РП Финансовая грамотность

ПРИЛОЖЕНИЕ № 6
к Основной образовательной программе
основного общего образования
(утверждено Приказом директора
Приказ № 52/2 от 30. 08. 2024 г.)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Финансовая грамотность»
для обучающихся 8 класса

с. Киргишаны 2024
Пояснительная записка

к рабочей программе по курсу «Финансовая грамотность»
для 8 класса
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Федеральный закон от 19 декабря 2023 г № 618-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации»;
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2024 г.
№ 556 «Об утверждении перечня мероприятий по оценке качества образования и Правил
проведения мероприятий по оценке качества образования»;
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
(утв. приказом Минпросвещения России от 31 мая 2021 г.№ 287) (далее – ФГОС ООО);
5. Федеральная образовательная программа основного общего образования (утв. приказом
Минпросвещения России от 18 мая 2023 г. № 370) (далее – ФОП ООО);
6. Приказ Минпросвещения России от 2 августа 2022 г. № 653
«Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
7. Приказ Минпросвещения России от 19 марта 2024 г. № 171 «О внесении изменений в
некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся
федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего
образования и среднего общего образования»;
8. Приказ Минпросвещения России от 21 мая 2024 г. № 347 «О внесении изменений в приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. № 858 «Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключённых
учебников».
8. Концепции Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности
населения РФ;
9. Проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности
населения и развитию финансового образования в РФ».
Задачи реализации учебного курса «Финансовая грамотность»:
 формирование компонентов финансовой культуры у обучающихся подросткового
возраста с опорой на прочные знания о мире финансов в области финансового
планирования, осуществления банковских операций, роли денег в современном мире,
роли государства в обеспечении финансовых отношений, социальной защиты,
налогообложения, возможностей инвестирования, страхования, будущего пенсионного
обеспечения;
 развитие личности на исключительно важном этапе её социализации —в подростковом
возрасте, становление её финансовой культуры, социального поведения, основанного на
уважении закона и правопорядка; развитие интереса к финансовым технологиям,
особенностям финансового планирования; способности к личному самоопределению,
самореализации, самоконтролю при использовании финансовых сбережений; мотивации
к высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой деятельности, ориентированной на
получение доходов; освоение комплекса умений по обеспечению финансовой
безопасности, защите персональных данных, при использовании интернет-сервисов,
антикоррупционного поведения;
 развитие компетентностей функционально грамотного человека в области финансовоэкономических отношений: получать из разнообразных источников и критически
осмысливать финансовую информацию, систематизировать, анализировать полученные

