ПРИЛОЖЕНИЕ № 6 к Основной образовательной программе основного общего образования (утверждено Приказом директора Приказ № 52/2 от 30. 08. 2024 г.) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Ритмика» (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) вариант 1 для обучающихся 2 класса с. Киргишаны 2024 СОДЕРЖАНИЕ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ................................................................. 3 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ...................................................................... 5 III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ .............................................................. 7 IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .................................................... 12 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программно-методические материалы по коррекционному курсу «Ритмика» составлена на основе федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR) Программно-методические материалы могут быть использованы для образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). относится «Ритмика» к коррекционно-развивающей области «Коррекционные занятия» и является обязательной частью учебного плана; во 2 классе рассчитан на 34 часа (34 учебные недели) и составляет 1 час в неделю. Цель коррекционного курса «Ритмика» – развитие двигательной активности обучающихся в процессе восприятия музыки. Задачи обучения: − знакомство с основными музыкально – ритмическими понятиями; − развитие представлений выразительности через о характере отображение в музыки движениях, и средствах пластических миниатюрах, образных играх; − коррекция двигательных нарушений; − активизация двигательной и произвольной памяти; − улучшение координации и точности движений, ориентации в пространстве; − развитие слухового восприятия, памяти, мышления, дыхательного аппарата, речевой моторики, быстроты реакции; − развитие слухоречевого координирования, музыкальной памяти, чувства ритма; 3 − снятие эмоционального напряжения, преодоление неадекватных форм поведения; − общее развитие обучающихся (развитие мышечной силы, гибкости, выносливости, скоростно-силовых и координационных способностей); − развитие способности переживать содержание музыкального образа, передавать его в движении; − приобщение к традициям народной культуры; − воспитание положительных качеств личности, навыков организованных действий, дисциплинированности, вежливого обращения друг с другом. 4 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально – ритмическая деятельность Предусматривается обучающихся с нарушениями интеллекта. степень возрастания сложности познавательного материала, от получения знаний, до применения их в повседневной жизни. Коррекционная работа базируется на постоянном взаимодействии музыки, движений и устной речи: музыка и движения, музыка и речь, движения и речь, музыка, движения и речь. Обучающиеся учатся внимательно слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, начинать и оканчивать движение вместе с музыкой, передавать ритмический рисунок музыкальной темы. На занятиях по ритмике используются такие средства как упражнения, игры со словом, элементы гимнастики под музыку, образные этюды. Ввиду психологических познавательной особенностей деятельности, с целью направленности обучения проводится детей с усиления нарушением практической коррекционная работа, которая включает следующие направления: − совершенствование движений и сенсомоторного развития (развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие артикуляционной моторики); − коррекция отдельных сторон психической деятельности (развитие восприятия, представлений, ощущений, двигательной памяти, внимания, формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина), развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени); − развитие различных видов мышления (наглядно-образного мышления, словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями); − развитие основных мыслительных операций (умения сравнивать, анализировать, умения выделять сходство и различие понятий); 5 − коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (развитие инициативности, формирование умения самостоятельности адекватной стремления преодолевать принятия самооценки, доводить решения, формирование начатое дело до трудности, воспитание формирование устойчивой умения анализировать свою деятельность); − развитие речи (развитие фонематического слуха, зрительного и слухового восприятия). Содержание разделов № Название раздела п/п Кол-во Контрольные Часов работы 1. Упражнения на ориентировку в пространстве 8 - 2. Ритмико-гимнастические упражнения 12 - 3. Упражнения с музыкальными инструментами 4 - 4. Игры под музыку 6 - 5. Танцевальные упражнения 8 - 34 - Итого: 6 III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные: персональная идентичность − принятие и частичное освоение социальной роли обучающегося; − формирование и развитие мотивации к учебному процессу; − принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; − положительное отношение к окружающей действительности; − формирование и развитие первоначальных навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности; − развитие умения слышать инструкцию к учебному заданию. Предметные: Минимальный уровень Должны: ‒ принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и движения; ‒ организованно строиться (быстро, точно); ‒ сохранять правильную дистанцию в колонне парами; ‒ выполнять несложные движения и упражнения вместе с педагогом ‒ самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам; ‒ соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе самостоятельно или по образцу; ‒ легко, естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые движения; 7 ‒ ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с контрастными построениями. Достаточный уровень Должны: ‒ рассчитываться на первый, второй, третий для последующего построения в три колонны, шеренги; ‒ соблюдать правильную дистанцию в колонне по три; ‒ самостоятельно выполнять требуемые перемены направления и темпа движений, руководствуясь музыкой; ‒ ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с малоконтрастными построениями; ‒ передавать в игровых и плясовых движениях различные нюансы музыки: напевность, грациозность, энергичность, нежность, игривость и т.д.; ‒ самостоятельно передавать хлопками более сложный ритмический рисунок мелодии; ‒ повторять любой ритм, заданный учителем; ‒ задавать самим ритм одноклассникам и проверять правильность его исполнения (хлопками или притопами); ‒ инсценировать доступные музыкальные произведения. Примерные планируемые результаты формирования БУД (базовых учебных действий): Личностные учебные действия: Осознание себя в роли обучающегося, заинтересованного посещением образовательной организации, обучением, занятиями, осознание себя в роли члена семьи, одноклассника, друга. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения. Коммуникативные учебные действия включают следующие умения: − вступать в контакт и работать в коллективе ("учитель-ученик", 8 "ученик-ученик", "ученик-класс", "учитель-класс"); − использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; − обращаться за помощью и принимать помощь; − слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; − сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; − договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций. Регулятивные учебные действия включают следующие умения: − соблюдать правила внутреннего распорядка (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты); − выполнять учебный план, посещать предусмотренные учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы; Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления обучающихся. Познавательные учебные действия включают следующие умения: − выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; 9 − устанавливать видо-родовые отношения предметов; − делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; − пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; − читать; писать; выполнять арифметические действия; − наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности. Система оценки достижений Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: − 0 баллов – нет фиксируемой динамики; − 1 балл – минимальная динамика; − 2 балла - удовлетворительная динамика; − 3 балла – значительная динамика. Критерии оценки предметных результатов: В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося. Психолого-педагогическая реализации коррекционной диагностика работы с проводится обучающимся с до начала умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и после ее окончания. Критерием эффективности будет служить положительная динамика в развитии познавательных процессов и двигательной сферы. Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие 10 формы контроля: Стартовый определить контроль исходный обучающихся с (входная уровень умственной диагностика), развития двигательной отсталостью позволяющий активности (интеллектуальными нарушениями). Текущий контроль (контрольная диагностика): − прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения; − пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия; − рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план»действия и опирающийся на понимание принципов его построения; − контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций собразцом. Текущий контроль (контрольная диагностика), позволяющий определить промежуточный уровень развития двигательной активности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Итоговый определить контроль итоговый обучающихся с (итоговая уровень умственной диагностика), развития двигательной отсталостью позволяющий активности (интеллектуальными нарушениями.) 