Приложение к Основной
образовательной программе
начального общего образования,
утвержденной приказом директора
МКОУ – ООШ с. Киргишаны
28.08.2025 г. № 79/2
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
на 2025 - 2030 годы
с. Киргишаны 2025 г.
Оглавление
Пояснительная записка ...................................................................................................................... 3
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ ....................................................................................................................... 4
1.1. Цель и задачи воспитания обучающихся ................................................................................... 4
1.2. Направления воспитания............................................................................................................. 5
1.3. Целевые ориентиры результатов воспитания ............................................................................ 6
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ...................................................................................................10
2.1. Уклад общеобразовательной организации ................................................................................10
2.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности .....................................................13
2.2.1. .Модуль «Урочная деятельность»...........................................................................................13
2.2.2. Модуль «Внеурочная деятельность» .....................................................................................14
2.2.3. Модуль «Классное руководство»............................................................................................14
2.2.4. Модуль «Основные школьные дела» ....................................... Error! Bookmark not defined.
2.2.5. Модуль «Внешкольные мероприятия» ..................................... Error! Bookmark not defined.
2.2.6. Модуль «Организация предметно-пространственной среды» Error! Bookmark not defined.
2.2.7. Модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителями)» . Error! Bookmark
not defined.
2.2.8. Модуль «Самоуправление» ....................................................... Error! Bookmark not defined.
2.2.9. Модуль «Профилактика и безопасность»................................. Error! Bookmark not defined.
2.2.10. Модуль «Социальное партнерство» ....................................... Error! Bookmark not defined.
Модуль 2.2.11. «Профориентация» .................................................... Error! Bookmark not defined.
2.2.12. Модуль «Школьные медиа» .................................................... Error! Bookmark not defined.
2.2.13. Модуль «Экскурсии, походы» ................................................ Error! Bookmark not defined.
2.2.14. Модуль «Детские объединения» ............................................. Error! Bookmark not defined.
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ................................................................................................22
3.1. Кадровое обеспечение ...............................................................................................................22
3.2. Нормативно-методическое обеспечение ..................................................................................26
3.3. Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными
потребностями ..................................................................................... Error! Bookmark not defined.
3.4. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции
обучающихся .....................................................................................................................................27
АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ...............................................................................28
Календарный план воспитательной работы……………………………………………………………45
Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания МКОУ - ООШ с. Киргишаны разработана на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
на основе Федеральной рабочей программы воспитания для общеобразовательных организаций.
Рабочая программа воспитания основывается на единстве и преемственности образовательного
процесса всех уровней общего образования, соотносится с рабочими программами воспитания для
образовательных организаций
дошкольного и
среднего профессионального образования.
Программа воспитания:
предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности в
МКОУ - ООШ с. Киргишаны;
разработана и рассмотрена с участием коллегиальных органов управления МКОУ - ООШ с.
Киргишаны, в том числе Совета обучающихся, Совета родителей (законных представителей);
реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с
семьёй и другими участниками образовательных отношений, социальными институтами
воспитания;
предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным
ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым
в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей;
предусматривает историческое просвещение, формирование российской культурной и
гражданской идентичности обучающихся.
Программа воспитания включает три раздела: целевой, содержательный, организационный.
В соответствии с особенностями МКОУ-ООШ с. Киргишаны внесены изменения в
содержательный и организационный разделы программы воспитания. Изменения связаны с
особенностями организационно-правовой формы, контингентом обучающихся и их родителей
(законных
представителей),
направленностью
образовательные потребности обучающихся.
образовательной
программы,
в
особые
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ
1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся
Содержание воспитания обучающихся в образовательной организации определяется
содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей, которые
закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют
инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный компонент содержания
воспитания обучающихся включает духовно-нравственные ценности культуры, традиционных
религий народов России.
Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации планируется и
осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания.
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие
высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности,
обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях
современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Цель и задачи воспитания обучающихся.
Цель воспитания обучающихся в МКОУ - ООШ с. Киргишаны:
развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти
защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и
старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и
традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Задачи воспитания обучающихся в МКОУ - ООШ с. Киргишаны:
усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций,
которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям
(их освоение, принятие);
приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного
опыта поведения, общения, межличностных социальных отношений, применения полученных
знаний;
достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в
соответствии с ФГОС НОО.
Личностные результаты освоения обучающимися образовательных программ
включают:
осознание российской гражданской идентичности; сформированность ценностей
самостоятельности и инициативы; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и
личностному самоопределению;
наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к
себе, окружающим людям и жизни в целом.
Воспитательная деятельность в МКОУ - ООШ с. Киргишаны планируется и осуществляется на
основе
аксиологического,
антропологического,
культурно-исторического,
системно-
деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учётом принципов воспитания:
гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых,
следования
нравственному
примеру,
безопасной
жизнедеятельности,
инклюзивное,
возрастосообразности.
Школа
реализует
программу
инновационной
деятельности
«Внедрение
единого
образовательного пространства для повышения качества образования и профессиональной
ориентации обучающихся в рамках проекта «Агрошкола».
1.2 Направления воспитания
Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности
образовательной организации по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС НОО
и отражает готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретать первоначальный
опыт деятельности на их основе, в том числе в части:
гражданского воспитания, способствующего формированию российской гражданской
идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как
источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской
государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и
политической культуры.
патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному краю, Родине,
своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование
российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности.
духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной культуры народов
России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских
семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и
взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков.
эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической культуры на
основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам
отечественного и мирового искусства.
физического воспитания, ориентированного на формирование культуры здорового образа
жизни и эмоционального благополучия - развитие физических способностей с учётом
возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной
среде, чрезвычайных ситуациях.
трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду, трудящимся,
результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение
профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в
российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности.
экологического воспитания, способствующего формированию экологической культуры,
ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских
традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы,
окружающей среды.
ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления к познанию
себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с
учётом личностных интересов и общественных потребностей.
1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания
Требования к личностным результатам освоения обучающимися ООП НОО установлены
ФГОС НОО.
На основании этих требований в данном разделе представлены целевые ориентиры
результатов в воспитании, развитии личности обучающихся, на достижение которых должна быть
направлена деятельность педагогического коллектива для выполнения требований ФГОС НОО.
Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным содержанием воспитания
обучающихся на основе российских базовых (гражданских, конституциональных) ценностей,
обеспечивают единство воспитания, воспитательного пространства.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего образования.
Гражданское воспитание:
знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность)
в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в
мировом сообществе;
понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России,
тысячелетней истории российской государственности на основе исторического просвещения,
российского национального исторического сознания;
проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам;
проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации
своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законных интересов других людей;
выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма,
терроризма, коррупции в обществе;
принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том числе
самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой деятельности.
Патриотическое воспитание:
сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой народ, его
традиции, культуру;
проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других
народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной
стране;
проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края, своего
народа, других народов России;
знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве, спорте,
технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения, героев и защитников Отечества в прошлом
и современности;
принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности.
Духовно-нравственное воспитание:
знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа, ориентированный
на духовные ценности и нравственные нормы народов России, российского общества в ситуациях
нравственного выбора (с учётом национальной, религиозной принадлежности);
выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки
других людей с позиций традиционных российских духовно- нравственных ценностей и норм с
учётом осознания последствий поступков;
выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения,
противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и ценностям;
сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях
индивидуального и общественного пространства, значение и ценность межнационального,
межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющий общаться с людьми разных
народов, вероисповеданий;
проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям,
институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания
детей;
проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе как части
духовной культуры своего народа, российского общества.