данные о деньгах, банковских услугах; освоение способов познавательной,
коммуникативной, практической деятельности, необходимых для активного участия в
экономической жизни общества, семьи;
 создание условий для освоения обучающимися способов успешноговзаимодействия с
различными политическими, правовыми, финансово- экономическими и другими
социальными институтами для реализации личностного потенциала в современном
динамично развивающемся российском обществе;
 формирование опыта применения полученных финансовых знаний и умений для
выстраивания отношений между людьми различных национальностей и
вероисповеданий в общегражданской и семейно-бытовой сферах; для соотнесения своих
действий и действий других людей с нравственными ценностями и нормами поведения,
установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите
правопорядка в обществе.
Курс «Финансовая грамотность» позволяет реализовать межпредметные связи с учебными
предметами, «Обществознание», «История», Математика», «География».
Рабочая программа разработана с учетом УМК: Финансовая грамотность. 8 – 9 класс
общеобразовательных организаций. О. И. Рязанова, И. В. Липсиц, Е. Б. Лавренова. – М.: ВИТА –
ПРЕСС, 2016. Авторская программа конкретизирует содержание предметных тем и дает
примерное распределение учебных часов по разделам курса
В 8 классах дети обучаются в возрасте 14–15 лет, когда с правовой точки зрения они обретают
часть прав и обязанностей, в том числе в финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить
подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных
условиях финансового мира. Вместе с тем учащиеся 8 классовспособны расширять свой кругозор
в финансовых вопросах благодаря развитиюобщеинтеллектуальных способностей, формируемых
школой. Также в данном возрасте начинает осуществляться личностное самоопределение
школьников, они переходят во взрослую жизнь, осваивая некоторые новые для себя роли
взрослого человека. Поэтому входе обучения важно опираться на личные потребности учащегося,
не только формировать в нём умение действовать в сфере финансов, но и подключать
внутренние механизмы самоопределения школьника. Нужно научить его не бояться взрослой
жизни и показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных ситуациях финансового
характера. В то же время основным умением, формируемым у учащихся, является умение
оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения проблемы
семьи. В данном курсе рассматриваются вопросы бюджетирования, исследуются вопросы
долгосрочного планирования бюджета семьи и особое внимание уделяется планированиюличного
бюджета. Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенциипоиска, подбора,
анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников как на
электронных, так и на бумажных носителях.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
На преподавание курса «Финансовая грамотность» в 8 классе отведен 1 час в неделю, всего 34
часа в год.
Виды и методы контроля знаний
Оценивание результатов обучения осуществляется в трёх формах:
•
текущего контроля (проходит на занятиях — «практикум», «семинар» и «игра»). При
текущем контроле проверяется конструктивность работы учащегося на занятии, степень
активности в поиске информации и отработке практических способов действий в финансовой
сфере, а также участие в групповом и общем обсуждении;
•
промежуточного контроля (в заключение изучения раздела). Промежуточный контроль
помогает проверить степень освоения знаний и предметных и метапредметных умений по
значительному кругу вопросов, объединённых в одном разделе. Задача контроля – выявитьто, что
учащийся не понял, не научился делать (например, рассчитать реальный банковскийпроцент);

•
итогового контроля (по результатам изучения целого курса). Задача контроля – подвести
итог, оценить реальные достижения учащихся в освоении основ финансовой грамотности.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Требования к личностным результатам освоения курса:
—
сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;
—
готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие
в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности.
Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса:
—
сформированность умения анализировать проблему и определять финансовые и
государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;
—
владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их
оценки;
—
владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное
планированиеповедения в сфере финансов;
—
сформированность умения устанавливать причинно-следственные связи
междусоциальными и финансовыми явлениями и процессами;
—
умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои
поступки;
—
сформированность коммуникативной компетенции:
•
вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать
предлагаемые идеи;
•
анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников.
Требования к предметным результатам освоения курса:
—
владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег,
человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк,
инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски,
бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная
система;
—
владение знанием: структуры денежной массы, структуры доходов населения страны и
способов её определения, зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов
семьи, статей, семейного и личного бюджета и способов их корреляции, основных видов
финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц, возможных норм
сбережения, способов государственной поддержки в случаях попадания в сложные жизненные
ситуации, видов страхования, видов финансовых рисков, способов использования банковских
продуктов для решения своих финансовых задач, способов определения курса валют и мест
обмена, способов уплаты налогов, принципов устройства пенсионной системы в РФ.
Содержание курса «Финансовая грамотность»
Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (9ч)
Базовые понятия и знания.
Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк,
структура доходов населения, структура доходов семьи, человеческий капитал, благосостояние
семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет: профицит, дефицит, личный бюджет.
Знание того, каким именно образом в современной экономике осуществляется эмиссияденег; из
чего состоит денежная масса; способов влияния государства на инфляцию; структуры доходов
населения России и её изменений в конце XX – начале XXI в.; факторов,влияющих в России на
размер доходов из различных источников; зависимости уровня благосостояния от структуры
источников доходов семьи; статей семейного и личногобюджета; обязательных ежемесячных трат
семьи и личных трат.
Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (6 ч)