11 № Тема коррекционного курса Кол-во часов IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Дифференциация видов деятельности Программное содержание Минимальный уровень Достаточный уровень Упражнения на ориентировку в пространстве – 8 часов 1 Инструктаж по ОТ и ТБ. Упражнения на ориентировку в пространстве. Совершенствование навыков ходьбы и бега 1 Повторение правил поведения и техники безопасности во время проведения занятий. Закрепление представлений о предмете «Ритмика» 2 Упражнения на ориентировку в пространстве. Построение 1 3 Ходьба вдоль стен с чёткими поворотами в углах зала 1 Построение с соблюдением интервала. Выполнение поклона Закрепление правил входа в зал, построения с соблюдением интервала в танцевальном зале. Формирование пространственных представлений через движения вперед – назад, вправо-влево (шаг вперед, два назад, шаг вправо, два влево) Построение с соблюдением интервала. Выполнение поклона. Выполняют упражнения в ходьбе в различном темпе с поворотами С помощью учителя ориентируются в танцевальном зале. Под контролем учителя знакомятся с ориентировкой в пространстве на уроках ритмики. Рассматривают условные обозначения Под руководством учителя выполняют вход, построение в танцевальном зале. Выполняют поклон по алгоритму. Повторяют правила вхождения, построения в танцевальном зале. Двигаются вперед-назад, вправовлево по образцу, показу Под руководством учителя выполняют вход, построение в танцевальном зале. Выполняют поклон по алгоритму. Выполняют упражнения в ходьбе в различном темпе с поворотами Ориентируются в танцевальном зале. Знакомятся с правилами поведения на уроках ритмики. Называют и показывают условные обозначения Самостоятельно входят и строятся в танцевальном зале. Выполняют поклон. Называют и выполняют правила вхождения, построения в танцевальном зале. Двигаются вперед-назад, вправо- влево, перестраиваются по образцу. Самостоятельно входят и строятся в танцевальном зале. Выполняют поклон. Выполняют по словесной инструкции упражнения в 9 90 градусов. Ритмико-гимнастическое упражнение на 90 градусов, по образцу и инструкции педагога. Выполняют ритмикогимнастическое упражнения по образцу 4 Построения в шеренгу, колонну, цепочку, круг, пары 1 Построение с соблюдением интервала Выполнение поклона. Упражнения на построение в колонну, цепочку, круг, пары. Определение своего места в шеренге и колонне. Движение по кругу в соответствии с темпом и ритмом музыки Под руководством учителя выполняют вход, построение в танцевальном зале. Выполняют поклон по алгоритму. Выполняют упражнения на построение в колонну, цепочку, круг, пары по образцу, по показу с учителем. Определяют под руководством учителя свое место в шеренге, колонне. Движутся по кругу в соответствии с темпом и ритмом музыки по образцу, повторяя действия учителя 5 Построение в колонну по два 1 Построение с соблюдением интервала. Выполнение поклона. Выполнение упражнения на выработку осанки. Выполнение построения в Под руководством учителя выполняют вход, построение в танцевальном зале. Выполняют поклон по алгоритму; упражнения на выработку осанки по образцу. ходьбе в различном темпе с поворотами на 90 градусов по образцу. Реагируют на сигнал учителя при выполнении ритмико-гимнастического упражнения Самостоятельно входят и строятся в танцевальном зале. Выполняют поклон. Выполняют упражнения на построение в колонну, цепочку, круг, пары по инструкции, по образцу. Движутся по кругу в соответствии с темпом и ритмом музыки. Определяют, после демонстрации всех действий, свое место в шеренге, колонне. Движутся по кругу в соответствии с темпом и ритмом музыки. Определяют свое местоположение в шеренге, колонне, цепочке, в паре Самостоятельно входят и строятся в танцевальном зале. Выполняют поклон. Выполняют построения и перестроение в колонну по 13 колонну по два, по алгоритму действий, под ритмическое отстукивание Выполняют построения в колонну два. по два под руководством учителя Выполняют построения в колонну по два по алгоритму, под ритмическое отстукивание Под руководством учителя Самостоятельно входят и выполняют вход, построение в строятся в танцевальном танцевальном зале. зале. Выполняют поклон по алгоритму. Выполняют поклон; Выполняют перестроение из построения и перестроения колонны парами в колонну по из колонны по два в одному по алгоритму. колонну по одному. Выполняют упражнения на Выполняют упражнения на выработку осанки по образцу выработку осанки 6 Перестроение из колонны парами в колонну по одному 1 Построение с соблюдением интервала. Выполнение поклона. Выполнение