ПРИЛОЖЕНИЕ № 6 к Основной образовательной программе основного общего образования (утверждено Приказом директора Приказ № 52/2 от 30. 08. 2024 г.) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Читательская грамотность» для обучающихся 5,8 классов с. Киргишаны 2024 Пояснительная записка Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Читательская грамотность» для учащихся 5,8 классов составлена с опорой на: • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189); • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"); • Информационное письмо МОиН РФ №03-296 от 12 мая 2011г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»; • Приказ МОиН РФ от 31 декабря 2015 года №1577«О внесении изменений в ФГОС ООО»; • Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03-2960; • Учебный план МКОУ-ООШ с. Киргишаны. Цель программы: Создать условия, актуализирующие потребность в свободном, осмысленном, развивающем чтении с учетом изменившихся реалий существования текста как социокультурного и образовательного феномена. Задачи: Способствовать мотивации школьников к чтению через формирование интереса к книге, работе с текстом; Инициировать расширение поля читательских ориентаций школьников за счет обогащения интеллектуального, духовного и социального потенциала чтения; Содействовать формированию читательских компетенций, включая такие умения как: поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация информации; оценка информации; Поддерживать читательскую активность школьников через включение в различные формы социального и учебно-исследовательского проектирования с использованием потенциала текстов разной природы; Осуществлять педагогическое сопровождение читателя-школьника с помощью своевременной диагностики и коррекции возникающих проблем; Создать предпосылки (образовательную среду, событийный контекст) для формирования полноценного читательского сообщества школьников, учителей, родителей и социальных партнеров, готовых к принятию чтения как личностно-значимой ценности. Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди них занимает чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования». У развитого читателя должны быть сформированы две группы умений: 1. умения, целиком основанные на тексте: – извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения; – найти в тексте информацию, представленную в явном виде; – основываясь на тексте, делать простые выводы; 2. умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном: – интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя»; – устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую; – интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста; – реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык). Планируемые результаты Предметные результаты Учащиеся получат возможность использовать навыки смыслового чтения на уроках различных предметных областей, где есть необходимость работы с текстом для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; обогатить, углубить знания, расширить культурный кругозор. Личностные результаты В сфере личностных результатов приоритетное внимание уделяется формированию: • основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоциональноценностный и поведенческий компоненты); патриотизм, уважение к Отечеству, осознание субъективной значимости использования русского языка; • основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание); • осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи; • развитого морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; • нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; • готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; • целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; • готовности и способности к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов. Метапредметные результаты Познавательные УУД: Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя). Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Коммуникативные УУД: Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности. Регулятивные УУД: Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа». Выпускник научится: ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумывать заголовок, соотве6тствующий содержанию и общему смыслу текста; формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; объяснять порядок частей (инструкций), содержащихся в тексте; сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты; обнаруживать соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.; находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте); решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов; ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; выделять главную и избыточную информацию; прогнозировать последовательность изложения идей текста; сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей; формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им. Выпускник получит возможность научиться: анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления; выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста); критически относиться к рекламной информации; находить способы проверки противоречивой информации; определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации. Место учебного курса По учебному плану на курс «Читательская грамотность» в 5 классе отводится 68 часов в год (2 часа в неделю), в 8 классе отводится 34 часа в год (1 час в неделю). Общая характеристика курса Программа по формированию навыков смыслового чтения ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это достигается путем создания благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника. Педагогическая система базируется на раннем выявлении склонностей, интересов, природных задатков детей, которая в дальнейшем позволит развитие универсальных компетентностей обучающихся. Формы контроля Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме. По завершении курса обучающиеся пишут итоговую работу. Итоги учёта знаний, умений, овладения обучающимися универсальных учебных действий подводятся посредством листов педагогических наблюдений, опросников. Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио». Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Тематическое планирование 5 класс № Тема урока Количество часов 1 Умеем ли мы читать? (Виды чтения) 2 2 Как выбрать книгу? (Виды чтения: просмотровое, ознакомительное) Библиотечный урок 2 3 Учимся ставить цель чтения («Знаю – хочу узнать – узнал») 2 4 Что и о чём? (Углубление понятия о тексте) 2 5 С чего начинается текст? (роль заглавия) 2 6 Зачем нужен эпиграф? (Роль заглавия и эпиграфа) 2 7 Внимание к слову 2 8 Тематический конкурс чтецов 2 9 Наши друзья и помощники (Словари и справочники) 2 10 Учимся читать учебный текст (Элементы учебного текста) 2 11 Главное и неглавное в тексте (Виды информации в учебном тексте) 2 12 Практикум-диагностика (Тестовая работа по применению умений работать с информацией и выделять главную мысль) 2 13 Как читать несплошной текст? 2 14 Шифровка и дешифровка текста 2 15 Как построен текст? (Строение текстов разных типов речи) 2 16 Ролевая игра «Заседание Учёного совета лексикографов» 2 17 Погружение в текст 2 18 Погружение в текст 2 19 Диалог с текстом 2 20 Диалог с текстом («Толстые и тонкие» вопросы) 2 21 Диалог с текстом (Выделение главной мысли) 2 22 Составление плана текста 2 23 Формирование списка книг для чтения 2 24 Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: отзывы о прочитанном 2 25 Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте) 2 26 Что помогает понять текст (Перекодирование информации: пометки, выписки, цитаты) 2 27 Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста 2 28 Выражение собственного мнения о прочитанном 2 29 Выражение собственного мнения о прочитанном и его аргументация 2 30 Достоверность и недостоверность информации в тексте. Текст задачи «Крыжовник» 2 31 Недостающая или избыточная информация. Текст задачи «Крыжовник» 2 32 Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста 2 33 Сопоставление различных точек зрения на информацию. 2 34 Итоговое занятие. Анализ текста 2 8 класс № Тема урока Дата 1 Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. 2 2 Типология текстов. Речевая ситуация. 2 3 Функционально- стилевая дифференциация текстов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль). 2 4 Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. 2 5 Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру и языковые средства. 2 6 Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации. 2 7 Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская позиция. 2 8 Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. 2 9 Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. 2 10 Простой, сложный, тезисный план. Понимание информации, представленной в неявном виде. 2 11 Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака. 2 12 Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации. 2 13 Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). 2 14 Вопросы по содержанию текста. 2 15 Формулирование выводов, основанных на содержании текста. 2 16 Аргументы, подтверждающие вывод. 2 17 Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. 2 18 Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос. 2 19 Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. 2 20 Преобразование таблицы в связный текст, информации, полученной из схемы, в текстовую задачу 2 21 Составление схем с опорой на прочитанный текст. 2 22 Составление схем с опорой на прочитанный текст. 2 23 Формирование списка используемой литературы и других информационных источников. 2 24 Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. 2 25 Создание небольших письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции к выполненному действию. 2 26 Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию). 2 27 Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. 2 28 Выражение собственного мнения о прочитанном и его аргументация. 2 29 Достоверность и недостоверность информации в тексте. 2 30 Недостающая или избыточная информация. 2 31 Пути восполнения недостающей информации. 2 32 Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. 2 33 Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. 2 34 Сопоставление различных точек зрения на информацию. 2