ПРИЛОЖЕНИЕ № 6 к Основной образовательной программе основного общего образования (утверждено Приказом директора Приказ № 52/2 от 30. 08. 2024 г.) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Ритмика» (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) вариант 1 для обучающихся 4 класса с. Киргишаны 2024 СОДЕРЖАНИЕ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ................................................................. 3 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ...................................................................... 5 III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ .............................................................. 7 IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .................................................... 12 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА I. Программно-методические материалы по коррекционному курсу «Ритмика» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR) Программно-методические материалы могут быть использованы для образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Ритмика относится к коррекционно-развивающей области «Коррекционные занятия» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа коррекционного курса «Ритмика» в 4 классе рассчитана на 34 часа (34 учебные недели) и составляет 1 час в неделю. Федеральная адаптированная основная образовательная программа определяет цель и задачи коррекционных занятий. Цель коррекционного курса «Ритмика»– развитие двигательной активности обучающихся в процессе восприятия музыки. Задачи обучения: − развитие двигательных навыков и умений, развитие координации движений, формирование правильной осанки, красивой походки; − обогащение двигательного опыта обучающихся разнообразными видами движений; − расширение кругозора обучающихся через знакомство с музыкальной культурой (классической, народной, современной музыкой) и музыкальными инструментами; − создание условий для творческого самовыражения ребёнка, учитывая индивидуальные возможности; 3 − формирование у детей эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения; − коррекция высших психических функций, коррекция моторно- двигательной сферы Цель коррекционного курса - развитие двигательной активности обучающихся в процессе восприятия музыки. Задачи обучения: − совершенствование умения слушать музыку; − овладение музыкально-ритмической деятельностью в разных ее видах (ритмическая шагистика, ритмическая гимнастика, танец, пластика); − совершенствование двигательных навыков, обеспечивающих развитие мышечного чувства, пространственных ориентировок и координации, четкости и точности движений; − коррекция общей и речевой моторики, пространственной ориентировки; − развитие координации движений, чувства ритма, темпа; − выполнение под музыку различных движений, в том числе и танцевальных, с речевым сопровождением и пением; − овладение музыкальным различными формами сопровождением ходьбы, движения: бега, выполнение с гимнастических и танцевальных упражнений; − развитие мышечной памяти, творческого воображения, мышления; − развитие эстетического вкус, эмоционального и физического благополучия обучающегося; − совершенствование навыков участия в коллективной творческой деятельности. 4 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально – ритмическая деятельность Предусматривается обучающихся с нарушениями интеллекта. степень возрастания сложности познавательного материала, от получения знаний, до применения их в повседневной жизни. Коррекционная работа базируется на постоянном взаимодействии музыки, движений и устной речи: музыка и движения, музыка и речь, движения и речь, музыка, движения и речь. Обучающиеся учатся внимательно слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, начинать и оканчивать движение вместе с музыкой, передавать ритмический рисунок музыкальной темы. На занятиях по ритмике используются такие средства, как упражнения, игры со словом, элементы гимнастики под музыку, образные этюды. Ввиду психологических познавательной особенностей деятельности, с целью направленности обучения проводится детей с усиления нарушением практической коррекционная работа, которая включает следующие направления: − совершенствование движений и сенсомоторного развития (развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие артикуляционной моторики); − коррекция отдельных сторон психической деятельности (развитие восприятия, представлений, ощущений, двигательной памяти, внимания, формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина), развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени); − развитие различных видов мышления (наглядно-образного мышления, словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями); − развитие основных мыслительных операций (умения сравнивать, анализировать, умения выделять сходство и различие понятий); 5 − коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (развитие инициативности, формирование умения самостоятельности адекватной