ПОЛОЖЕНИЕ
о реализации образовательных программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий
1.Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии Федеральным законом г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Постановлением Правительства
Российской Федерации от 11 октября 2023 года №1678, Уставом МКОУ - ООШ с.
Киргишаны.
Настоящее Положение регламентирует порядок применения электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ, в том числе при проведении учебных занятий, практик, промежуточной
аттестации, текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации обучающихся в ходе
реализации основных образовательных программ и (или) дополнительных
образовательных программ (далее – образовательные программы) или их частей.
1.2. Понятия, используемые в Положении
"информационные системы" - государственные информационные системы,
региональные информационные системы и информационные системы образовательной
организации, эксплуатируемые при реализации образовательных программ или их частей с
применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
"онлайн-курс" - учебный курс, реализуемый с применением исключительно
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, размещаемый на
официальном сайте образовательной организации и образовательных платформах, доступ
к которому предоставляется через информационно-телекоммуникационную сеть
"Интернет" (далее - сеть "Интернет"), и направленный на обеспечение достижения
обучающимися определенных результатов обучения;
"цифровой образовательный контент" - материалы и средства обучения и
воспитания, представленные в цифровом виде, включая информационные ресурсы, а также
средства, способствующие определению уровня знаний, умений, навыков, компетенции и
достижений обучающихся;
"цифровые образовательные сервисы" - цифровые решения, предоставляющие
возможность приобретения знаний, умений и навыков, в том числе дистанционно, и
обеспечивающие автоматизацию образовательной деятельности;
"цифровое индивидуальное портфолио обучающегося" - структурированный
набор данных обучающегося о его персональных достижениях, компетенции, документах
об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении и документах,
подтверждающих освоение онлайн-курса.
При применении электронного обучения организуется как отложенное во времени,
так и в режиме реального времени взаимодействие обучающегося с педагогическим
работником посредством использования баз данных, цифровых образовательных сервисов,
информационных
технологий,
технических
средств
и
информационнотелекоммуникационных сетей, при котором обучающийся самостоятельно выполняет
задания в порядке, определенном педагогическим работником в том числе для
осуществления контроля усвоения материала, в целях освоения обучающимся учебных
предметов, курсов и дисциплин (модулей), предусмотренных образовательной программой.
информационных технологий, технических средств и информационнотелекоммуникационных сетей, при котором обучающийся самостоятельно выполняет
задания в порядке, определенном педагогическим работником в том числе для
осуществления контроля усвоения материала, в целях освоения обучающимся учебных
предметов, курсов и дисциплин (модулей), предусмотренных образовательной программой.
При применении дистанционных образовательных технологий образовательные
программы реализуются в основном с применением информационных и
телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или частично
опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.
При реализации дополнительных образовательных программ с применением
исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
предполагается режим обучения, при котором обучающийся осваивает образовательную
программу удаленно, взаимодействуя с педагогическим работником исключительно
посредством цифровых образовательных сервисов и ресурсов электронной
информационно-образовательной среды, и допускается отсутствие учебных занятий,
проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с
обучающимся в аудитории.
1.3. Реализация образовательных программ или их частей может осуществляться
с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, а
также с применением исключительно электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий с учетом требований федеральных государственных
образовательных стандартов:
1.3.1. в том числе обучение при выборе дисциплин профильной подготовки,
дисциплин дополнительного образования, необходимости организации индивидуальных
занятий детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей,
обучающихся на дому по состоянию здоровья или обучающихся, длительно
отсутствующих на занятиях по различным уважительным причинам или иным
причинам, обучение обучающихся заочной формы обучения;
1.4. Использование электронного обучения и обучения с помощью дистанционных
технологий способствует решению следующих задач:
а) повышению эффективности учебной деятельности учащихся;
б) повышению эффективности организации учебного процесса;
в) повышению эффективности использования учебных помещений
1.5. Основными принципами организации обучения с применением электронных
ресурсов и дистанционных технологий являются:
принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных
контактов всех участников учебного процесса с помощью специализированной
информационно-образовательной среды (в том числе, форумы, электронная почта,
Интернет-конференции, онлайн уроки);
принцип адаптивности, позволяющий легко использовать учебные
материалы нового поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы, в
конкретных условиях учебного процесса, что способствует сочетанию разных
дидактических моделей проведения уроков с применением дистанционных
образовательных технологий и сетевых средств обучения: интерактивных тестов,
тренажеров, лабораторных практикумов удаленного доступа и др.;
принцип гибкости, дающий возможность участникам учебного процесса
работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время;
принцип модульности, позволяющий использовать ученику и преподавателю
необходимые им сетевые учебные курсы (или отдельные составляющие учебного курса)
для реализации индивидуальных учебных планов;
принцип оперативности и объективности оценивания учебных достижений
учащихся.