Эстетическое воспитание:
выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных
традиций и народного творчества в искусстве;
проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния на поведение людей;
сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в
современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве;
ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в художественном
творчестве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в
сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного поведения, в
том числе в информационной среде;
выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную физическую
активность);
проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков,
игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда для физического и
психического здоровья;
умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и других людей),
стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием;
способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и природным
условиям, стрессовым ситуациям.
Трудовое воспитание:
уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей; проявляющий интерес к
практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения
предметных знаний;
сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой
деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в российском
обществе;
участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье, общеобразовательной
организации, своей местности) технологической и социальной направленности, способный
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов, потребностей.
Экологическое воспитание:
понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их решения,
значение экологической культуры человека, общества;
сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред;
выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе; ориентированный
на применение знаний естественных и социальных наук для решения задач в области охраны
природы, планирования своих поступков и оценки их возможных последствий для окружающей
среды;
участвующий
в
практической
деятельности
экологической,
природоохранной
направленности.
Ценности научного познания:
выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом
индивидуальных интересов, способностей, достижений;
ориентированный в деятельности на научные знания о природе и обществе, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой;
развивающий навыки использования различных средств познания, накопления знаний о
мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой среде);
демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в
естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности.
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1. Уклад общеобразовательной организации
МКОУ – ООШ с. Киргишаны является общей общеобразовательной школой, численность
обучающихся на 1 сентября 2025 года составляет 37 человек, численность педагогического
коллектива – 11 человек. Обучение ведётся с 1 по 9 класс по двум уровням образования: начальное
общее образование, основное общее образование.
МКОУ – ООШ с. Киргишаны (далее – школа) - это сельская школа, удаленная от культурных
и научных центров, спортивных школ и школ искусств. Была построена в 1968 году. До 1990 года
она была почти в два раза меньше. Всего четыре классных комнаты и учительская, столовой не было.
Учились в две смены. В настоящее время восемь классных кабинетов, в том числе кабинетов основ
информатики и ИКТ, одна учительская, столовая, зал, библиотека. Социокультурная среда села
более консервативна и традиционна, чем в городе, сохраняется внутреннее духовное богатство,
бережное отношение к Родине и природе. Сельская природная среда естественна и приближена к
людям. Наш школьник воспринимает природу как естественную среду собственного обитания.
Сельская школа, объединяя интеллигенцию, является не только образовательным, но и
культурным центром села.
Круг общения детей здесь не столь обширен, но само общение отличается детальным
знанием окружающих людей. В таких условиях у детей значительно раньше формируется уважение
к семейным традициям, почитание старших, уважение к людям труда, взаимопомощь. Практически
все педагоги школы родились в нашем поселке, учились в этой школе, теперь работают в ней. Знают
личностные особенности, бытовые условия жизни друг друга, отношения в семьях, что
способствует установлению доброжелательных и доверительных отношений между педагогами,
школьниками и их родителями.
В небольшом коллективе интенсивнее идет процесс установления межличностных
контактов, существует реальная возможность проявить себя в общем деле. У нас все на виду, что
при создании ситуации совместного поиска стимулирует активность учащихся и учителей. Нет
резкой обособленности между классами, учащимися разного возраста.
Таким образом, создавая условия для ребенка по выбору форм, способов самореализации на
основе освоения общечеловеческих ценностей, учитываем особенности сельской школы.
В процессе воспитания сотрудничаем с Клубом с. Киргишаны, администрацией с.
Киргишаны, ТКДН и ЗП, ПДН, ОВД Нижнесергинского района, ГБУ СО «ЦППМСП «Ладо», ГАУ
«ЦСПСиД Нижнесергинского района». Принимаем участие в проектах, областных соревнованиях,
конкурсах и мероприятиях МУК "ЦКД МБ и СД "Искра", ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» г.
Екатеринбурга, Министерства образования и молодежной политики Свердловской области и др.
Начали принимать участие в областном сетевом проекте «Уральская академия лидерства»,
областном социально-педагогическом проекте «Будь здоров!», проектах Российского движения
детей и молодежи.
В школе функционируют отряд «Юные инспекторы дорожного движения», отряд волонтеров
«Саламандра», волонтерское движение «Доброе сердце», «Юный турист», театральная мастерская.
Процесс воспитания в школе основывается на следующих принципах взаимодействия
педагогов и школьников:
неукоснительное
соблюдение
законности
и
прав
семьи
и
ребенка,
соблюдения
конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при
нахождении в школе;
ориентир на создание в школе психологически комфортной среды для каждого ребенка и
взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;
реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых
общностей, которые объединяют детей и педагогов яркими и содержательными событиями,
общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной
заботы и взрослых, и детей;
системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности.
Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие:
стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые общешкольные
дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;
важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других
совместных дел педагогов и школьников является коллективная разработка, коллективное
планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;
в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и
его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами,
поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие школьников, а
также их социальная активность;
педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов,
студий, секций и иных детских объединений, установление в них доброжелательных и
товарищеских взаимоотношений;
- ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по
отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в
разрешении конфликтов) функции.
В последнее время в обществе, семье, школе пришло понимание, что без возрождения
духовности, основанной на наших православных корнях, невозможно процветание и дальнейшее
развитие России. История нашей школы уникальна. Она насчитывает более 50 лет. Мы храним
память о тех замечательных людях, которые, когда-либо учились и работали в нашем учебном
заведении на протяжении всех лет.
Миссия нашей малокомплектной школы - «Развитие индивидуальных способностей - залог
будущего успеха».
Наша школа - это школа равных, но разнообразных возможностей. Мы утверждаем, что
неуспешных людей нет. Успеха может добиться каждый, если предоставить
соответствующие
ему
возможности. Такие возможности мы предоставляем всем желающим.
2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
2.2.1. Модуль «Урочная деятельность»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает
следующее:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих
позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к
обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения
со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и
самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,
организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки
своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для
решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в
парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают
установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими
одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной
помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации
ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам
возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык
генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям,
оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед
аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
2.2.2. Модуль «Внеурочная деятельность»
Внеурочная деятельность в МКОУ - ООШ с. Киргишаны выведена за рамки учебного плана и находит
отражение в
образовательной программе лицея через дополнительные образовательные модули,
проводимые в формах, отличных от классно-урочной; классное руководство (экскурсии, прогулки,
праздники, соревнования); деятельность иных педагогических работников (педагога-психолога) в
соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников
образования; инновационную (экспериментальную) деятельность.
