. Складывают обыкновенные дроби Выполняют задания контрольной работы. Понимают инструкцию к учебному заданию. Принимают помощь учителя Выполняют работу над ошибками, корректируют свою 42 материал. Симметрия. Ось симметрии предметы, геометрические фигуры. Предметы, геометрические фигуры, симметрично расположенные относительно оси симметрии. 82 Десятичные дроби. Получение, запись и чтение десятичных дробей 1 83 Десятичные дроби. Получение, запись и чтение десятичных дробей 1 84 Запись чисел, полученных при измерении в виде десятичных дробей 1 85 Запись чисел, полученных при измерении в виде десятичных дробей 1 свою деятельность с учетом выставленных недочетов. Называют окружающие симметричные фигуры. Выполняют построение симметричных фигур по образцу Десятичные дроби – 14 часов Формирование понятия Читают, записывают «Десятичная дробь». десятичные дроби Знакомство с правилом записи десятичных дробей, чтение, запись десятичных дробей Закрепление правила записи Читают, записывают десятичных дробей, чтение, десятичные дроби. запись десятичных дробей При чтении десятичной дроби сначала называют целое число, затем доли по образцу в учебнике Ознакомление с записью чисел Читают, записывают числа, (именных и составных) в виде полученные при измерении в десятичных дробей (1 км = 1000 виде десятичных дробей (1 м; 1 м = 0,001км) км = 1000 м; 1 м = 0,001км) по образцу Формирование умения Читают, записывают числа, записывать (именные и полученные при измерении в составные числа) в виде виде десятичных дробей десятичных дробей (десятые десятые доли метра – доли метра – дециметры 0,1м = дециметры 0,1м = 1 дм; 1 дм; сотые доли центнера – сотые доли центнера – килограммы 0,01 ц = 1 кг; килограммы 0,01 ц = 1 кг; деятельность с учетом выставленных недочетов. Называют окружающие симметричные фигуры. Выполняют построение симметричных фигур, симметричные данной относительно оси симметрии Читают, записывают десятичные дроби Читают, записывают десятичные дроби. При чтении десятичной дроби сначала называют целое число, затем доли Читают, записывают числа, полученные при измерении в виде десятичных дробей (1 км = 1000 м; 1 м = 0,001км) Читают, записывают числа, полученные при измерении в виде десятичных дробей десятые доли метра – дециметры 0,1м = 1 дм; сотые доли центнера – килограммы 0,01 ц = 1 кг; тысячные доли 43 тысячные доли метра – миллиметры 0,001 = 1 мм) Выражение десятичных дробей в более крупных (мелких) одинаковых долях Сравнение десятичных долей и дробей 1 88 Геометрический материал. Центр симметрии 1 89 Сложение и вычитание десятичных дробей 1 90 Сложение и вычитание 1 86 87 1 Знакомство с правилом выражения десятичной дроби в более крупных (мелких) одинаковых долях (0,7 = 0,70 = 0,700; 2,800 = 2,8; 0,5 = 0,50) Знакомство с правилом сравнения десятичных дробей. Решение арифметических задач на нахождение стоимости Симметричные предметы, геометрические фигуры. Предметы, геометрические фигуры, симметрично расположенные относительно оси симметрии. Центр симметрии. Построение точки, симметричной данной относительно оси, центра симметрии Знакомство с правилом сложения и вычитания десятичных дробей. Решение простых арифметических задач Отработка навыков сложения и вычитания десятичных дробей. тысячные доли метра – миллиметры 0,001 = 1 мм) по образцу Выражают десятичные дроби в более крупных долях (0,7 = 0,70 = 0,700; 2,800 = 2,8; 0,5 = 0,50) по образцу метра – миллиметры 0,001 = 1 мм) Выполняют сравнение десятичных дробей с опорой на правило. Решают задачи на нахождение стоимости в 1 действие Называют окружающие симметричные фигуры. Выполняют построение точки, симметричной данной относительно оси, центра симметрии Выполняют сравнение десятичных дробей. Решают задачи на нахождение стоимости в 2 действия Выполняют сложение и вычитание десятичных дробей. Решают арифметические задачи в 1 действие Выполняют сложение и вычитание десятичных Выполняют сложение и вычитание десятичных дробей. Решают арифметические задачи в 2 действия Выражают десятичные дроби в более крупных долях (0,7 = 0,70 = 0,700; 2,800 = 2,8; 0,5 = 0,50) Называют окружающие симметричные фигуры. Выполняют построение точки, симметричной данной относительно оси, центра симметрии Выполняют сложение и вычитание десятичных дробей. 44 десятичных дробей 91 Сложение и вычитание десятичных дробей 1 92 Сложение и вычитание десятичных дробей 1 93 Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» 1 94 Работа над ошибками. Нахождение десятичной дроби от числа 1 Решение составных арифметических задач на нахождение десятичной дроби от числа Закрепление умения сложения и вычитания десятичных дробей. Решение арифметических задач Закрепление умения сложения и вычитания десятичных дробей. Решение составные арифметических задач Оценивание и проверка уровня знаний обучающихся по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей» Выполнение работы над ошибками. Знакомство с правилом на нахождение десятичной дроби от числа. Решение арифметических задач дробей. Решают арифметические задачи в 1 – 2 действия Решают арифметические задачи 2 действия Выполняют сложение и вычитание