перестроения из колонны парами в колонну по одному под ритмическое отстукивание. Выполнение упражнения на выработку осанки 7 Построение круга из шеренги и из движения врассыпную 1 Построение с соблюдением интервала. Выполнение поклона. Упражнения на выработку осанки. Перестроения из шеренги в круг. Выполнение действия под ритмическое отстукивание. Построение в круг после хаотичного движения по залу Под руководством учителя выполняют вход, построение в танцевальном зале. Выполняют поклон по алгоритму; упражнения на выработку осанки по образцу. Выполняют построение в круг, ориентируясь на действия учителя 8 Выполнение во время ходьбы и бега несложных заданий с предметами 1 Построение с соблюдением интервала. Выполнение поклона. Выполнение упражнения на выработку осанки. Под руководством учителя выполняют вход, построение в танцевальном зале. Выполняют поклон по алгоритму; упражнения на выработку осанки Самостоятельно входят и строятся в танцевальном зале. Выполняют поклон; упражнения на выработку осанки. Выполняют перестроение из шеренги в круг под ритмическое отстукивание по образцу. Строятся в круг после хаотичного движения по залу Самостоятельно входят и строятся в танцевальном зале. Выполняют поклон. Выполняют упражнения на 14 Выполнение действий с предметами во время движения по залу в разном темпе: обегать их, собирать, передавать друг другу, перекладывать с места на место по образцу. Выполняют действия с предметами во время движения по залу в разном темпе, ориентируясь на образец выработку осанки; действия с предметами во время движения по залу в разном темпе по инструкции Ритмико-гимнастические упражнения – 12 часов 9 Ритмикогимнастические упражнения. Общеразвивающие упражнения 1 Построение с соблюдением интервала. Выполнение поклона. Общеукрепляющие упражнения и упражнения на выработку осанки. Выполнение упражнений под ритмическое отстукивание (прохлопывание), начиная и заканчивая синхронно с ритмом Под руководством учителя выполняют вход, построение в танцевальном зале. Выполняют поклон по алгоритму. Выполняют общеукрепляющие упражнения и упражнения на выработку осанки по образцу. Выполняют упражнения под ритмическое отстукивание, повторяя за учителем, начиная и заканчивая синхронно с ритмом 10 Разведение рук в стороны, раскачивание их перед собой, круговые движения, упражнения с лентами 1 Построение с соблюдением интервала. Выполнение поклона. Выполнение упражнения на выработку осанки. Выполнение движений руками, корпусом. Ходьба с сохранением заданного темпа. Упражнения с лентой. Под руководством учителя выполняют вход, построение в танцевальном зале. Выполняют поклон по алгоритму; движения руками, корпусом, по образцу, повторяя действия учителя. Выполняют ходьбу в заданном темпе по инструкции; упражнения с лентой на доступном уровне по образцу Самостоятельно входят и строятся в танцевальном зале. Выполняют поклон. Выполняют общеукрепляющие упражнения и упражнения на выработку осанки. Выполняют упражнения под ритмическое отстукивание, начиная и заканчивая синхронно с ритмом Самостоятельно входят и строятся в танцевальном зале. Выполняют поклон. Выполняют движения руками, корпусом. Ходят с сохранением заданного темпа; выполняют упражнения с лентой 15 11 Наклоны и повороты головы вперёд, назад, в стороны, круговые движения 1 12 Наклоны туловища, сгибая и не сгибая колени 1 13 Наклоны и повороты туловища в сочетании с движениями рук вверх, в стороны, на затылок, на 1 Построение с соблюдением интервала. Выполнение поклона. Наклоны и повороты головы вперёд, назад, в стороны, круговые движения. Выполнение построения и перестроения в шеренгу, колонну. Действия в шеренге и колонне под ритмическое отстукивание. Ритмичное выполнение наклонов головы вперед, назад, вправо, влево. Выполнение упражнения на выработку осанки. Музыкально-ритмическая игра (по выбору учителя) Построение с соблюдением интервала. Выполнение поклона и разминки. Ритмичное выполнение наклонов туловища, сгибая и не сгибая колени. Музыкально-ритмическая игра (по выбору учителя) Построение с соблюдением интервала. Выполнение поклона. Ритмичное выполнение Под руководством учителя выполняют вход, построение в танцевальном зале. Выполняют поклон по алгоритму; построения и перестроения в шеренгу, колонну по образцу; наклоны головы вперед, назад, вправо, влево; упражнения на выработку осанки по инструкции. Передают несложный ритмический рисунок на музыкальном инструменте по образцу Самостоятельно входят и строятся в танцевальном зале. Выполняют поклон; выполняют построения и перестроения в шеренгу, колонну, действия в шеренге и колонне под ритмическое отстукивание. Ритмично выполняют наклоны головы вперед, назад, вправо, влево. Выполняют упражнения на выработку осанки. Передают несложный ритмический рисунок на музыкальном