Базовые понятия и знания:
Банк; инвестиционный фонд; страховая компания; финансовое планирование.
Знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц; знание возможных
норм сбережения по этапам жизненного цикла.
Раздел 3. Риски в мире денег (7 ч)
Базовые понятия и знания:
Особые жизненные ситуации; социальные пособия; форс-мажор; страхование; виды
страхования и страховых продуктов; финансовые риски; виды рисков.
Знание видов различных особых жизненных ситуаций; способов государственной поддержки в
случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных случаях; видов
страхования; видов финансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство финансовых
компаний, управляющих семейными сбережениями, финансовоемошенничество; представление о
способах сокращения финансовых рисков.
Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (8 ч)
Базовые понятия и знания:
Банк; коммерческий банк; Центральный банк; бизнес; бизнес план; источники финансирования;
валюта; мировой валютный рынок; курс валюты.
Знание видов операций, осуществляемых банками; необходимость наличия у банка лицензии
для осуществления банковских операций; какие бывают источники для создания бизнеса и
способы защиты от банкротства; иметь представление о структуре бизнес-плана: иметь
представление об основных финансовых правилах ведения бизнеса; знать типы валют; иметь
представление о том, как мировой валютный рынок влияет на валютный рынок России; знать, как
определяются курсы валют в экономике России.
Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (4 ч)
Базовые понятия и знания:
Налоги; прямые и косвенные налоги; пошлины; сборы; пенсия; пенсионная система;пенсионные
фонды.
Знание основных видов налогов, взимаемых с физических и юридических лиц (базовые);
способов уплаты налогов (лично и предприятием); общих принципов устройства пенсионной
системы РФ; иметь представления о способах пенсионных накоплений.
В ходе организации учебной деятельности учащихся будут использоваться следующие
формы занятий:
•
Лекция-беседа.
В 8 классах такая форма может быть использована для введения учащихся в проблематику
финансовой сферы. Лекция на уроках по финансовой грамотности должна быть
использована с применением педагогического метода проблематизации. Отметим, чтолекции
как форма занятий занимают примерно 10–15% всего учебного времени.
•
Практикум.
Данная форма занятий является ведущей для учащихся 8 классов. Именно в этом возрасте важно
попробовать самостоятельно осуществлять поисковую деятельность, получить опытвыполнения
несложных финансовых действий. Данное занятие может осуществляться в форме
индивидуальной и групповой работы; назначение – отработка практических умений и
формирование компетенций в сфере финансов; на данном занятии осуществляется поисковоисследовательская работа, направленная на поиск финансовой информации из различных
источников.
Таким образом, практикум может быть проведен в следующих формах:
–
поиск информации в сети Интернет на сайтах государственных служб, финансовых
организаций, рейтинговых агентств;
–
поиск и анализ правовых документов по теме;
–
разработка индивидуальных или групповых проектов;
–
проведение мини-исследований;
–
составление и решение финансовых кроссвордов.

•
Игра.
Наряду с практикумом является ведущей формой занятий, так как позволяет в смоделированной
ситуации осуществить конкретные финансовые действия, вступить в отношения с финансовыми
институтами (хотя бы и в выдуманной ситуации). Получение минимального опыта в игре в
реальности позволяет более уверенно себя чувствовать и адекватнее вести себя в конкретных
финансовых ситуациях.
Семинар.
В 8 классах такая форма может быть использована для обсуждения общих проблем, для
выработки общих решений. Эта форма не является обязательной, учитель должен самопределить
возможность её использования в зависимости от познавательных потребностей учащихся и
условий организации образовательной деятельности. Структура семинара для 8 классов будет
выглядеть так:
1.
Определение цели семинара
2.
Работа в группе над выполнением задания (чаще всего это обсуждение понятий,
выработка оптимальных решений)
3.
Представление результатов обсуждения группами
4.
Общее обсуждение
Занятие контроля: назначение – проверка освоенных знаний и умений и при необходимости
их коррекция. Контроль может проходить как в традиционных формах, таки в интерактивных:
–
письменная контрольная работа (включающая задания, проверяющие знание теории и
владение метапредметными умениями);
–
устный опрос;
–
викторина;
–
конкурс;
–
творческий отчёт;
–
защита проекта;
–
защита исследовательской работы;
–
написание эссе;
–
решение практических задач;
–
выполнение тематических заданий.