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется
преимущественно через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания,
развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить
опыт участия в социально значимых делах;
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей,
которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и
доверительными отношениями друг к другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально
значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и
установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
2.2.3 . Модуль «Классное руководство»
Реализация воспитательного потенциала классного руководства как особого вида
педагогической деятельности, направленной, в первую очередь, на решение задач воспитания и
социализации обучающихся, предусматривает:
планирование и проведение классных часов целевой воспитательной тематической
направленности;
инициирование и поддержку классными руководителями участия классов в
общешкольных делах, мероприятиях, оказание необходимой помощи обучающимся в
их подготовке, проведении и анализе;
организацию интересных и полезных для личностного развития обучающихся
совместных дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся с разными
потребностями, способностями, давать возможности для самореализации,
устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать для них значимым
взрослым, задающим образцы поведения;
сплочение коллектива класса через игры и тренинги на командообразование,
внеучебные и внешкольные мероприятия, походы, экскурсии, празднования дней
рождения обучающихся, классные вечера;
выработку совместно с обучающимися правил поведения класса, участие в выработке
таких правил поведения в образовательной организации;
изучение особенностей личностного развития обучающихся путем наблюдения за их
поведением, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, беседах по
нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед с
родителями, учителями, а также (при необходимости) с педагогом-психологом;
доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем (налаживание
взаимоотношений с одноклассниками или педагогами, успеваемость и другое),
совместный поиск решений проблем, коррекцию поведения обучающихся через
частные беседы индивидуально и вместе с их родителями, с другими обучающимися
класса;
индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных портфолио, в
которых они фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные
достижения;
регулярные консультации с учителями-предметниками, направленные на
формирование единства требований по вопросам воспитания и обучения,
предупреждение и (или) разрешение конфликтов между учителями и обучающимися;
проведение педагогических советов для решения конкретных проблем класса,
интеграции воспитательных влияний педагогов на обучающихся, привлечение
учителей-предметников к участию в классных делах, дающих им возможность лучше
узнавать и понимать обучающихся, общаясь и наблюдая их во внеучебной обстановке,
участвовать в родительских собраниях класса;
организацию и проведение регулярных родительских собраний, информирование
родителей об успехах и проблемах обучающихся, их положении в классе, жизни класса
в целом, помощь родителям и иным членам семьи в отношениях с учителями,
администрацией;
создание и организацию работы родительского комитета класса, участвующего в
решении вопросов воспитания и обучения в классе, общеобразовательной организации;
привлечение родителей (законных представителей), членов семей обучающихся к
организации и проведению воспитательных дел, мероприятий в классе и
общеобразовательной организации;
проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и других мероприятий,
организация и проведение родительских собраний по профессиональной ориентации
обучающихся, ознакомлению с системой воспитания и дополнительного образования.
Модуль "Основные школьные дела"
Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел предусматривает:
общешкольные праздники, ежегодные творческие (театрализованные, музыкальные,
литературные и другие) мероприятия, связанные с общероссийскими, региональными
праздниками, памятными датами, в которых участвуют все классы;
участие во всероссийских акциях, посвященных значимым событиям в России, мире;
торжественные мероприятия, связанные с завершением образования, переходом на
следующий уровень образования, символизирующие приобретение новых социальных
статусов в образовательной организации, обществе;
церемонии награждения (по итогам учебного периода, года) обучающихся и педагогов
за участие в жизни образовательной организации, достижения в конкурсах,
соревнованиях, олимпиадах, вклад в развитие образовательной организации, своей
местности;
социальные проекты в образовательной организации, совместно разрабатываемые и
реализуемые обучающимися и педагогическими работниками, в том числе с участием
социальных партнеров, комплексы дел благотворительной, экологической,
патриотической, трудовой и другой направленности;
проводимые для жителей населенного пункта и организуемые совместно с семьями
обучающихся праздники, фестивали, представления в связи с памятными датами,
значимыми событиями для жителей населенного пункта;
разновозрастные сборы, многодневные выездные события, включающие в себя
комплекс коллективных творческих дел гражданской, патриотической, историкокраеведческой, экологической, трудовой, спортивно-оздоровительной и другой
направленности;
вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела в разных ролях
(сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов, ведущих, декораторов,
музыкальных редакторов, ответственных за костюмы и оборудование, за приглашение
и встречу гостей и других), помощь обучающимся в освоении навыков подготовки,
проведения, анализа общешкольных дел;
наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки, проведения, анализа
основных школьных дел, мероприятий, их отношениями с обучающимися разных
возрастов, с педагогическими работниками и другими взрослыми.
Модуль "Внешкольные мероприятия"
Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий предусматривает:
общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с социальными
партнерами образовательной организации;
внешкольные
тематические
мероприятия
воспитательной
направленности,
организуемые педагогами по изучаемым в образовательной организации учебным
предметам, курсам, модулям;
экскурсии, походы выходного дня (в музей, картинную галерею, технопарк, на
предприятие и другое), организуемые в классах классными руководителями, в том
числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся с
привлечением их к планированию, организации, проведению, оценке мероприятия;
литературные, исторические, экологические и другие походы, экскурсии, экспедиции,
слеты и другие, организуемые педагогическими работниками, в том числе совместно с
родителями (законными представителями) обучающихся для изучения историкокультурных мест, событий, биографий проживавших в этой местности российских
поэтов и писателей, деятелей науки, природных и историко-культурных ландшафтов,
флоры и фауны и другого;
выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в
процессе которых складывается детско-взрослая общность, характеризующаяся
доверительными взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой
эмоционально-психологического комфорта.
Модуль "Организация предметно-пространственной среды"
Реализация
воспитательного
потенциала
предметно-пространственной
среды
предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся, других участников
образовательных отношений по ее созданию, поддержанию, использованию в воспитательном
процессе:
оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в образовательную
организацию государственной символикой Российской Федерации, субъекта
Российской Федерации, муниципального образования (флаг, герб), изображениями
символики Российского государства в разные периоды тысячелетней истории,
исторической символики региона;
организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного флага
Российской Федерации;
размещение карт России, регионов, муниципальных образований (современных и
исторических,
точных
и
стилизованных,
географических,
природных,
культурологических, художественно оформленных, в том числе материалами,
подготовленными обучающимися) с изображениями значимых культурных объектов
местности, региона, России, памятных исторических, гражданских, народных,
религиозных мест почитания, портретов выдающихся государственных деятелей
России, деятелей культуры, науки, производства, искусства, военных, героев и
защитников Отечества;
изготовление, размещение, обновление художественных изображений (символических,
живописных, фотографических, интерактивных аудио и видео) природы России,
региона, местности, предметов традиционной культуры и быта, духовной культуры
народов России;
организацию и поддержание в образовательной организации звукового пространства
позитивной духовно-нравственной, гражданско-патриотической воспитательной
направленности (звонки-мелодии, музыка, информационные сообщения), исполнение
гимна Российской Федерации;
разработку, оформление, поддержание, использование в воспитательном процессе
"мест гражданского почитания" (в том числе, если образовательная организация носит
имя выдающегося исторического деятеля, ученого, героя, защитника Отечества и
других) в помещениях образовательной организации или на прилегающей территории
для общественно-гражданского почитания лиц, мест, событий в истории России;
мемориалов воинской славы, памятников, памятных досок;
оформление и обновление "мест новостей", стендов в помещениях (холл первого этажа,
рекреации), содержащих в доступной, привлекательной форме новостную информацию
позитивного гражданско-патриотического, духовнонравственного содержания,
фотоотчеты об интересных событиях, поздравления педагогов и обучающихся и
другое;
разработку и популяризацию символики образовательной организации (эмблема, флаг,
логотип, элементы костюма обучающихся и другое), используемой как повседневно,
так и в торжественные моменты;
подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ
обучающихся в разных учебных предметах, демонстрирующих их способности,
знакомящих с работами друг друга;
поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений в
образовательной организации, доступных и безопасных рекреационных зон,
озеленение территории при образовательной организации;
разработку, оформление, поддержание и использование игровых пространств,
спортивных и игровых площадок, зон активного и тихого отдыха;
создание и поддержание в вестибюле или библиотеке стеллажей свободного
книгообмена, на которые обучающиеся, родители, педагоги могут выставлять для
общего использования свои книги, брать для чтения другие;
деятельность классных руководителей и других педагогов вместе с обучающимися, их
родителями по благоустройству, оформлению школьных аудиторий, пришкольной
территории;
разработку и оформление пространств проведения значимых событий, праздников,
церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров (событийный дизайн);
разработку и обновление материалов (стендов, плакатов, инсталляций и других),
акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания ценностях,
правилах, традициях, укладе образовательной организации, актуальных вопросах
профилактики и безопасности.