инструменте Под руководством учителя выполняют вход, построение в танцевальном зале. Выполняют поклон по алгоритму; разминку по образцу и инструкции учителя. Ритмично выполняют наклоны туловища, сгибая колени. Принимают участие в музыкально-ритмической игре, выполняя инструкцию учителя, исполняют движения Под руководством учителя выполняют вход, построение в танцевальном зале. Выполняют поклон по алгоритму; Самостоятельно входят и строятся в танцевальном зале. Выполняют поклон; разминку. Ритмично выполняют наклоны туловища, сгибая и не сгибая колени. Исполняют движения музыкально-ритмической игры Самостоятельно входят, строятся в танцевальном зале и выполняют поклон. Выполняют ритмичное 16 пояс движений корпусом в сочетании с движениями рук. Музыкально-ритмическая игра (по выбору учителя) ритмичное движения корпусом в сочетании движениями рук по образцу. Передают в движении темп и ритм стиха движения корпусом в сочетании с движениями рук. Передают в движении темп и ритм стиха, выделяя голосом сильную долю 14 Повороты туловища с передачей предмета (флажки, мячи) 1 Построение с соблюдением интервала. Выполнение поклона. Упражнения на выработку осанки и координацию движений. Музыкально-ритмическая игра (по выбору учителя) Под руководством учителя выполняют вход, построение в танцевальном зале. Выполняют поклон по алгоритму; упражнения на выработку осанки и координацию движений по образцу. Принимают участие в музыкально-ритмической игре, двигаясь в разных направлениях под контролем учителя Самостоятельно входят, строятся в танцевальном зале и выполняют поклон. Выполняют упражнения на выработку осанки; упражнения на координацию движений. Двигаются в разных направлениях, используя ходьбу в зависимости от характера музыки 15 Выставление правой и левой ноги поочерёдно вперёд, назад, в стороны, в исходное положение 1 Построение с соблюдением интервала. Выполнение поклона. Упражнения на выработку осанки. Выполнение ритмичных чередующихся движений ногами. Выполнение расслабляющих упражнений Самостоятельно входят, строятся в танцевальном зале и выполняют поклон. Выполняют упражнения на выработку осанки; ритмичные чередующиеся движения ногами. Выполняют расслабляющие упражнения 16 Резкое поднимание согнутых в колене ног, как при маршировке 1 Построение с соблюдением интервала. Выполнение поклона. Под руководством учителя выполняют вход, построение в танцевальном зале. Выполняют поклон по алгоритму; упражнения на выработку осанки по образцу. Выполняют ритмичные чередующиеся движения ногами по образцу. Выполняют расслабляющие упражнения под контролем учителя Под руководством учителя выполняют вход, построение в танцевальном зале. Самостоятельно входят, строятся в танцевальном зале и выполняют поклон. 17 Упражнения на выработку осанки. Поочередное выполнение маховых движений ногами, согнутыми в колене. Музыкально-ритмическая игра (по выбору учителя) 17 Упражнения на координацию движений. Движения правой руки вверх-вниз с одновременным движением левой руки от себя-к себе перед грудью 1 18 Разнообразные перекрёстные движения правой ноги и левой руки, левой ноги и правой руки (отведение правой ноги в сторону и возвращение) 1 Выполняют поклон по алгоритму; упражнения на выработку осанки по образцу. Выполняют поочередное маховое движение ногами согнутыми в колене по инструкции учителя. Исполняют ритм стиха музыкально-ритмической игры по инструкции учителя Построение с соблюдением Под руководством учителя интервала. Выполнение выполняют вход, построение в поклона. танцевальном зале. Упражнения на выработку Выполняют поклон по алгоритму; осанки. выполняют упражнения на Выполнение упражнения на выработку осанки по образцу. координацию движений. Выполняют скоординированные Выполнение ритмичные движения руками в скоординированных ритмичных разных направлениях под движений руками в разных контролем учителя направлениях Построение с соблюдением Под руководством учителя интервала. Выполнение выполняют вход, построение в поклона. танцевальном зале. Упражнения на выработку Выполняют поклон по алгоритму; осанки. упражнения на выработку осанки Ритмичные перекрестные по образцу. движения ногами. Выполняют ритмичные Музыкально-ритмическая игра перекрестные движения ногами по (по выбору учителя) образцу. Перемещаются и перестраиваются в пространстве в соответствии с темпом и ритмом музыки по образцу Выполняют упражнения на выработку осанки; поочередное маховое движение ногами согнутыми в колене. Исполняют ритм стиха музыкально-ритмической игры Самостоятельно входят, строятся в танцевальном зале и выполняют поклон. Выполняют упражнения на выработку осанки; скоординированные ритмичные движения руками в разных направлениях Самостоятельно входят, строятся в танцевальном зале и выполняют поклон. Выполняют упражнения на выработку