стремления преодолевать принятия самооценки, доводить решения, формирование начатое дело до трудности, воспитание формирование устойчивой умения анализировать свою деятельность); − развитие речи (развитие фонематического слуха, зрительного и слухового восприятия). Содержание разделов № Название раздела п/п Кол-во Контрольные часов работы 1. Упражнения на ориентировку в пространстве 6 - 2. Ритмико-гимнастические упражнения 11 - 3. Упражнения с музыкальными инструментами 4 - 4. Игры под музыку 6 - 5. Танцевальные упражнения 7 - 34 - Итого: 6 III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные: персональная идентичность − осмысление роли обучающегося в образовательном учреждении; − умение вступать в контакт и работать в коллективе, используя принятые ритуалы социального взаимодействия (учитель - ученик, ученик – ученик, ученики); − активизация самостоятельности в выполнении заданий, поручений, договоренностей; − развитие адекватных представлений о собственных возможностях; − развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Предметные: Минимальный уровень: Должны: − выполнять несложные упражнений под руководством учителя; − знать основные правила поведения на уроках ритмики и осознанно их применять; − выполнять несложные упражнения по словесной инструкции при выполнении команд; − иметь представления о двигательных действиях; − выполнять подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений; − выполнять ходьбу в различном темпе с различными исходными положениями; − участвовать в музыкальных играх под руководством учителя; − выполнять ритмические комбинации движений на уровне возможностей обучающихся; − понимать простейшие музыкальные понятия (быстрый, медленный темп, громкая, тихая музыка); 7 − уметь начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки; − определять музыкальные жанры: танец, марш, песня. Достаточный уровень Должны: − выполнять ритмические комбинации на максимально высоком уровне; − иметь представления о выразительных средствах музыки; − уметь характеризовать музыкальное произведение; согласовывать музыку и движение; самостоятельно выполнять комплексы упражнений; − соотносить темп движений с темпом музыкального произведения; − самостоятельно выполнять требуемые перемены направления и темпа движений, руководствуясь музыкой; − ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с − малоконтрастными построениями; − выполнять игровые и плясовые движения, передавая в них различные нюансы музыки: напевность, грациозность, энергичность, нежность, игривость и т. д.; − передавать хлопками ритмический рисунок мелодии; повторять любой ритм, заданный учителем; − задавать самим ритм одноклассникам и проверять правильность его исполнения. Примерные планируемые результаты формирования БУД (базовых учебных действий): Личностные учебные действия: − осознание себя в роли обучающегося, заинтересованного посещением образовательной организации, обучением, занятиями, осознание себя в роли члена семьи, одноклассника, друга. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность 8 вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения. Коммуникативные учебные действия включают следующие умения: − вступать в контакт и работать в коллективе ("учитель-ученик", "ученик-ученик", "ученик-класс", "учитель-класс"); − использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; − обращаться за помощью и принимать помощь; − слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; − сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; − договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций. Регулятивные учебные действия включают следующие умения: − соблюдать правила внутреннего распорядка (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты); − выполнять учебный план, посещать предусмотренные учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы; Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления обучающихся. Познавательные учебные действия включают следующие умения: 9 − выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; − устанавливать видо-родовые отношения предметов; − делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; − пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; − читать; писать; выполнять арифметические действия; − наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности. Система оценки достижения обучающихся Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: − 0 баллов – нет фиксируемой динамики; − 1 балл – минимальная динамика; − 2 балла - удовлетворительная динамика; − 3 балла – значительная динамика. Критерии оценки предметных результатов: В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося. Психолого-педагогическая реализации коррекционной диагностика работы с проводится обучающимся с до начала умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и после ее окончания. Критерием эффективности будет служить положительная динамика в развитии познавательных процессов и двигательной сферы. Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие 10 формы контроля: Стартовый определить контроль исходный обучающихся с (входная уровень умственной диагностика), развития двигательной отсталостью позволяющий активности (интеллектуальными нарушениями). Текущий контроль (контрольная диагностика): − прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения; − пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия; − рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план»действия и опирающийся на понимание принципов его построения; − контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций собразцом. Текущий контроль (контрольная диагностика), позволяющий определить промежуточный уровень развития двигательной активности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Итоговый определить контроль итоговый обучающихся с (итоговая уровень умственной диагностика), развития двигательной отсталостью позволяющий активности (интеллектуальными нарушениями). 11 № Тема коррекционного курса Кол-во часов IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Дифференциация видов деятельности Программное содержание Минимальный уровень Достаточный уровень Упражнения на ориентировку в пространстве – 6 часов 1 Инструктаж по ОТ и ТБ. Ходьба с изменением направления и темпа движения 2 Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре 1 Построение с соблюдением интервала. Выполнение поклона. Повторение правил поведения и техники безопасности на уроках во время проведения занятий. Передвижение по залу с изменением направления и скорости движения Музыкально – ритмическая игра (по выбору учителя) Входят и строятся в танцевальном зале под контролем учителя. Выполняют поклон после объяснения и демонстрации всех действий, выполняют задание вместе с учителем; передвигаются по залу, с изменением направления и скорости движения. Передают несложный ритмический рисунок на музыкальном инструменте по образцу Построение с соблюдением интервала. Выполнение поклона. Комплекс ритмической гимнастики. Выполнение действия под ритмичное отстукивание. Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре Музыкально – ритмическая игра (по выбору учителя) Входят и строятся в танцевальном зале под контролем учителя. Выполняют поклон; комплекс ритмической гимнастики по инструкции учителя; перестроение в колонны по четыре по образцу. Принимают участие в музыкально-ритмической игре, выполняя инструкцию учителя, исполняют движения Самостоятельно входят и строятся в танцевальном зале. Выполняют поклон, после объяснения и демонстрации всех действий, выполняют задание по словесной инструкции; передвижение по залу, с изменением направления и скорости движения. Передают несложный ритмический рисунок на музыкальном инструменте Самостоятельно входят и строятся в танцевальном зале. Выполняют поклон; комплекс ритмической гимнастики; перестроение в колонны по четыре . Исполняют движения музыкально-ритмической игры 12 3 Построение в шахматном порядке. Перестроение из нескольких колонн в несколько кругов, сужение и расширение их 1 Построение с соблюдением интервала. Выполнение поклона. Комплекс ритмической гимнастики. Выполнение действий под ритмичное отстукивание. Перестроение из нескольких колонн в несколько кругов Музыкально – ритмическая игра (по выбору учителя) 4 Перестроение из простых и концентрических кругов в звёздочки и карусели 1 Построение с соблюдением интервала. Выполнение поклона. Выполнение упражнений на формирование правильной осанки. Выполнение перестроения из круга в звездочку и карусель, с соблюдением дистанции, определение местоположения, направления движения при перестроении. Музыкально – ритмическая игра (по выбору учителя) 4 Ходьба по центру зала, диагональные линии из угла в угол умение 1 Построение намечать с соблюдением интервала. Выполнение поклона. Выполнение комплекса ритмических упражнений Построение в колонну. Входят и строятся в танцевальном зале под контролем учителя. Выполняют поклон; комплекс ритмической гимнастики по инструкции учителя; перестроение в колонны по четыре по образцу. Перестраиваются из нескольких колонн в несколько кругов, ориентируясь на образец выполнения учителем и/или обучающимися. Передают в движении темп и ритм стиха Входят и строятся в танцевальном зале под контролем учителя. Выполняют поклон; упражнения на формирование правильной осанки по инструкции учителя. Перестраиваются из круга в карусель из центра круга, лучами по 2 человека, ориентируясь на образец выполнения учителем и/или обучающимися 2 группы. Принимают участие в музыкально-ритмической игре по инструкции учителя Входят и строятся в танцевальном зале под контролем учителя. Выполняют поклон; упражнения на формирование правильной осанки по инструкции учителя. Самостоятельно входят и строятся в танцевальном зале. Выполняют поклон; комплекс ритмической гимнастики; перестроение в нескольких колонн в несколько кругов. Передают в движении темп и ритм стиха, выделяя голосом сильную долю Самостоятельно входят и строятся в танцевальном зале. Выполняют поклон; упражнения на формирование правильной осанки. Перестраиваются из круга в карусель из центра круга, лучами по 2 человека. Выполняют ритм стиха музыкально-ритмической игры Самостоятельно входят и строятся в танцевальном зале. Выполняют поклон; комплекс ритмической гимнастики самостоятельно. 