Модуль "Взаимодействие с родителями (законными представителями)"
Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями (законными
представителями) обучающихся предусматривает:
создание и деятельность в образовательной организации, в классах представительных
органов родительского сообщества (родительского комитета образовательной
организации, классов), участвующих в обсуждении и решении вопросов воспитания и
обучения, деятельность представителей родительского сообщества в Управляющем
совете образовательной организации;
тематические родительские собрания в классах, общешкольные родительские собрания
по вопросам воспитания, взаимоотношений обучающихся и педагогов, условий
обучения и воспитания;
родительские дни, в которые родители (законные представители) могут посещать
уроки и внеурочные занятия;
работу семейных клубов, родительских гостиных, предоставляющих родителям,
педагогам и обучающимся площадку для совместного досуга и общения, с
обсуждением актуальных вопросов воспитания;
проведение тематических собраний (в том числе по инициативе родителей), на которых
родители могут получать советы по вопросам воспитания, консультации психологов,
врачей, социальных работников, служителей традиционных российских религий,
обмениваться опытом;
родительские форумы на официальном сайте образовательной организации в
информационно-коммуникационной сети "Интернет", интернет-сообщества, группы с
участием педагогов, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы,
согласуется совместная деятельность;
участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в случаях,
предусмотренных нормативными документами о психолого-педагогическом
консилиуме в образовательной организации в соответствии с порядком привлечения
родителей (законных представителей);
привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и проведению
классных и общешкольных мероприятий;
при наличии среди обучающихся детей-сирот, оставшихся без попечения родителей,
приемных детей целевое взаимодействие с их законными представителями.
Модуль "Самоуправление"
Реализация воспитательного потенциала ученического самоуправления в образовательной
организации предусматривает:
организацию и деятельность органов ученического самоуправления (совет
обучающихся или других), избранных обучающимися;
представление органами ученического самоуправления интересов обучающихся в
процессе управления образовательной организацией;
защиту органами ученического самоуправления законных интересов и прав
обучающихся;
участие представителей органов ученического самоуправления в разработке,
обсуждении и реализации рабочей программы воспитания, календарного плана
воспитательной работы, в анализе воспитательной деятельности в образовательной
организации.
Модуль "Профилактика и безопасность"
Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях
формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в образовательной организации
предусматривает:
организацию деятельности педагогического коллектива по созданию в
образовательной организации эффективной профилактической среды обеспечения
безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности;
проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов повышения
безопасности, выделение и психолого-педагогическое сопровождение групп риска
обучающихся по разным направлениям (агрессивное поведение, зависимости и
другое);
проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся групп риска силами
педагогического коллектива и с привлечением сторонних специалистов (психологов,
конфликтологов, коррекционных педагогов, работников социальных служб,
правоохранительных органов, опеки и других);
разработку и реализацию профилактических программ, направленных на работу как с
девиантными обучающимися, так и с их окружением; организацию межведомственного
взаимодействия;
вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты, программы
профилактической направленности социальных и природных рисков в
образовательной организации и в социокультурном окружении с педагогами,
родителями, социальными партнерами (антинаркотические, антиалкогольные, против
курения, вовлечения в деструктивные детские и молодежные объединения, культы,
субкультуры, группы в социальных сетях; по безопасности в цифровой среде, на
транспорте, на воде, безопасности дорожного движения, противопожарной
безопасности,
антитеррористической
и
антиэкстремистской
безопасности,
гражданской обороне и другие);
организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями социально
одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии, самоконтроля,
устойчивости к негативным воздействиям, групповому давлению;
профилактику правонарушений, девиаций посредством организации деятельности,
альтернативной девиантному поведению, познания (путешествия), испытания себя
(походы, спорт), значимого общения, творчества, деятельности (в том числе
профессиональной, религиозно-духовной, благотворительной, художественной и
другой);
предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в случаях
появления, расширения, влияния в образовательной организации маргинальных групп
обучающихся (оставивших обучение, криминальной направленности, с агрессивным
поведением и других);
профилактику расширения групп, семей обучающихся, требующих специальной
психолого-педагогической поддержки и сопровождения (слабоуспевающие, социально
запущенные, социально неадаптированные дети-мигранты, обучающиеся с ОВЗ и
другие).
Модуль "Социальное партнерство"
Реализация воспитательного потенциала социального партнерства предусматривает:
участие представителей социальных - партнеров, в том числе в соответствии с
договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей
программы воспитания и календарного плана воспитательной работы;
участие представителей социальных-партнеров в проведении отдельных уроков,
курсов внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей
тематической направленности;
проведение на базе социальных -партнеров отдельных уроков, занятий, внешкольных
мероприятий, акций воспитательной направленности;
реализация социальных проектов, совместно разрабатываемых обучающимися,
педагогами с социальными-партнерами благотворительной, экологической,
патриотической, трудовой и другой направленности, ориентированных на воспитание
обучающихся, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на
социальное окружение, включая инновационную деятельность.
Социальные партнеры учреждения:
Автономная некоммерческая организация туристско-информационного центра "МосковскоСибирский тракт (Свердловская область)"
ДК «Искра»;
Музей истории БГО;
Дом культуры с. Киргишаны;
ГАУЗ СО «Бисертская РБ»;
Бисертская поселковая библиотека и библиотека с. Киргишаны;
Пожарно-спасательная часть 277 пгт. Бисерть;
ОГИБДД;
Центр социальной помощи семье и детям Нижнесергинского района
Модуль "Профориентация"
Реализация воспитательного потенциала профориентационной работы образовательной
организации предусматривает:
проведение циклов профориентационных часов, направленных на подготовку
обучающегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального
будущего;
профориентационные игры (игры-симуляции, деловые игры, квесты, кейсы),
расширяющие знания о профессиях, способах выбора профессий, особенностях,
условиях разной профессиональной деятельности;
экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные представления о
существующих профессиях и условиях работы;
посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических
профориентационных парков, лагерей, дней открытых дверей в организациях
профессионального, высшего образования;
организацию на базе детского лагеря при образовательной организации
профориентационных смен с участием экспертов в области профориентации, где
обучающиеся могут познакомиться с профессиями, получить представление об их
специфике, попробовать свои силы в той или иной профессии, развить
соответствующие навыки;
совместное с педагогами изучение обучающимися интернет-ресурсов, посвященных
выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, онлайнкурсов по интересующим профессиям и направлениям профессионального
образования;
участие в работе всероссийских профориентационных проектов;
индивидуальное консультирование психологом обучающихся и их родителей
(законных представителей) по вопросам склонностей, способностей, иных
индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в выборе
ими будущей профессии;
освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов, включенных в
обязательную часть образовательной программы, в рамках компонента участников
образовательных отношений, внеурочной деятельности, дополнительного образования,
проведение профессиональных проб.
