ПРИЛОЖЕНИЕ № 6
к Основной образовательной программе
основного общего образования
(утверждено Приказом директора
Приказ № 52/2 от 30. 08. 2024 г.)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Читательская грамотность»
для обучающихся 5,8 классов
с. Киргишаны 2024
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Читательская грамотность» для
учащихся 5,8 классов составлена с опорой на:
• Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
29 декабря 2010 г. № 189);
• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования");
• Информационное письмо МОиН РФ №03-296 от 12 мая 2011г. «Об организации
внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного
стандарта общего образования»;
• Приказ МОиН РФ от 31 декабря 2015 года №1577«О внесении изменений в ФГОС
ООО»;
• Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной
деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта
общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03-2960;
• Учебный план МКОУ-ООШ с. Киргишаны.
Цель программы:
Создать условия, актуализирующие потребность в свободном, осмысленном,
развивающем чтении с учетом изменившихся реалий существования текста как
социокультурного и образовательного феномена.
Задачи:
Способствовать мотивации школьников к чтению через формирование интереса к книге,
работе с текстом;
Инициировать расширение поля читательских ориентаций школьников за счет
обогащения интеллектуального, духовного и социального потенциала чтения;
Содействовать формированию читательских компетенций, включая такие умения как:
поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация
информации; оценка информации;
Поддерживать читательскую активность школьников через включение в различные
формы социального и учебно-исследовательского проектирования с использованием
потенциала текстов разной природы;
Осуществлять педагогическое сопровождение читателя-школьника с помощью
своевременной диагностики и коррекции возникающих проблем;
Создать предпосылки (образовательную среду, событийный контекст) для формирования
полноценного читательского сообщества школьников, учителей, родителей и социальных
партнеров, готовых к принятию чтения как личностно-значимой ценности.
Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного
тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность — способность
человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни».
В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения
учащимися основной образовательной программы общего образования в качестве
результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных
действий. Особое место среди них занимает чтение и работа с информацией. В
Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения в качестве
приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности
школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию
читательской деятельности как средства самообразования».
У развитого читателя должны быть сформированы две группы умений:
1. умения, целиком основанные на тексте:
– извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения;
– найти в тексте информацию, представленную в явном виде;
– основываясь на тексте, делать простые выводы;
2. умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном:
– интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте
собственных знаний читателя»;
– устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;
– интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;
– реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте
информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).
Планируемые результаты
Предметные результаты
Учащиеся получат возможность использовать навыки смыслового чтения на уроках
различных предметных областей, где есть необходимость работы с текстом для решения
учебно-познавательных и учебно-практических задач; обогатить, углубить знания,
расширить культурный кругозор.
Личностные результаты
В сфере личностных результатов приоритетное внимание уделяется формированию:
• основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоциональноценностный и поведенческий компоненты); патриотизм, уважение к Отечеству, осознание
субъективной значимости использования русского языка;
• основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные
нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);
• осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной
жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;
• развитого морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора;
• нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам;
• готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;
• целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
• готовности и способности к осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД:
Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики,
словарь, содержание).
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,
используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).
Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе
существенных признаков, по заданным критериям.
Коммуникативные УУД:
Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться,
благодарить.
Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и
соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной
деятельности.
Регулятивные УУД:
Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она
расходится с эталоном (образцом).
В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала,
опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».
Выпускник научится:
ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
определять главную тему, общую цель или назначение текста;
выбирать из текста или придумывать заголовок, соотве6тствующий содержанию и
общему смыслу текста;
формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на
предыдущий опыт;
объяснять порядок частей (инструкций), содержащихся в тексте;
сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты; обнаруживать
соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной
вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или
таблицы и т. д.;
находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять
его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в
самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или
синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного
и критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов;
ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный
момент информацию;
выделять главную и избыточную информацию;
прогнозировать последовательность изложения идей текста;
сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной
теме;
выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей;
формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования
определенной позиции; понимать душевное состояние персонажей текста,
сопереживать им.
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения,
получения и переработки полученной информации и ее осмысления;
выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления
иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста
(использованных языковых средств и структуры текста);
критически относиться к рекламной информации;
находить способы проверки противоречивой информации;
определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или
конфликтной ситуации.
Место учебного курса
По учебному плану на курс «Читательская грамотность» в 5 классе отводится 68 часов в
год (2 часа в неделю), в 8 классе отводится 34 часа в год (1 час в неделю).