Поурочное планирование по финансовой грамотности

8 класс (34 часа)
№
1
2

3
4
5
6
7
8

9
10

11
12
13,
14
15
16

17
18
19
20,
21
22
23
24
25
26
27

Наименование разделов и тем
Часы
Деньги: что это такое?
1
Что может происходить с деньгами
1
и как это влияет на финансы нашей
семьи
Какие бывают источники доходов
1
От чего зависят личные и семейные
1
доходы
Как контролировать семейные
1
расходы и зачем это делать
Что такое семейный бюджет и как
1
его построить
Как оптимизировать семейный
1
бюджет
Повторение по разделу
1
«Управление денежными
средствами семьи»
Для чего нужны финансовые
1
организации
Как увеличить семейные расходы с
1
использованием финансовых
организаций
Для чего нужно осуществлять
1
финансовое планирование
Как осуществлять финансовое
1
планирование на разных этапах
Повторение по разделу «Способы
2
повышения семейного
благосостояния»
ОЖС: рождение ребенка, потеря
1
кормильца
ОЖС: болезнь, потеря работы,
1
природные и техногенные
катастрофы
Чем поможет страхование
1
Какие бывают финансовые риски
1
Что такое финансовые пирамиды
1
Повторение по теме «Риски в мире
2
денег»
Что такое банк и чем он может быть
1
вам полезен
Польза и риски банковских карт
1
Что такое бизнес
1
Как создать свое дело
1
Что такое валютный рынок и как он
1
устроен
Можно ли выиграть, размещая
1
сбережения в валюте

Формы контроля
вопросы

вопросы
практическая работа

практическая работа
проверочная работа

вопросы

вопросы
проверочная работа
вопросы
вопросы

вопросы
проверочная работа

вопросы
практическая работа
вопросы

28,
29
30
31
32
33,
34

Повторение по теме «Семья и
финансовые организации: как
сотрудничать без проблем»
Что такое налоги и зачем их
платить
Какие налоги мы платим
Что такое пенсия и как сделать ее
достойной
Повторение по теме « Человек и
государство: как они
взаимодействуют»

2

проверочная работа

1
1
1

практическая работа
вопросы

2

проверочная работа

Электронные образовательные ресурсы
1. Сайт журнала «Семейный бюджет» — http://www.7budget.ru;
2. Сайт
по
основам
финансовой
грамотности
«Достаток.
ру»
—http://www.dostatok.ru;
3. Журнал
«Работа
и
зарплата»
http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnalrabota-i-zarplata;
4. Портал
«Профориентир».
«Мир
профессий»
http://www.clskuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php;
5. Сайт «Все о пособиях» - http://subsidii.net/
6. Сайт
«Все
о
страховании»
—
http://www.o-strahovanie.ru/vidistrahovaniay.php
7. Калькуляторы (банковские проценты, валюта, налоги)
8. http://uslugi.yandex.ru/banki/deposits/
9. http://www.banki.ru/products/deposits/
10.
http://www.sravni.ru/vklady/
11.
http://www.calc.ru/valutnyj-kalkulyator.html
12.
http://www.ndscalc.ru/
13.
https://dni-fg.ru/- онлайн уроки финансовой грамотности
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ
www.ereport.ru– обзорная информация по мировой экономике www.cmmarket.ru–обзоры
мировых товарных рынков www.stat.hse.ru–статистический портал Высшей школы экономики.
www.vopreco.ru– журнал «Вопросы экономики».
www.tpprf.ru–
Торгово-промышленная
палата
РФ.
www.rts.micex.ru–РТСиММВБ–
Объединённая биржа. www.fas.gov.ru– Федеральная антимонопольная служба РФ.
http://www.minfin.ru/ru–Министерство финансов РФ. www.cbr.ru-Центральный банк РФ.
www.gks.ru–Федеральная служба государственной статистики www.nalog.ru–Федеральная
налоговая
служба
РФ.
www.wto.ru–Всемирная
торговая
организация.
www.worldbank.org/eca/russian– Всемирный банк. www.imf.org–Международный валютный фонд.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».