2. Организация обучения с применением электронных ресурсов и
использования дистанционных технологий.
2.1. Прием школьников на обучение по программам начального, основного общего
образования, а также по программам дополнительного образования с применением
дистанционных образовательных технологий осуществляется на основании письменного
заявления родителей (законных представителей), содержащего сведения об обучающемся
(для регистрации присвоения индивидуального пароля и логина, установления контакта.
2.2. В целях реализации образовательной программы в течение всего периода
обучения для участников образовательных отношений создаются условия получения
доступа к электронной информационно-образовательной среде образовательной
организации, обеспечивающей независимо от места нахождения обучающихся:
а) доступ к учебным планам, рабочим программам учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей) и практик, к изданиям электронных библиотечных систем и
электронным образовательным ресурсам, содержащим электронные учебно-методические
материалы, указанным в рабочих программах, в том числе к онлайн-курсам размещаются
на официальном сайте образовательной организации https://kirg.uralschool.ru/;
б) доступ к государственным информационным системам, предусматривающим
обработку персональных данных обучающихся, создаваемым, модернизируемым и
эксплуатируемым для реализации основных общеобразовательных программ с
применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
осуществляется посредством регистрации на сайте https://myschool.edu.ru/через учетную
запись на Портале государственных услуг РФ https://www.gosuslugi.ru ;
в) фиксация хода образовательного процесса, результатов промежуточной
аттестации, текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации осуществляется
посредством сервиса ЦОС «Моя школа»;
г) проведение всех видов занятий, оценки результатов обучения по образовательным
программам, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий осуществляется посредством сервиса ГИС
СО «ЕЦП», а также учебного профиля Сферум;
д) взаимодействие между участниками образовательных отношений, в том числе
отложенное во времени и опосредованное (на расстоянии) в режиме реального времени
посредством
использования
информационно-телекоммуникационных
сетей
осуществляется посредством сервиса «Моя школа», а также учебного профиля Сферум.
С помощью вышеуказанных ресурсов электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий обучения:
- учитель планирует свою педагогическую деятельность: выбирает из имеющихся
заданий или создаёт, нужные для обучающихся, а также ресурсы и задания;
-администрация МКОУ - ООШ с. Киргишаны, методические службы, учителя,
обучающиеся и их законные представители, своевременно могут получить полную
информацию о ходе учебного процесса, промежуточных и итоговых результатах, благодаря
автоматическому фиксированию указанных позиций в информационной среде;
-обучающиеся выполняют задания (знакомятся, собирают и организуют
информацию, создают мультимедиа образовательные продукты, участвуют в форумах и
т.д.), обращаются к учителям за помощью;
-обучающиеся, их законные представители, учителя, получают дополнительные
возможности общения внутри школьного социума, выражая свое мнение, выдвигая
предложения и инициативы, фиксируя их в информационной среде.
2.3. При реализации образовательных программ или их частей с использованием
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий образовательная
организация определяет:
а) основные средства обучения и цифровой образовательный контент, виды
используемых дистанционных образовательных технологий при
реализации
образовательных программ или их частей;
б) способы применения электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ, необходимость и (или)
ограничения по применению цифровых образовательных сервисов и цифрового
образовательного контента в обучении, которые учитываются при разработке
образовательных программ;
в) образовательные программы, реализуемые с применением исключительно
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в соответствии с
требованиями части 3 статьи 16 Федерального закона "Об образовании в Российской
Федерации".
2.4.