Общая характеристика курса
Программа по формированию навыков смыслового чтения ориентирована на развитие
навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных
(возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других)
особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей.
Это достигается путем создания благоприятных условий для умственного, нравственного,
эмоционального и физического развития каждого школьника. Педагогическая система
базируется на раннем выявлении склонностей, интересов, природных задатков детей,
которая в дальнейшем позволит развитие универсальных компетентностей обучающихся.
Формы контроля
Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного
выражения своего отношения к теме.
По завершении курса обучающиеся пишут итоговую работу.
Итоги учёта знаний, умений, овладения обучающимися универсальных учебных действий
подводятся посредством листов педагогических наблюдений, опросников.
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы
внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ
обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности
зависит от тематики и содержания изучаемого раздела.
Тематическое планирование
5 класс
№
Тема урока
Количество
часов
1 Умеем ли мы читать? (Виды чтения)
2
2 Как выбрать книгу? (Виды чтения: просмотровое, ознакомительное)
Библиотечный урок
2
3 Учимся ставить цель чтения («Знаю – хочу узнать – узнал»)
2
4 Что и о чём? (Углубление понятия о тексте)
2
5 С чего начинается текст? (роль заглавия)
2
6 Зачем нужен эпиграф? (Роль заглавия и эпиграфа)
2
7 Внимание к слову
2
8 Тематический конкурс чтецов
2
9 Наши друзья и помощники (Словари и справочники)
2
10 Учимся читать учебный текст (Элементы учебного текста)
2
11 Главное и неглавное в тексте (Виды информации в учебном тексте)
2
12 Практикум-диагностика (Тестовая работа по применению умений работать с
информацией и выделять главную мысль)
2
13 Как читать несплошной текст?
2
14 Шифровка и дешифровка текста
2
15 Как построен текст? (Строение текстов разных типов речи)
2
16 Ролевая игра «Заседание Учёного совета лексикографов»
2
17 Погружение в текст
2
18 Погружение в текст
2
19 Диалог с текстом
2
20 Диалог с текстом («Толстые и тонкие» вопросы)
2
21 Диалог с текстом (Выделение главной мысли)
2
22 Составление плана текста
2
23 Формирование списка книг для чтения
2
24 Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных
текстов: отзывы о прочитанном
2
25 Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте)
2
26 Что помогает понять текст (Перекодирование информации: пометки,
выписки, цитаты)
2
27 Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста
2
28 Выражение собственного мнения о прочитанном
2
29 Выражение собственного мнения о прочитанном и его аргументация
2
30 Достоверность и недостоверность информации в тексте. Текст задачи
«Крыжовник»
2
31 Недостающая или избыточная информация. Текст задачи «Крыжовник»
2
32 Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или
прослушанного текста
2
33 Сопоставление различных точек зрения на информацию.
2
34 Итоговое занятие. Анализ текста
2
8 класс
№
Тема урока
Дата
1 Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений.
2
2 Типология текстов. Речевая ситуация.
2
3 Функционально- стилевая дифференциация текстов (разговорный стиль,
художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль).
2
4 Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста.
2
5 Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру и языковые
средства.
2
6 Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения
читательского опыта, освоения и использования информации.
2
7 Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская позиция.
2
8 Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте.
2
9 Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста.
2
10 Простой, сложный, тезисный план. Понимание информации, представленной
в неявном виде.
2
11 Разные способы представления информации: словесно, в виде символа,
таблицы, схемы, знака.
2
12 Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для
поиска нужной информации.
2
13 Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный).
2
14 Вопросы по содержанию текста.
2
15 Формулирование выводов, основанных на содержании текста.
2
16 Аргументы, подтверждающие вывод.
2
17 Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не
показанных в тексте напрямую.
2
18 Составление на основании текста небольшого монологического
высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос.
2
19 Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу.
2
20 Преобразование таблицы в связный текст, информации, полученной из
схемы, в текстовую задачу
2
21 Составление схем с опорой на прочитанный текст.
2
22 Составление схем с опорой на прочитанный текст.
2
23 Формирование списка используемой литературы и других информационных
источников.
2
24 Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных
текстов: выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего
использования, небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о
прочитанном.
2
25 Создание небольших
письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же
информации разными способами, составление инструкции к выполненному
действию.
2
26 Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями,
используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
2
27 Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
2
28 Выражение собственного мнения о прочитанном и его аргументация.
2
29 Достоверность и недостоверность информации в тексте.
2
30 Недостающая или избыточная информация.
2
31 Пути восполнения недостающей информации.
2
32 Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или
прослушанного текста.
2
33 Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения.
2
34 Сопоставление различных точек зрения на информацию.
2