десятичных дробей. Решают арифметические задачи в 1 – 2 действия Выполняют сложение и вычитание десятичных дробей. Решают арифметические задачи в 1 – 2 действия Выполняют задания контрольной работы (с помощью калькулятора). Понимают инструкцию к учебному заданию. Принимают помощь учителя Выполняют работу над ошибками, корректируют свою деятельность с учетом выставленных недочетов. Читают правило в учебнике нахождения десятичной дроби от числа. Находят десятичную дробь от числа, с опорой на образец. Решают задачи в 1 действие Выполняют сложение и вычитание десятичных дробей. Решают арифметические задачи в 2 – 3 действия Выполняют сложение и вычитание десятичных дробей. Решают арифметические задачи в 2 – 3 действия Выполняют задания контрольной работы. Понимают инструкцию к учебному заданию. Принимают помощь учителя Выполняют работу над ошибками, корректируют свою деятельность с учетом выставленных недочетов. Читают правило нахождения десятичной дроби от числа. Находят десятичную дробь от числа. Решают задачи в 2 действия 45 95 Геометрический материал.Куб, брус 1 96 Меры времени 1 97 Решение задач на движение в одном направлении 1 Актуализация знаний элементов бруса: грань, ребро, вершина; их свойства. – выделение противоположных, смежных граней бруса. Изготовление модели куба, бруса Называют предметы окружающего мира, имеющие форму куба, бруса. Называют элементы куба (грань, ребро, вершина), с опорой на образец. Изготавливают модель куба по наглядной и словестной инструкции учителя Повторение – 3 часа Закрепление умения Называют основные меры преобразовывать числа, времени, их соотношение по выраженные единицами опорной таблице. времени. Вычисление суток в 1 Выполняют преобразование году (обычном и високосном). чисел, выраженных Сложение и вычитание чисел, единицами времени. полученных при измерении Выполняют сложение и времени двумя мерами, вычитание полученных при приемами письменных измерении времени двумя вычислений. мерами, приёмами Решение простых письменных вычислений. арифметических задач на Решают простые определение арифметические задачи на продолжительности, начала и определение окончания события продолжительности, начала и окончания события с помощью учителя Закрепление умения решения Выполняют схематические составные арифметических чертежи, рисунки. Решают задач на встречное движение задачи на движение в одном (равномерное, прямолинейное) направлении с опорой на двух тел образец Называют предметы окружающего мира, имеющие форму куба, бруса. Называют элементы бруса (грань, ребро, вершина). Изготавливают модель бруса Называют основные меры времени, их соотношение. Выполняют преобразование чисел, выраженных единицами времени. Выполняют сложение и вычитание полученных при измерении времени двумя мерами, приёмами письменных вычислений. Решают простые арифметические задачи на определение продолжительности, начала и окончания события Выполняют схематические чертежи, рисунки. Решают задачи на движение в одном направлении 46 98 Решение задач на движение в противоположном направлении 1 99 Масштаб 1 100 Умножение и деление чисел, полученных при измерении на двузначное число 1 101 Все действия с числами, полученными при измерении 1 102 Итоговая контрольная работа по теме: «Все действия с целыми и 1 Закрепление умения решения составных арифметических задач на движение в одном и противоположном направлении двух тел Закрепление понятия «масштаб». Закрепление умения изображать фигуры в указанном масштабе, вычисление масштаба изображённых фигур Закрепление приёмов умножения и деления чисел, полученных при измерении на двузначное число. Решение арифметических задач с мерами измерения Закрепление мер измерения. Называние известных мер измерения, их соотношения. Закрепление приёмов сложения и вычитания, умножения и деления чисел, полученных при измерении. Решение арифметических задач с мерами измерения Оценивание и проверка уровня знаний обучающихся по теме: «Все действия с целыми и дробными числами» Выполняют схематические чертежи, рисунки, решают задачи на движение в противоположном направлении по образцу Изображают фигуры в указанном масштабе, вычисляют масштаб с помощью учителя Выполняют схематические чертежи, рисунки, решают задачи на движение в противоположном направлении Решают примеры на умножение и деление чисел, полученных при измерении, с опорой на образец. Решают арифметические задачи с мерами измерения с помощью учителя Решают примеры на умножение и деление чисел, полученных при измерении, с опорой на образец. Решают арифметические задачи с мерами измерения с помощью учителя Решают примеры на умножение и деление чисел, полученных при измерении. Решают арифметические задачи с мерами измерения Выполняют задания контрольной работы (с помощью калькулятора). Понимают инструкцию к Выполняют задания контрольной. Понимают инструкцию к учебному заданию. Принимают помощь Изображают фигуры в указанном масштабе, вычисляют масштаб Решают примеры на умножение и деление чисел, полученных при измерении. Решают арифметические задачи с мерами измерения 47 дробными числами» учебному заданию. Принимают помощь учителя учителя 48