Оповещение
участников
образовательных
отношений
о
реализации образовательных программ с применением электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий в следующем учебном году осуществляется
до 1 мая текущего учебного года путем ее размещения в открытом доступе на официальном
сайте образовательной организации в сети "Интернет".
В течение десяти рабочих дней после утверждения документов обеспечивается
открытость и доступность информации о реализации образовательных программ с
применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий путем размещения указанной информации на официальном сайте
образовательной организации в сети "Интернет".
2.5. При наличии заявления обучающегося, достигшего возраста 18 лет, родителя
(законного представителя) обучающегося об отказе в применении электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ
по программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, за
исключением случаев, когда реализация таких образовательных программ предусмотрена с
применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий,
обучение по таким образовательным программам такого обучающегося осуществляется без
применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
2.6. Решение о реализации образовательных программ и проведении промежуточной
аттестации, текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по программам
начального общего, основного общего, среднего общего образования с применением
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий принимается
образовательной организацией совместно со всеми участниками образовательных
отношений путем издания локального нормативного акта образовательной организации в
установленном ею порядке.
2.7. При реализации образовательных программ или их частей с применением
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий образовательные
организации:
а) обеспечивается соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки
педагогических, научных, учебно-вспомогательных, административно-хозяйственных
работников образовательной организации;
б) обеспечивается обучающемуся доступ к средствам обучения, в том числе к
программному обеспечению для реализации дистанционных образовательных технологий
в объеме, предусмотренном образовательной программой, необходимом для освоения
соответствующей образовательной программы или ее части;
в) определяется порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся, в том
числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с
использованием информационных и телекоммуникационных технологий;
г) определяется порядок оказания технической помощи обучающимся и
педагогическим работникам;
д) определяется соотношение объема занятий, проводимых в форме контактной
работы обучающихся с педагогическими работниками образовательной организации и
(или) лицами, привлекаемыми образовательной организацией, и объема занятий,
проводимых на иных условиях, а также с применением электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий;
е) определяется порядок фиксации хода образовательного процесса, промежуточной
аттестации, текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации путем издания
локального нормативного акта образовательной организации;
ж) обеспечивается реализация образовательных программ обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического
развития и в соответствии с их особыми образовательными потребностями;
з) обеспечивается соблюдение установленных государственными санитарноэпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (санитарными
правилами) санитарно-эпидемиологических требований, за исключением случаев, когда
реализация образовательных программ предусмотрена с применением исключительно
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
2.8. При реализации образовательных программ или их частей с применением
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий ведется учет и
осуществляется хранение результатов образовательного процесса и внутренний
документооборот на бумажном носителе в соответствии с требованиями Закона Российской
Федерации "О государственной тайне" и Федерального закона "Об архивном деле в
Российской Федерации", а также обеспечивается обработка персональных данных
обучающихся и иных участников образовательных отношений в соответствии с
требованиями Федерального закона "О персональных данных".
2.9. Администрация МКОУ - ООШ с. Киргишаны:
-Осуществляет учет обучающихся, осваивающих образовательную программу с
применением дистанционных образовательных технологий.
-Информирует всех участников образовательного процесса о возможных
механизмах использования ресурсов для организации обучения с использованием
дистанционных образовательных технологий.
-Утверждает расписание и график обучения с применением дистанционных
образовательных технологий, включая регулярные видео чаты (онлайн уроки, вебинары и
т.д.); контрольные мероприятия (тесты, зачётные работы), график отправки и приёма
домашних заданий, часы консультаций.
-Закрепляет учебные предметы за днями недели, сгруппировав учебный материал
крупными блоками.
2.10. Куратор:
-Осуществляет учет обучающихся, осваивающих образовательные программы с
применением дистанционных образовательных технологий.
-Осуществляет мониторинг необходимого технического обеспечения учащихся для
организации
образовательного
процесса
(наличие
компьютера/ноутбука/планшета/телефона с выходом в интернет; электронной почты
обучающегося и родителей).
-Осуществляет контроль взаимодействия всех учащихся класса с учителямипредметниками.
2.11. Учитель-предметник:
-Определяет набор заданий на утвержденных электронных ресурсах, приложений
для организации дистанционной формы работы по учебному предмету.