осанки. Выполняют ритмичные перекрестные движения ногами. Перемещаются и перестраиваются в пространстве в соответствии с темпом и ритмом музыки 18 19 Ускорение и замедление движений в соответствии с изменением темпа музыкального сопровождения 1 20 Выполнение движений в заданном темпе и после остановки музыки 1 Построение с соблюдением интервала. Выполнение поклона. Упражнения на выработку осанки. Выполнение ритмичных движений ускоряющихся и замедляющихся движений в соответствии с изменением темпа музыкального сопровождения движений. Музыкально-ритмическая игра (по выбору учителя) Построение с соблюдением интервала. Выполнение поклона. Упражнения на выработку осанки. Выполнение движений в заданном темпе под музыкальное сопровождение и без него Под руководством учителя выполняют вход, построение в танцевальном зале. Выполняют поклон по алгоритму; выполняют упражнения на выработку осанки по образцу. Выполняют ритмичные движения с ускорением и замедлением по инструкции учителя. Принимают участие в музыкально-ритмической игре, выполняют движения под музыку Самостоятельно входят, строятся в танцевальном зале и выполняют поклон. Выполняют упражнения на выработку осанки. Выполняют ритмичные движения с ускорением и замедлением. Синхронно выполняют движения под музыку Под руководством учителя выполняют вход, построение в танцевальном зале. Выполняют поклон по алгоритму; выполняют упражнения на выработку осанки по инструкции. Выполняют движения в заданном темпе под музыкальное сопровождение Самостоятельно входят, строятся в танцевальном зале и выполняют поклон. Выполняют упражнения на выработку осанки. Выполняют движения в заданном темпе под музыкальное сопровождение и без него Упражнения с детскими музыкальными инструментами – 4 часа 21 Упражнения для кистей рук с колокольчиками Базовые упражнения Построение в колонну. Выполнение поклона. Упражнения на развитие гибкости кистей рук. Знакомство со способами звукоизвлечения с помощью колокольчика. Игра под музыкальное сопровождение ровными длительностями: целыми, Под руководством учителя выполняют вход, построение в танцевальном зале. Выполняют поклон по алгоритму; выполняют упражнения на развитие гибкости кистей рук по образцу, повторяя действия учителя. Знакомятся со способами звукоизвлечения с помощью Самостоятельно входят, строятся в танцевальном зале и выполняют поклон. Выполняют упражнения на развитие гибкости кистей рук по образцу. Осваивают способы звукоизвлечения с помощью колокольчика. Выполняют движения 19 половинными, четвертями 22 Отстукивание на бубне ровными долями Построение в колонну. Выполнение поклона. Упражнения на развитие гибкости кистей рук. Знакомство со способами звукоизвлечения из бубна (удары по мембране, тремоло (долгое встряхивание). Игра на музыкальном инструменте 23 Знакомство со способом извлечения звука на ложках Построение в колонну. Выполнение поклона. Упражнения на развитие гибкости кистей рук. Выполнение упражнений по звукоизвлечению из ложек (выполнение встречных и скользящих ударов). Игра на музыкальном инструменте колокольчика. Выполняют движения руками (встряхивание, болтание) по образцу, повторяя действия учителя. Участвуют в игре под музыкальное сопровождение ровными длительностями Под руководством учителя выполняют вход, построение в танцевальном зале. Выполняют поклон по алгоритму; выполняют упражнения на развитие гибкости кистей рук по образцу. Строятся в колонну по образцу. Знакомятся со способами звукоизвлечения с помощью бубна( удары по мембране). Играют на музыкальном инструменте Под руководством учителя выполняют вход, построение в танцевальном зале. Выполняют поклон по алгоритму; выполняют упражнения на развитие гибкости кистей рук по образцу. Строятся в колонну по образцу. Выполняют упражнение по звукоизвлечению из ложек по инструкции учителя руками для извлечения звука из колокольчика (болтание встряхивание). Играют под музыкальное сопровождение ровными длительностями: целыми, половинными, четвертями Самостоятельно входят, строятся в танцевальном зале и выполняют поклон. Строятся в колонну. Выполняют упражнения на развитие гибкости кистей рук. Осваивают способы звукоизвлечения с помощью бубна. Играют на музыкальном инструменте. Слушают мелодию, отстукивают равные доли по инструкции учителя Самостоятельно входят, строятся в танцевальном зале и выполняют поклон. Строятся в колонну. Выполняют упражнения на развитие гибкости кистей рук. Выполняют упражнение по звукоизвлечению из ложек. Играют на музыкальном инструменте 20 24 Отстукивание ритма украинской народной песни «Веселые гуси» на ложках Построение в колонну. Выполнение поклона. Игра на музыкальном инструменте. Исполнение украинской народной песни «Веселые гуси» ровными долями Под руководством учителя выполняют вход, построение в танцевальном