Перспективный план развития библиотеки на 2024-2030 гг

Школьная библиотека – первая общедоступная библиотека для детей,
фундамент всей библиотечной системы, призванная выполнять информационную,
культурную, досуговую функции. Кроме этого школьная библиотека – это
неотъемлемая часть системы образования.
Ее социальная роль предполагает:
 Концентрацию документальных источников образования на традиционных и
электронных носителях. Предоставление доступа к удаленным ресурсам
образования;
 Приобщение школьников к чтению, как к основному виду познавательной
деятельности, форме проведения досуга. Содействие в приобретении навыков
самообразования учащихся, получение доступа к ресурсам образования всем
членам педагогического сообщества;
 Способствовать учебному процессу.
 Формирование информационной культуры личности, помощь в адаптации
школьников к условиям жизни в современном информационном обществе.
Цели, задачи и направления модернизации
библиотеки МКОУ – ООШ с. Киргишаны до 2030 г.
Основная цель развития библиотеки –
 создание информационно-библиотечной среды как основы для развития
творческого
мышления,
формирования
информационной
культуры
личности, гражданского и патриотического самосознания,
 оперативное удовлетворение информационных потребностей читателей
школы,
 воспитание и закрепление у школьников привычки к чтению, руководства
чтением, желанию пользоваться библиотеками на протяжении всей жизни,
 содействие
и помощь в развитии творческих способностей детей,
формировании духовно богатой, нравственно здоровой личности,
 реализация информационного процесса в школе, содействие самообразованию
учащихся, учителей с использованием, как собственных ресурсов, так
и ресурсов других библиотек и систем.
Для того чтобы реализовать эти цели предполагается решить следующие
задачи:
 Создание предпосылок для развития и саморазвития школьников, вовлечения их
в проектную и исследовательскую деятельность.
 Формирование качественных книжных фондов. Оказание качественных
библиотечных услуг.
 Поддержка и развитие чтения, путем различных форм пропаганды книг и
чтения.
 Помогать приводить в соответствие техническое оснащение и уровень
информации школьных библиотек все возрастающим требованиям
современного образования.

Организация взаимодействия с педагогическим коллективом по формированию
информационной грамотности и информационной культуры школьников, как
обязательного условия обучения в течение всей жизни.
 Координация и кооперация своей библиотечной деятельности с другими
школьными и детскими библиотеками района.
 Переподготовка и повышение квалификации в соответствии с требованием
времени.
Для решения поставленных задач можно выделить следующие направления
деятельности:
Основные направления деятельности:

формирование фонда в соответствии с реализацией задач в рамках
приоритетного национального проекта «Образование», ФГОС;

внесение школьной библиотеки в соответствующие образовательные проекты,
разрабатываемые школой;

пересмотр имеющейся документации, регламентирующей деятельность
библиотеки в соответствии с Уставом и задачами школы;
 расширение объема ресурсного обеспечения библиотечно-информационных
услуг на основе внедрения информационно-коммуникационных технологий;
 выделение в статьях сметы школы отдельных строк на финансирование
деятельности библиотеки;
 закрепление
в Устав школы обязанность учредителя гарантированно
осуществлять обновление фонда художественной литературой;
 переподготовка
и повышение квалификации библиотечных кадров,
совершенствование управления библиотекой.
Основные задачи работы библиотеки:
 Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем
библиотечно-библиографического
и
информационного
обслуживания
учащихся, родителей и педагогического коллектива школы.
 Формирование у учащихся информационной культуры, любви к книге,
культуры чтения, умения и навыков независимого библиотечного пользователя,
психологическая поддержка читательской деятельности.
 Совершенствование библиотечных технологий.
 Целенаправленное информирование по проблеме гуманизации образования,
саморазвития достоинства личности ребенка.
 Внедрение
дифференцированно-ориентированных
методов
и
форм
обслуживания читателей;
 Постоянное изучение информационных потребностей педагогов и учащихся с
целью эффективного формирования информационного массива;
 Дальнейшая компьютеризация библиотечного процесса, расширение Банка
педагогической информации, формирование и пополнение электронного
каталога;
 Повышение эффективности внутрибиблиотечной работы.
 Списывать и изымать ветхую, морально устаревшую литературу.