-Определяет средства коммуникации: почта, чат, электронный журнал; формат и
методику проведения видео уроков-вебинаров и т.д.; периодичность, график проведения
оценочных мероприятий и домашнего задания; перечень дополнительных источников
информации; способы организации обратной связи, рефлексии.
-Определяет учебный материал для своего учебного предмета;
-Проводит корректировку рабочих программ. Оформляет лист коррекции рабочих
программ.
-Определяет допустимый объём домашних заданий.
-Определяет формат выполнения домашних заданий в виде творческих и проектных
работ,
-Регулярно информирует родителей (законных представителей) о результатах
обучении детей.
2.12. Использование дополнительных информационных систем обучения для
организации образовательного процесса.
Образовательная организация может использовать доступ к системам
дистанционного обучения, предоставляемыми сторонними организациями и использование
следующих электронных образовательных ресурсов:
Информационная система ГИС СО «ЕЦП»;
Образовательные онлайн-платформы:
«Российская электронная школа» https://resh.edu.ru/
Интерактивная образовательная онлайн-платформа «Учи.ру» https://uchi.ru/
Цифровой образовательный ресурс для школ «Якласс» https://www.yaklass.ru/
Площадка Образовательного центра «Сириус» (http://edu.sirius.online).
2.13. Основными элементами системы дистанционного обучения являются:
цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных
сайтах;
видеоконференции;
надомное обучение с дистанционной поддержкой;
вебинары;
электронные носители мультимедийных приложений к учебникам;
электронные наглядные пособия;
2.14. Формы дистанционных образовательных технологий, используемые в
образовательном процессе, находят отражение в рабочих программах по предметам. В
обучении с применением электронных ресурсов и дистанционных технологий
используются следующие организационные формы учебной деятельности:
лекция;
консультация;
семинар;
практическое занятие;
лабораторная работа;
контрольная работа;
самостоятельная работа.
2.15. Обучение осуществляется на основе цифровых образовательных ресурсов:
электронные учебники;
интерактивные обучающие ресурсы;
виртуальные среды учебно-практической деятельности;
компьютерные демонстрации;
электронные источники информации;
2.16. Ресурсами, сопровождающими предметные дистанционные курсы, могут быть:
тестирование онлайн;
конкурсы, консультации онлайн;
предоставление методических материалов.
2.17. Возможные форматы материалов для реализации электронного обучения и
обучения с применением дистанционных образовательных технологий:
а) методические рекомендации для учащегося по освоению учебного материала;
б) система открытого планирования всех тем;
в) последовательное изложение учебного материала в виде гипертекста,
содержащего ссылки на другие учебные материалы;
г) терминологический словарь;
д) мультимедийные объекты: видео-и аудиофайлы, графические объекты,
интерактивные карты;
е) интерактивные тесты;
ж) тренажеры по предметам;
з) лабораторный практикум удаленного доступа;
и) комплексные домашние задания и творческие работы;
к) справочники;
л) иллюстративный материал;
м) архивную и энциклопедическую информацию;
н) библиографические ссылки;
о) систему поиска информации и пр.
2.18. Структура занятия и процесс обучения
2.18.1. Формат занятий:
прочтение обучающимся методических материалов (с тренировочными
упражнениями, выполняемых на рекомендуемых программах);
ответы на вопросы контрольных заданий и упражнений по каждому занятию;
возможна подготовка реферата при завершении темы;
разработка индивидуального проекта и пр.
2.18.2. Начало изучения каждой из тем определяется получением методических
материалов по теме. Вместе с этими материалами направляются рекомендации по их
изучению: сроки освоения темы, правила оформления отчета по теме. Это не означает, что
не допускаются оперативные вопросы слушателей по ходу выполнения занятий. При
индивидуальном обучении значительно возрастает роль личной переписки учитель-ученик
с помощью мессенджеров.
2.19. Требования к аттестации определяются Положением о периодичности и
порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся.
4. Заключительные положения.
4.1. Настоящее Положение действует до принятия нового с даты введения его в
действие приказом директора МКОУ - ООШ с. Киргишаны.