Модуль "Дополнительное образование"
Уникальной особенностью организации образовательного процесса МКОУ - ООШ с.
Киргишаны является сочетание общего и дополнительного образования.
Дополнительное
образование
осуществляется
в
рамках
реализации
общеразвивающей
программы
естественнонаучной направленности «Агрошкола», в рамках сетевого взаимодействия с МКУДО
БДШИ обучение по программе дополнительного предпрофессионального образования
«Изобразительное искусство».
Модуль «Детские общественные объединения»
Участие в общероссийском общественно-государственном движении «Движение
первых» (Российское движение детей и молодёжи, РДДМ). Участие в волонтерских акциях по
плану волонтерского движения.
Таким образом, социальное партнерство учреждения заключается в обмене опытом, в
совместной реализации образовательных проектов и социальных инициатив, в сохранении
традиций, в совершенствовании образовательной среды. Такая деятельность расширяет круг
общения всех участников образовательного процесса, позволяет детям получить социальный опыт
и способствует формированию их мировоззрения.
Благодаря расширению социальных партнеров учреждению удаётся решать приоритетные
задачи образовательной сферы:
●
Модернизация институтов образования как инструментов социального развития;
●
Повышение качества образования;
●
Развитие личности и социализация воспитанников и учащих.
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1. Кадровое обеспечение
Воспитательный процесс обучающихся школы осуществляют администрация школы, советник
директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, классные
руководители, педагоги-предметники, педагог - психолог.
Наименование
должности
(в Функционал, связанный с организацией и
соответствии со штатным расписанием)
реализацией воспитательного процесса
Директор школы
управление
деятельностью;
воспитательной
создание
условий,
позволяющих
педагогическому
составу
реализовать
воспитательную деятельность;
- формирование мотивации педагогов к
участию в разработке и реализации
разнообразных
образовательных
и
социально значимых проектов;
- организационно-координационная работа
при
проведении
общешкольных
воспитательных мероприятий;
регулирование
деятельности в ОО;
воспитательной
– контроль за исполнением управленческих
решений по воспитательной деятельности в
ОО (в том числе осуществляется через
мониторинг
качества
организации
воспитательной деятельности в ОО)
- стимулирование активной воспитательной
деятельности педагогов
Заместитель директора по УВР
- проведение анализа итогов воспитательной
деятельности в ОО за учебный год;
-планирование
воспитательной
деятельности в ОО на учебный год, включая
календарный план воспитательной работы
на уч. год;
- информирование о наличии возможностей
для участия педагогов в воспитательной
деятельности;
-организация
повышения
психологопедагогической квалификации работников;
-участие обучающихся в
городских, конкурсах и т.д.;
районных
и
-организационно-методическое
сопровождение
воспитательной
деятельности педагогических инициатив;
- создание необходимой для осуществления
воспитательной
деятельности
инфраструктуры;
-развитие сотрудничества с социальными
партнерами;
Советник директора по воспитанию и
взаимодействию
с
детскими
общественными объединениями
- организация взаимодействия участников
образовательных отношений для
накопления обучающимися социального
опыта, опыта межнациональных
отношений, формирования ценностных
ориентаций и их самореализации;
- консультация участников
образовательных отношений по
вопросам воспитания с использованием
современных информационных
технологий;
- участие в разработке социально значимых
детско-юношеских/детско-взрослых
проектов и вовлечение в них
обучающихся;
- осуществление организационнопедагогического и методического
сопровождения реализации новых
социально значимых проектов
обучающихся образовательной
организации;
- организация мероприятия, в том числе в
рамках проектной и конкурсной
деятельности, стимулирующие
достижения обучающихся в различных
сферах деятельности, интерес к научной
деятельности и участию в волонтерском
движении;
- осуществление подготовки мероприятий
по выявлению, поддержке и развитию
способностей и талантов обучающихся,
направленных на самоопределение,
саморазвитие, самореализацию,
самообразование и профессиональную
ориентацию, согласно возрастным
особенностям, потребностям и интересам;
- содействие функционированию системы
ученического самоуправления,
стимулированию развития новых форм
ученического самоуправления;
- организация взаимодействие с детскими и
молодежными общественными
объединениями;
- информирование участников
образовательных отношений о
деятельности детских и молодежных
общественных объединений и их
значимости для формирования личности
обучающихся, о проведении
всероссийских, региональных,
муниципальных, школьных мероприятий
для обучающихся, в том числе о
мероприятиях в сфере молодежной
политики.
Классные руководители
– формирование и развитие коллектива
класса;
– создание благоприятных психологопедагогических условий для развития
личности,
самоутверждения
каждого
обучающегося, сохранения неповторимости
и
раскрытия
способностей;
его
потенциальных
– формирование здорового образа жизни;
– организация системы отношений через
разнообразные формы воспитывающей
деятельности коллектива класса;
– защита прав и интересов обучающихся; –
организация
системной
работы
с
обучающимися в классе;
–
гуманизация
отношений
между
обучающимися, между обучающимися и
педагогическими работниками;
–
формирование
у
нравственных
смыслов
ориентиров;
обучающихся
и
духовных
–
организация
социально-значимой
творческой деятельности обучающихся
Педагог - психолог
-
-
-
-
Педагоги-предметники
Обеспечение благоприятных условий
для
развития,
обучения
и
социализации учащихся.
Выявление причин возникновения
проблемных
ситуаций
между
учащимися.
Оказание
психологической помощи детям,
которые в этом нуждаются.
Участие в разработке развивающих и
коррекционных программ.
Контроль
образовательного
процесса.
Консультирование
педагогов и родителей по вопросам
развития, социализации и адаптации
детей.
Анализ
творческих
и
образовательных достижений детей,
их успеваемости.
Оценка
эффективности
работы
педагогов.
- осуществление обучения и воспитания
обучающихся с учетом их психологофизиологических
особенностей
и
специфики преподаваемого предмета, и
требований ФГОС;
- формирование общей культуры личности,
социализации, осознанного выбора и
освоения образовательных программ;
-осуществление комплекса мероприятий по
развитию у обучающихся познавательной
активности,
самостоятельности,
инициативы, творческих способностей,
формированию
гражданской
позиции,
способности к труду и жизни в условиях
современного
мира,
формированию
культуры здорового и безопасного образа
жизни.
Повышение квалификации по вопросам воспитания
Совершенствование подготовки и повышения квалификации кадров по вопросам духовнонравственного воспитания детей и молодежи, один из главных вопросов в реализации рабочей
программы воспитания. Мероприятия по подготовке кадров:
сопровождение молодых педагогических работников, вновь поступивших на работу
педагогических работников (работа школы наставничества);
индивидуальная работа с педагогическими работниками по запросам (в том числе и
по вопросам классного руководства);
контроль оформления учебно-педагогической документации;
проведение конференций, «круглых столов», семинаров по педагогическим и другим
проблемам духовно-нравственного воспитания и просвещения обучающихся;
участие в постоянно действующих учебных курсах, семинарах по вопросам
воспитания;
участие
в
работе
городских
и
региональных
методических
объединений
представление опыта работы школы;
участие в работе постоянно действующего методического семинара по духовно-
нравственному воспитанию.