Дальнейшее комплектование фонда, формирование медиацентра.
Медиацентр – это информационный центр школы для свободного доступа,
как учащихся, так и учителей к информационным (образовательным) ресурсам.
Библиотечный медиацентр решает такие задачи, как:
 работа по созданию и поддержке электронного библиотечного каталога;
 консультирование учителей, учащихся по использованию ресурсов Интернет;
 публикации информации о новых поступлениях;
 использование информации, размещённой в сети Интернет для пополнения
фонда библиотеки.
Анализ текущего состояния библиотеки
Библиотека является одним из важнейших структурных подразделений
школы, которое обеспечивает информацией учебный, научно-исследовательский и
культурно-просветительский процессы школы.
Определение стратегии развития библиотеки обусловлено изменениями,
произошедшими в обществе. В настоящее время информационно-библиотечное
обслуживание в ОУ перестает быть только приложением к различным
образовательным программам. С его помощью каждому пользователю
предоставляется возможность самостоятельно получать знания, необходимые для
изучения
избранного вопроса, повышать квалификацию, расширять
кругозор. Компьютеризация библиотеки способствует решению этих проблем
оперативного, всестороннего обеспечения научно-методической, справочной,
библиографической и нормативной информацией.
Важными факторами воздействия внешней среды на развитие Библиотеки
являются:
 динамичное развитие школы, расширение области исследований;
 внедрение профильной и дистанционной систем обучения;
 акцент на самостоятельную работу учеников;
 активное внедрение компьютерных технологий;
 увеличение и расширение спроса на информационно-библиотечные ресурсы.
Одним из приоритетных направлений деятельности библиотеки является
внедрение новых информационно-коммуникационных технологий.
Цель данной деятельности – повышение эффективности работы библиотеки.
Достижение цели осуществляется через решение следующих задач:
Повышение квалификации библиотекаря;
Повышение интереса читателей;
Расширение материально-технической базы библиотеки;
Мониторинг деятельности.
Достижение цели реализуется через систему мероприятий:
Основные мероприятия


Формирование фонда в соответствии реализацией задач в рамках
приоритетного национального проекта «Образование»
1.

№
п/п
1
1.

2.

222

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Мероприятия

Ответственн
ые
4

Сроки

2
Изучение новой нормативно-правовой
базы, обеспечивающую полноценное
функционирование библиотеки
Разработка механизма формирования
фонда литературы по предметам, блокам
дисциплин, с учетом дополнительных
подготовок и квалификаций в соответствии
с государственными требованиями
профессиональной подготовке

3
постоянно

педагогбиблиотекарь
педагогбиблиотекарь

ежегодно до 31.05

Ознакомление с вновь издаваемой
литературой (издательства «Просвещение»,
«Дрофа» и др.)

по мере
поступления
каталогов

Отработка и использование системы учета
индивидуальных потребностей читателей на
услуги библиотеки в соответствии
с
образовательными программами
Предоставление массовой и индивидуальной
информации о новых книгах,
о поступлениях книг
Совершенствование системы справочноинформационного обслуживания для более
быстрого и точного поиска информации
читателями
Комплектование и обработка новых
поступлений
Проведение выставочной и образовательной
работы в области повышения уровня
информационной культуры читателей

ежегодно
по мере
поступления
ежегодно
по мере
поступления
постоянно

педагогбиблиотекарь

педагогбиблиотекарь
педагогбиблиотекарь
педагогбиблиотекарь
педагогбиблиотекарь
педагогбиблиотекарь

Расширение объема ресурсного обеспечения библиотечно-информационных
услуг на основе внедрения информационно-коммуникационных технологий и
улучшения материально-технического обеспечения
2.

3.

№
п/п
1
1.

Повышение квалификации, совершенствование управления библиотекой
Мероприятия

2
Уточнение функций, обязанностей,
прав и ответственности при

Сроки

Ответственные

3

4

2024

директор,
педагог-библиотекарь

2.