зале. Выполняют поклон по алгоритму. Повторяют действия с ложками вместе с учителем. Самостоятельно входят, строятся в танцевальном зале и выполняют поклон. Выполняют отстукивающие и скользящие удары ложками. Подыгрывают на ложках украинской народной песни «Веселые гуси» Игры под музыку – 6 часов 25 Игры под музыку. Выполнение движений с разнообразным характером музыки, динамикой (громко, умеренно, тихо), регистрами (высокий) Построение с соблюдением интервала. Выполнение поклона. Упражнения на выработку осанки и развитие чувства динамики. Игры на развитие чувства характера музыки, на определение регистров 26 Упражнения на самостоятельное различение темповых, динамических и мелодических изменений в музыке и выражение их в движении Построение с соблюдением интервала. Выполнение поклона. Упражнения на выработку осанки. и определение темпа музыки, динамики. Музыкально-ритмическая игра (по выбору педагога) Под руководством учителя выполняют вход, построение в танцевальном зале. Выполняют поклон по алгоритму; упражнения на развитие чувства динамики по образцу и инструкции педагога. Выполняют игры на развитие чувства характера музыки по образцу Под руководством учителя выполняют вход, построение в танцевальном зале. Выполняют поклон по алгоритму; упражнения на определение темпа музыки, динамики по образцу. Перемещаются и перестраиваются в пространстве в соответствии с темпом и ритмом музыки с помощью инструкций педагога Самостоятельно входят, строятся в танцевальном зале и выполняют поклон. Выполняют упражнения на развитие чувства динамики самостоятельно. Выполняют игры на развитие чувства характера музыки, на определение регистров Самостоятельно входят, строятся в танцевальном зале и выполняют поклон. Выполняют упражнения на определение темпа музыки, динамики. Перемещаются и перестраиваются в пространстве в соответствии с темпом и ритмом музыки 21 27 Выразительное исполнение в свободных плясках знакомых движений 28 Выразительная и эмоциональная передача в движениях игровых образов и содержания песен Построение с соблюдением интервала. Выполнение поклона. Повторение знакомых движений под музыкальное сопровождение. Игра «Змейка» - построение нескольких команд параллельно в колонны, которые называются «змейками»; - движение каждой «змейки» под свою мелодию (полька, вальс, марш) определенным танцевальным движением в различных направлениях. Построение с соблюдением интервала. Выполнение поклона. Упражнения на выработку осанки. Игры на развитие творческого мышления. Игра «Прогулка»танцевальные движения в свободной последовательности Под руководством учителя выполняют вход, построение в танцевальном зале. Выполняют поклон по алгоритму. Играют в игру «Змейка»: - выстраиваются параллельно в колонны по образцу и инструкции педагога; - двигаются под свою мелодию (полька, вальс, марш) определенным танцевальным движением в различных направлениях по образцу и инструкции педагога Самостоятельно входят, строятся в танцевальном зале и выполняют поклон. Играют в игру «Змейка»: - выстраиваются параллельно в колонны по инструкции педагога самостоятельно; - двигаются под свою мелодию (полька, вальс, марш) определенным танцевальным движением в различных направлениях Под руководством учителя выполняют вход, построение в танцевальном зале. Выполняют поклон по алгоритму; упражнения на определение темпа музыки, динамики по образцу; определенные движения, изображающие разных животных под определенную музыку по образцу и инструкции педагога: - изображают зайчиков - прыгают на 2-х ногах с небольшим продвижением вперед, на последний аккорд – приседают; - изображают медвежат – кружатся с тяжелым переступанием с ноги на ногу; - изображают лошадок – делают Самостоятельно входят, строятся в танцевальном зале и выполняют поклон. Выполняют определенные движения, изображающие разных животных под определенную музыку: - изображают зайчиков прыгают на 2-х ногах с небольшим продвижением вперед, на последний аккорд – приседают; - изображают медвежат – кружатся с тяжелым переступанием с ноги на ногу; - изображают лошадок – делают прямые подскоки 22 29 Самостоятельное создание музыкальнодвигательного образа. Музыкальные игры с предметами 30 Игры с пением и речевым сопровождением. Инсценирование песен Построение с соблюдением интервала. Выполнение поклона. Повторение знакомых танцевальных движений. Игра «Дудочка»: - выполнение движений по кругу; - выполнение на специальное вступление (делают 2 хлопка, 2 притопа (2 раза), - под звучание дудочки выполнение одним из обучающихся придуманного движения; - движение по кругу при повторении мелодии; - выполнение придуманного движения следующим участником, стоящим по кругу и т.