3.2. Нормативно-методическое обеспечение
Воспитательная работа школы строится на основе следующих нормативных документах:
на основе Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Приказа Минпросвещения России от 09.10.2024 № 704 «О внесении изменений в
некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных
образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и
среднего общего образования»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 "Об
утверждении
федеральной
образовательной
программы
начального
общего
образования"(Зарегистрирован 12.07.2023 № 74223)
Кроме того, в школе разработаны следующие нормативные локальные акты по
воспитательной работе: должностные инструкции педагогических работников по вопросам
воспитательной деятельности;
Положение о классном руководстве;
Положение о плане воспитательной работы классных руководителей;
Положение о сотрудничестве с социальными партнерами, нормативному, методическому
обеспечению воспитательной деятельности.
3.3. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся
В школе применяются следующие формы поощрения:
- похвальный лист «За отличные успехи в учении»;
- похвальная грамота «За особые успехи в изучении отдельных предметов»;
- награждение благодарностями за активное участие в школьных делах и/или в
конкретных проявлениях активной жизненной позиции;
- награждение почетными грамотами и дипломами за победу или призовое место с указанием
уровня достижений, обучающихся в различных школьных конкурсах и викторинах;
- награждение родителей (законных представителей) обучающихся благодарственными
письмами за хорошее воспитание детей;
-включение в группу для подъема и спуска Государственного флага Российской Федерации.
Принципы поощрения, которыми руководствуется МКОУ - ООШ с. Киргишаны
1. Публичность поощрения – информирование всех учеников школы о награждении, проведение
процедуры награждения в присутствии значительного числа школьников.
2. Прозрачность правил поощрения – они регламентированы положением о награждениях.
Ознакомление школьников и их родителей с локальным актом обязательно.
3. Регулирование частоты награждений – награждения по результатам конкурсов проводятся один
раз в год по уровням образования.
4. Сочетание индивидуального и коллективного поощрения – использование индивидуальных и
коллективных наград дает возможность стимулировать индивидуальную и коллективную
активность обучающихся, преодолевать межличностные противоречия между обучающимися,
получившими и не получившими награды.
5. Привлечение к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей (законных
представителей) обучающихся, представителей родительского сообщества, самих обучающихся,
их представителей (с учетом наличия ученического самоуправления), сторонних организаций, их
статусных представителей.
6. Дифференцированность поощрений – наличие уровней и типов наград позволяет продлить
стимулирующее действие системы поощрения.
АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами
результатов воспитания, личностными результатами обучающихся на уровне начального общего
образования, установленными ФГОС НОО.
Основным методом анализа воспитательного процесса в образовательной организации
является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления основных проблем и
последующего их решения.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной
работы в школе, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий
экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим
воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на
изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и
разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на
использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов:
грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной
работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников,
ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это результат
как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными
институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.
Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика
личностного развития школьников каждого класса.
Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем директора по
воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании методического
объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития
школьников является педагогическое наблюдение, диагностика «Уровень воспитанности».
Внимание
педагогов
сосредотачивается
на
следующих
вопросах:
какие
прежде
существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить за минувший
учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над
чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.
2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе
интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и
взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными
руководителями, Советом старшеклассников и родителями, хорошо знакомыми с деятельностью
школы.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной
деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их родителями, педагогами,
лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их анкетирование (Приложение 1).
Критерием, на основе которого осуществляется анализ состояния совместной деятельности
обучающихся и взрослых, является наличие интересной, событийно насыщенной и личностно
развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе (советником
директора по воспитанию, педагогом-психологом, социальным педагогом (при наличии),
классными руководителями с привлечением актива родителей (законных представителей)
обучающихся, совета обучающихся.
Способами получения информации о состоянии организуемой совместной деятельности
обучающихся и педагогических работников могут быть анкетирования и беседы с обучающимися и
их родителями (законными представителями), педагогическими работниками, представителями
совета обучающихся.
Результаты обсуждаются на заседании методических объединений классных руководителей
или педагогическом совете.
Внимание сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством (выбираются вопросы,
которые помогут проанализировать проделанную работу):
реализации воспитательного потенциала урочной деятельности;
организуемой внеурочной деятельности обучающихся;
деятельности классных руководителей и их классов;
проводимых общешкольных основных дел, мероприятий;
внешкольных мероприятий;
создания и поддержки предметно-пространственной среды;
взаимодействия с родительским сообществом;
деятельности ученического самоуправления;
деятельности по профилактике и безопасности;
реализации потенциала социального партнёрства;
деятельности по профориентации обучающихся.
Итогом
самоанализа
является
перечень
выявленных
над решением которых предстоит работать педагогическому коллективу.
проблем,
Календарный план воспитательной работы
начального общего образования
на 2025-2026 на учебный год
«Основные общешкольные
дела»
Дела, события, мероприятия
Дата /время
Класс
Ответственный
Зам. директора по УВР,
советник директора по
воспитанию
Советник директора по
воспитанию, классные
руководители
Педагог-библиотекарь
Кирилова О.П.
День знаний
01.09.2025
1-4
День окончания Второй мировой войны,
День солидарности в борьбе с
терроризмом.
Международный день распространения
грамотности
03.09.2025
1-4
08.09.2025
1-4
08.09.202512.09.2025
11.09.2025 17.09.2025
20.09.2025
1-4
Учитель ФК
1-4
Учитель ФК
1-4
«Кросс нации 2025»
20.09.2025
1-4
Всероссийский экологический субботник
«Зеленая Россия»
Мероприятие к 90-летию А. Лиханова
(1935-2021)
Профилактические мероприятия по
безопасности ДД «Внимание - дети!»
Участие в муниципальном конкурсе
рисунков «Полиция глазами детей 2025»
День туризма
12.09.2025
1-4
13.09.2025
1-4
Учитель ФК, классные
руководители
Учитель ФК,
классные
руководители
Классные
руководители
Педагог -библиотекарь
13-30.09.2025
1-4
18.09.2025
1-4
«Декада бега»
Принятие норм ГТО
ГТО всей семьей
Учитель биологии
Орлов А.Ю.
Преподаватели доп.
образования МКУДО
БДШИ
Учитель
Русинова И.А.
26.09.2025
1-4
02.09.2025 30.09.2025
1-4
Классные
руководители
Участие в открытии «Киргишанская
29.09.2025
верста», организованную руководителем
проекта «Московско-сибирский тракт»
Анастасией Фрикке
Творческий Фестиваль «Звезды Первых» сентябрь-октябрь
1-4
Советник директора
по воспитанию,
классные
руководители
Советник директора
по воспитанию
Международный день пожилых
людей. Акция «Милосердие»
Мероприятие к 130-летию С.
Есенина
01.10.2025
1-4
03.10.2025
1-4
Месячник «Уступи дорогу поездам!»
1-4
Классные
руководители
Педагог -библиотекарь
День учителя
03.10.2025
1-4
Зам. директора по УВР,
классные
руководители
Классные
руководители
Педагог -библиотекарь
День отца России
19.10.2025
1-4
Международный день школьных
библиотек
День народного единства
25.10.2025
1-4
05.11.2025
1-4
День памяти погибших при исполнении
служебных обязанностей сотрудников
органов внутренних дел России
День Государственного герба Российской
Федерации
Мероприятие к 120-летию Г.