3.

4.

5.

6.

7.

управлении библиотекой, отражение
их в положениях
Развитие отношений с партнерами
2024
педагог-библиотекарь
из внешней среды
Стимулирование роста мастерства и
квалификации зав. библиотекой через
зам.директора
по
прохождение курсов повышения
2024
УВР,
квалификации, стажировок,
педагог-библиотекарь
аттестации
Инициирование проведения на базе
библиотеки культурномассовых мероприятий,
постоянно
направленных на профессиональное
по плану
педагог-библиотекарь,
развитие школьников и
работы
преподаватели школы
преподавателей (кружки,
школы
мероприятия к знаменательным
праздникам, недели книги и т.п.)
Участие в работе коллективных
педагог-библиотекарь
объединений, способствующих
повышению
качества
ежегодно
оказания библиотечных услуг (МО,
редакционный совет и т.п.)
Введение информационного стенда,
педагог-библиотекарь
создание буклета,
проведение выставок
в целях
1 раз
рекламы предоставления
в четверть
информационных, библиотечных
услуг библиотекой
Осуществление контроля за
педагог-библиотекарь
выполнением требований ОТ,
постоянно
соблюдением санитарных норм и
требований к школьной библиотеке
Ожидаемые результаты:
 создание
условий для удовлетворения информационных потребностей
читателей библиотеки;
 обеспечения взаимосвязи работы библиотеки с другими структурными
подразделениями школы;
 разработка и внедрение системы формирования фонда в соответствии с
лицензионными нормами, государственными требованиями к уровню
подготовки;
 развитие
деятельности библиотеки через расширение использования
информационно-коммуникационных технологий;
 создание оптимальных условий для читателей в помещении библиотеки;

развитие сотрудничества c библиотеками образовательных учреждений
муниципального образования;
 совершенствование управления деятельностью библиотеки на основе овладения
менеджментом качества;
 развитие
культурно-просветительской
работы
со
школьниками
и
преподавателями школы по вопросам информатизации образования, здорового
образа жизни, внедрения вариативных технологий в образовательных
учреждениях района;
 освоение способов технологического обеспечения запросов читателей
по
средствам единой образовательной среды школы;
 повышение качества библиотечного обслуживания через повышение
профессионального мастерства и компетентности работников библиотеки.
Сроки и этапы реализации перспективного плана 2024-2025 годы:
На первом этапе предусмотрены (2024-2025 годы) работы, связанные с
разработкой системы по отдельным направлениям, их апробацией, а также с
началом преобразований и экспериментов.
На втором этапе (2025-2027 годы) приоритет отдается осуществлению
методического, информационного обеспечения Программы.
На третьем этапе (2027-2030 годы) реализуются мероприятия, направленные на
внедрение и обобщение результатов работы.
Механизм реализации перспективного плана:
В соответствии с государственными требованиями к качеству образования,
требованиями ФГОС ООО, Уставом МКОУ – ООШ с. Киргишаны, Положением о
библиотеке МКОУ – ООШ с. Киргишаны и данной Программы предусматривается
ежегодное формирование следующих документов:
 годовой план работы библиотеки;
 годовой аналитический отчёт работы библиотеки.
Заведующая библиотекой разрабатывает план мероприятий с определением
конкретных
работ,
затрат,
необходимых
на
проведение
каждого
мероприятия; организует работу коллектива по выполнению намеченных задач,
периодически отчитывается о продуктивности и эффективности реализации
данной Программы (на заседаниях педагогического совета школы, на родительских
собраниях), подготавливает предложения по уточнению перечня программных
мероприятий. Результативность выполнения программы, в соответствии с целями и
задачами, оценивается один раз в год на педагогическом совете.
Оценка эффективности реализации перспективного плана:
Эффективность реализации Программы оценивается с учетом достижения
ожидаемых конечных результатов.
Оценка эффективности реализации Программы определяется комплексом
интегральных показателей, характеризующих ожидаемые результаты выполнения
программных мероприятий и работ по отношению к целям и задачам Программы,
а также к основным направлениям и срокам ее реализации.



Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».