д. Музыкальные игры с предметами Построение с соблюдением интервала. Выполнение поклона. Игра «Погуляем»: - выполнение ритма стиха с акцентированием голосом сильной доли; - выполнение движений; - передача в движении ритма и темпа стиха с выделением прямые подскоки по кругу по кругу и т.п. Под руководством учителя выполняют вход, построение в танцевальном зале. Выполняют поклон по алгоритму. Играют в игру «Дудочка»: - выполняют движения по кругу по образцу и инструкции педагога; - делают 2 хлопка, 2 притопа (2 раза) по инструкции педагога, - выполняют движение по кругу при повторении мелодии по образцу. Принимают доступное участие в музыкальных играх с предметами, соблюдая правила Самостоятельно входят, строятся в танцевальном зале и выполняют поклон. Играют в игру «Дудочка»: - выполняют движения по кругу по инструкции педагога самостоятельно; - делают 2 хлопка, 2 притопа (2 раза); - выполняет танцевальное движение; - выполняют движение по кругу при повторении мелодии самостоятельно. Участвуют в музыкальных играх с предметами, соблюдая правила Под руководством учителя выполняют вход. Выполняют построение с соблюдением интервала под контролем учителя; поклон по алгоритму. Игра «Погуляем»: - выполняют движения по образцу и инструкции педагога; - передают в движении ритм и Самостоятельно входят, строятся в танцевальном зале и выполняют поклон. Выполняют построение с соблюдением интервала. Выполняют поклон. Игра «Погуляем»: - выполняют ритм стиха с акцентированием голосом сильной доли; 23 сильной доли. Инсценирование песни «Веселая зарядка» темп стиха. Принимают участие в инсценировке песни «Веселая зарядка» - выполняют движения самостоятельно; - передают в движении ритм и темп стиха, выделяя сильную долю. Инсценируют песню «Веселая зарядка» Танцевальные упражнения – 7 часа 31 Танцевальные упражнения. Повторение элементов танца. Тихая настороженная ходьба, высокий шаг, мягкий пружинящий шаг Построение с соблюдением интервала. Выполнение поклона. Упражнения на выработку осанки. Выполнение танцевальных движений. Отработка шагов разного вида. Ритмическая игра (по выбору учителя) 32 Простой хороводный шаг Построение с соблюдением интервала. Выполнение поклона. Упражнения на выработку осанки. Выполнение хороводного шага на полупальцах с замедлением и ускорением темпа движения. Соблюдение дистанции при движении в хороводе. Упражнения на расслабление мышц ног Под руководством учителя выполняют вход, построение в танцевальном зале. Выполняют поклон по алгоритму; упражнение на выработку осанки по образцу. Выполняют танцевальные движения по инструкции. Выполняют шаги разного вида с опорой на образец Под руководством учителя выполняют вход и построение в танцевальном зале с соблюдением интервала. Выполняют поклон и упражнения на выработку осанки по образцу. Исполняют хороводный шаг на полу пальцах с замедлением темпа движения. Выполняют упражнения на расслабление мышц ног по образцу Самостоятельно входят, строятся в танцевальном зале и выполняют поклон. Выполняют упражнение на выработку осанки; танцевальные движения. Выполняют шаги разного вида Самостоятельно выполняют вход и построение в танцевальном зале с соблюдением интервала. Выполняют поклон и упражнения на выработку осанки. Исполняют хороводный шаг на полу пальцах с замедлением и ускорением темпа движения. Выполняют упражнения на соблюдение дистанции при движении в хороводе; упражнения на расслабление мышц ног 24 33 Подпрыгивание на двух ногах Построение с соблюдением интервала. Выполнение поклона. Выполнение упражнения на выработку осанки. Выполнение танцевальных движений. Отработка техники прыжка. Упражнения на расслабление мышц ног Под руководством учителя выполняют вход и построение в танцевальном зале. Выполняют поклон по образцу; упражнения на выработку осанки; танцевальные движения по инструкции. Отрабатывают технику прыжка по образцу, в совместном действии. Выполняют упражнения на расслабление мышц ног. Самостоятельно выполняют вход и построение в танцевальном зале с соблюдением интервала. Выполняют поклон; упражнения на выработку осанки. Отрабатывают технику прыжка по образцу. Выполняют упражнения на расслабление мышц ног. 34 Прямой галоп Построение с соблюдением интервала. Выполнение поклона. Упражнения на выработку осанки. Выполнение танцевальных движений. Отработка техники выполнения прямого галопа. Упражнения на расслабление мышц спины Под руководством учителя выполняют вход и построение в танцевальном зале с соблюдением интервала. Выполняют поклон по образцу; упражнения на выработку осанки; танцевальные движения по инструкции. Выполняют прыжки (галоп) по образцу. Выполняют упражнения на расслабление мышц спины по инструкции Самостоятельно выполняют вход и построение в танцевальном зале с соблюдением интервала. Выполняют поклон; упражнение на выработку осанки; исполняют танцевальные движения. Выполняют прыжки (галоп); упражнения на расслабление мышц ног 25