Троепольского
День матери в России
11.11.2025
1-4
27.11.2025
1-4
Учитель истории
27.11.2025
1-4
Педагог -библиотекарь
28.11.2025
1-4
Неделя воинской славы (3 декабря – День
Неизвестного Солдата, 5 декабря - День
начала контрнаступления советских
войскпротив немецко-фашистских войск
в битве под Москвой (1941 г.), 9 декабря
– День Героев Отечества) (классные
часы)
Международный день инвалидов
03.12,
05.12,
08.12,
09.12.2025
1-4
Советник директора
по воспитанию,
классные
руководители
Учитель истории,
классные руководители
03.12.2025
1-4
Мероприятие к 200-летию А.
Плещеева
День добровольцев
04.12.2025
1-4
05.12.2025
1-4
День прав человека
10.12.2025
1-4
День Конституции России.
12.12.2025
1-4
100лет со дня рождения российского
композитора, народного артиста РСФСР
В.Я. Шаинского (1925—2017)
12.12.2025
1-4
Новый год
Декабрь
1-4
День студенчества
25.01.2026
1-4
День полного освобождения Ленинграда
отфашистской блокады
День освобождения Красной
армией крупнейшего «лагеря
смерти»
Аушвиц-Биркенау (Освенцима) — День
памяти жертв Холокоста
27.01.2026
1-4
Классные
руководители
Советник директора по
воспитанию
Советник директора по
воспитанию
Педагог -библиотекарь
Советник директора по
воспитанию
Учитель истории
Учитель истории,
классные руководители
Педагог -библиотекарь
Зам. директора по
УВР, классные
руководители
Советник директора
по воспитанию
Учитель истории,
классные
руководители
День разгрома советскими
войсками немецко-фашистских
войск в Сталинградской битве
03.02.2026
1-4
Учитель истории
День российской науки
07.02.2026
1-4
Классные
руководители
Зимний фестиваль Всероссийского
физкультурно-спортивного комплекса
«Готов к труду и обороне» (ГТО)
День памяти о россиянах, исполнявших
служебный долг за пределами Отечества
февраль-март
1-4
Учитель ФК, классные
руководители
14.02.2026
1-4
Международный день родного
языка
День защитника Отечества. Спортивнопатриотическая игра «Зарница»
Всероссийская массовая лыжная гонка
«Лыжня России - 2026»
Участие в праздновании праздника
«Масленица» совместно с клубом с.
Киргишаны
Всемирный открытый урок ОБЗР
(приуроченный к празднованию
Всемирного дня гражданской обороны)
(классные мероприятия)
Международный женский день
21.02.2026
1-4
21.02.2026
1-4
Учитель истории,
классные
руководители
Классные
руководители
Учитель ФК
Февраль
1-4
Февраль
1-4
с 1 марта
1-4
Классные
руководители, учитель
ОБЗР
08.03.2026
1-4
Классные
руководители
День присоединения Крыма к России
18.03.2026
1-4
Всемирный День театра
27.03.2026
1-4
Всемирный День здоровья.
Общешкольная зарядка «Здоровье в
порядке - спасибо зарядке!»
День космонавтики
08.04.2026
1-4
Учитель истории,
классные руководители
Руководитель
театральной
мастерской
Андреевских С.С.
Учитель ФК, классные
руководители
10.04.2026
1-4
День памяти о геноциде советского
периода
Всероссийская акция «День Земли»
14.04.2026
1-4
Классные
руководители
Учитель истории
22.04.2026
1-4
Учитель биологии
Праздник Весны и Труда. Трудовой
десант.
День Победы
30.04.2026
1-4
8 - 9 мая 2026
1-4
День музея
18.05.2026
1-4
День детских общественных организаций 19.05.2026
России
1-4
Классные
руководители
Зам. директора по
УВР, классные
руководители
Советник директора по
воспитанию
Советник директора
по воспитанию
Учитель ФК, классные
руководители
Классные
руководители
День славянской письменности и
культуры
Прием нормативов ВФСК ГТО
27.05.2026
Международный день защиты детей
02.06.2026
1-4
День русского языка
05.06.2026
1-4
День России
11.06.2026
1-4
День памяти и скорби
22.06.2026
1-4
День молодежи
26.06.2026
1-4
май
1-4
1-4
Классные
руководители
Учитель ФК
Классные
руководители
Учителя русского
языка
Советник директора по
воспитанию
Советник директора по
воспитанию
Советник директора по
воспитанию
Классное руководство
Дела, события, мероприятия
Дата /время
Класс
Ответственный
Составление карты интересов учащихся
и увлечений
Сентябрь
1-4
Классные
руководители
Мониторинговые исследования
личностного развития
учащихся
(уровень
мотивации,тревожности,
степень социализации и др.)
Тематические классные часы
Октябрь, апрель
1-4
Педагог-психолог,
классные
руководители
В течение учебного
года
1-4
Классные
руководители
В течение учебного
года
В течение учебного
года
1-4
Классные
руководители
Классные
руководители
Классные коллективные творческие
дела
Экскурсии
Пришкольный оздоровительный лагерь.
Изучение динамики
развития классного
коллектива. «Социальный
паспорт класса»
Обеспечение
информационной
безопасности
Профилактическая работа, в том числе
профилактика радикализации
Контроль за успеваемостью и
посещаемостьюучащихся
Контроль за внешним видом учащихся
Оформление личных дел
1-4
Март, июнь
1-4
Классные
руководители
01.09.202526.05.2026
1-4
Классные
руководители
В течение учебного
года
1-4
Классные
руководители
В течение учебного
года
В течение учебного
года
В течение учебного
года
В течение учебного
года
1-4
1-4
1-4
1-4
Классные
руководители
Классные руководители
Классные
руководители
Классные
руководители
Работа с учащимися, состоящими на
учете
Организация питания учащихся
В течение учебного 1-4
года
В течение учебного 1-4
года
Индивидуальные беседы
В течение учебного 1-4
с обучающимися
года
Адаптация вновь прибывших
В течение учебного 1-4
обучающихся в классе
года
Работа с учителями-предметниками в классе
Классные
руководители
Классные
руководители
Классные
руководители
Классные
руководители
Консультации с учителямипредметниками (соблюдение единых
требований в воспитании,
предупреждение и разрешение
конфликтов)
Еженедельно
1-4
Малый педсовет «Адаптация
первоклассников»
Октябрь
1
Классные
руководители ,
учителяпредметники,
педагоги
внеурочной
деятельности
Заместитель
директора
по
УВР, классный
руководитель 1
класса, учителяпредметники,
педагогпсихолог
Работа с родителями обучающихся или их законными представителями
Родительские собрания
(тематические, организационные,
аналитические, итоговые,
комбинированные, совместно с
учителями- предметниками,
совместно с детьми), проводимые в
режиме обсуждения наиболееострых
проблем обучения и воспитания
школьников.
Проведение экстренных родительских
собраний
Выбор родительского комитета и
организацияего работы (участие в
управлении школой и решении
вопросов воспитания и обучения
детей; вебинаров. Привлечение
родителей (законных представителей) к
просмотру вебинаров воспитательной
направленности, Всероссийского
родительского собрания)
Опрос и анкетирование родителей в
рамках независимой оценки качества
образования
Классные родительские собрания
В течение учебного
года
1-4
Классные
руководители
По мере
необходимости
1-4
Классные
руководители
Один раз в
четверть
1-4
Классные
руководители
Апрель
1-4
Классные
руководители
Согласно планам ВР 1-4
классных
Классные
руководители
руководителей
В течение года
Родительская группа в
социальных
сетях, оперативная связь
с родителями в режиме
офлайн и онлайн
Индивидуальные беседы с родителями. В течение учебного
года
1-4
Классные
руководители
1-4
Классные
руководители
Посещение семей на дому совместно со В течение учебного
специалистами профилактики ГАУ
года
«ЦСПСиД Нижнесергинского района».
Вызов на заседания Совета профилактики По необходимости 1-4
Совместные дела. Организация на базе
класса семейных праздников, конкурсов,
соревнований, направленных на
сплочение семьи и школы.
Работа с неблагополучными семьями и
семьями группы риска.
Классные
руководители
Зам. директора по
УВР, классные
руководители
Классные
руководители
В течение учебного
года
1-4
В течение учебного
года
1-4
Классные
руководители
В течение учебного
года
1-4
Учителя –
предметники
В течение учебного
года
1-4
Учителя –
предметники
В течение учебного
года
1-4
Учителя –
предметники
В течение учебного
года
1-4
Учителя –
предметники
В течение учебного
года
1-4
Учителя –
предметники
В течение учебного
года
1-4
Учителя –
предметники
В течение учебного
года
1-4
Учителя –
предметники
Урочная деятельность
Формы сотрудничества на уроке в
группе, в команде, в паре с учеником,
в паре с учителем.
Система оценки количественная и
качественная, оперативная обратная
связь,положительная динамика
индивидуальных достижений.
Отбор текстов, учебных заданий с
образцами героических поступков,
проявления человеколюбия,
сострадания, достоинства и чести.
Дискуссии, вопросы, презентации,
реальные сюжеты с постановкой
нравственных проблем
Метод исследования на уроках
математики, биологии,
технологии, физики в реальных
ситуациях и учебно познавательных задачах.
Уроки-экскурсии, библиотечные и
музейные уроки, практикумы с
реальными предметами природы,
ролевые игры, урок-путешествие.
Интерактив уроков как ресурс
познавательной активности,
мотивации поиска информации и ее
интерпретации (использование ИКТ и
дистанционных образовательных
технологий обучения,
обеспечивающих современные
активностио обучающихся
(программы- тренажеры, тесты,
мультимедийные презентации,
научно-популярные передачи,
фильмы, обучающие сайты, уроки
онлайн, видеолекции и др.)
Уроки мужества, уроки милосердия,
уроки добра, уроки знаний, уроки мира
как ресурсдуховно - нравственного
воспитания.
В течение учебного
года
1-4
Учителя –
предметники
Внеурочная деятельность/ дополнительное образование
Курс «Разговоры о важном»
Каждый
понедельник
1-4
Классные
руководители
1-4
Учителя
Шилдаева И.С.,
Шашмурина Т.Н.,
Азанова Г.С.
Учитель Мартынова
Т.В.
Курс «Орлята России»
Согласно
расписанию занятий
ВУД
Курс «Огородные чудеса»
Согласно
расписанию занятий
ВУД
1-4
Дополнительное предпрофессиональное Согласно расписанию
образование «Изобразительное
искусство»
Дополнительное образование «Умелые Согласно расписанию
ручки»
Самоуправление
1-4
Педагоги МКУДО
БДШИ
1-4
МКОУ ДО Дом
детского творчества
Через деятельность выборных органов
В течение учебного
самоуправления, отвечающих за
года
различныенаправления работы класса:
Планирование и анализ общеклассных
дел, конкурсов, соревнований, акций;
Организация дежурства по классу и
школе;
Выпуск и работа классного уголка;
Делегирование обучающихся для
работы в комитетах,
Участие в выпуске школьных газет;
Активизация обучающихся
класса длязанятости в свободное
время;
- Отчетность о работе классного
самоуправления на общем сборе
обучающихся.
ежедневно
Организация дежурства в
классе.
1-4
Классные
руководители
1-4
Классные
руководители
Оформление классного уголка
1-4
Классные
руководители
В течение учебного
года
Профориентация
Профессиональная ориентация
обучающихся в рамках проекта
«Агрошкола».
Педагог
дополнительного
образования Булатова
Е.Ю., классные
руководители
Классные
руководители
Классные
руководители
Классные
руководители
В течение учебного
года
1-4
Классный часы, беседы «Знакомство с
В течение учебного
профессиями»
года
Защита проектов по презентации
В течение учебного
профессий
года
Конкурс сочинений «Профессия моих
В течение учебного
родителей»
года
Профилактика и безопасность
1-4
ПДД, «Азбука здоровья»,
«Всероссийский Интернет-урок»,
«Кибербезопасность»
Всероссийские открытые уроки ОБЗР
В течение учебного
года
1-4
Учитель ОБЗР
В течение учебного
года
1-4
Учитель ОБЗР
Беседы, конкурсы, игровые программы,
профилактические программы, классные
часы. Встречи с интересными людьми:
врачами, инспекторами ПДН,
пожарными, полицейскими,
специалистами ГАУ «ЦСПСиД
Нижнесергинского района».
Информационные стенды с
правилами, нормами,требованиями
безопасного поведения.
В течение учебного
года
1-4
Советник директора по
воспитанию
В течение учебного
года
1-4
Учитель ОБЗР
Работа
Совета профилактики
правонарушений. Организация
правовой и социальной помощи
школьных специалистов по запросам
родителей и учащихся.
Вручение буклетов, памяток для детей
и
родителей
по
профилактике
правонарушений
В течение учебного
года
1-4
Зам. директора по
УВР
В течение учебного
года
1-4
Советник директора
по воспитанию
Акции, Месячники и Дни
активной
профилактики: «День
открытых
дверей», «Правовая
помощь», «День здоровья».
Участие в районных, окружных,
Всероссийских конкурсах, олимпиадах,
выставках, соревнованиях
Спортивные соревнования, сдача
норм ГТО
В течение учебного
года
1-4
Зам. директора по
ВР, учитель ОБЖ
В течение учебного
года
1-4
Классные
руководители
В течение учебного
года
1-4
Классные
руководители
1-4
1-4
Организация предметно-пространственной среды
Выставки книг в библиотеке
В течение учебного
года
1-4
Библиотекарь
Размещение на стенах школы регулярно В течение учебного
сменяемых экспозиций
года
1-4
Благоустройство классных кабинетов,
осуществляемое классными
руководителями
вместе с учащимися своих классов
Событийный дизайн – оформление
пространства для проведения
конкретных школьных событий
(праздников, церемоний,торжественных
линеек, творческих вечеров,
выставок, собраний, конференций и т.п.)
Популяризация государственной
символики
В течение учебного
года
1-4
Советник
директора по
воспитанию
Классные
руководители
В течение учебного
года
1-4
Классные
руководители
В течение учебного
года
1-4
Классные
руководители
Акцентирование внимания
школьников посредством
элементов предметно- эстетической
среды (стенды, плакаты,
инсталляции) на важных для
воспитания ценностях школы, ее
традициях, правилах.
В течение учебного
года
1-4
Классные
руководители
В течение учебного
года
1-4
Классные
руководители
В течение учебного
года
1-4
Классные
руководители
1-4
Классные
руководители
Детские общественные объединения
Участие в общероссийском
общественно-государственном
движении Движение первых»
Участие в волонтерских акциях по плану
волонтерского движения
Социальное партнерство
Взаимодействие с музеями, сельской
В течение учебного
библиотекой,школьной библиотекой,
года
Домом культуры «Искра»,
ДДТ, МКУДО БДШИ, ГАУ «ЦСПС и Д
Нижнесергинского района», ПСХ К
«Киргишанский» для проведения
совместныхмероприятий