13 5 Сохранение правильной дистанции во всех видах построений с использованием лент, обручей, скакалок 1 6 Сложные упражнения с предметами 1 Передвижение по залу с изменением направления и скорости движения. Музыкально – ритмическая игра (по выбору учителя) Построение с соблюдением интервала. Выполнение поклона. Выполнение комплекса ритмических упражнений. Отработка навыка выбора правильной дистанции. Построение в колонну, шеренгу, круг с использованием лены, обруча, мяча, скакалки. Выполнение упражнений с лентой, мячом Выполняют построение в колонну по инструкции учителя и образцу. Перемещаются и перестраиваются в пространстве в соответствии с темпом и ритмом музыки по образцу Входят и строятся в танцевальном зале под контролем учителя. Выполняют поклон; комплекс ритмической гимнастики под контролем учителя. Отрабатывают навык выбора правильной дистанции, выполняя построения по образцу. Строятся в колонну, шеренгу, круг с использованием лены, обруча, мяча, скакалки по инструкции учителя. Выполняют упражнения с лентой, мячом по инструкции Построение с соблюдением интервала. Выполнение поклона. Выполнение комплекса музыкально- ритмических упражнений с предметами. Музыкально – ритмическая игра (по выбору учителя) Входят и строятся в танцевальном зале под контролем учителя. Выполняют поклон; комплекс музыкально - ритмических упражнений с предметами (обруч, мяч, скакалка, ленты), по образцу. Воспроизводят ритмический рисунок с помощью хлопков Выполняют построение в колонну. Перемещаются и перестраиваются в пространстве в соответствии с темпом и ритмом музыки Самостоятельно входят и строятся в танцевальном зале. Выполняют поклон ; комплекс ритмической гимнастики самостоятельно. Отрабатывают навык выбора правильной дистанции, выполняя построения по инструкции учителя. Строятся в колонну, шеренгу, круг с использованием лены, обруча, мяча, скакалки. Выполняют упражнения с лентой, мячом Самостоятельно входят и строятся в танцевальном зале. Выполняют поклон; комплекс музыкально ритмических упражнений с предметами (обруч, мяч, скакалка, ленты). Воспроизводят ритмический рисунок с помощью хлопков или музыкальных инструментов 14 Ритмико-гимнастические упражнения – 11 часов 7 Плавные, резкие, быстрые, медленные движения кистей рук 1 8 Повороты туловища в положении стоя, сидя с передачей предметов 1 9 Круговые движения туловища с вытянутыми в стороны руками, за голову, на поясе 1 Построение с соблюдением интервала. Выполнение поклона. Построение в шеренгу. Выполнение комплекса упражнений для рук в быстром и медленном темпе. Выполнение комплекса ритмических упражнений (по выбору учителя). Музыкально – ритмическая игра Построение с соблюдением интервала. Выполнение поклона. Ритмические движения с выполнением заданий. Упражнения на координацию движений. Музыкально-ритмическая игра (по выбору учителя) Построение с соблюдением интервала. Выполнение поклона. Выполнение комплекса упражнений для корпуса. Расслабляющие упражнения для рук. Музыкальноритмическая игра (по выбору учителя). Входят и строятся в танцевальном зале под контролем учителя. Выполняют поклон; комплекс музыкально - ритмических упражнений с предметами (обруч, мяч, скакалка, ленты), по образцу. Передают несложный ритмический рисунок совместно с учителем Входят и строятся в танцевальном зале. Выполняют поклон; комплекс ритмической гимнастики; комплекс музыкально - ритмических упражнений с предметами. Строятся в шеренгу. Передают ритмический рисунок Входят и строятся в танцевальном зале под контролем учителя. Выполняют поклон; комплекс музыкально - ритмических упражнений с предметами (обруч, мяч, скакалка, ленты), по образцу. Принимают участие в музыкально-ритмической игре по инструкции учителя, выполняя совместно движения Входят и строятся в танцевальном зале под контролем учителя. Выполняют поклон; комплекс упражнений для корпуса по инструкции; упражнения для расслабления по образцу; комплекс музыкально ритмических упражнений по инструкции. Принимают участие в Входят и строятся в танцевальном зале. Выполняют поклон. Самостоятельно выполняют комплекс ритмической гимнастики и упражнения на координацию движений; движения музыкальноритмической игры Самостоятельно входят, строятся в танцевальном зале и выполняют поклон. Выполняют комплекс упражнений для корпуса; упражнения для расслабления, повторяя действия учителя. Выполняют комплекс музыкально - ритмических 15 музыкально-ритмической игре по инструкции, содержанию музыкально-ритмической игры 10 11 12 Всевозможные сочетания движений ног: выставление ног вперёд, назад, в стороны, сгибание в коленном суставе, круговые движения, ходьба Упражнения на выработку осанки. Упражнения на координацию движений 1 Разнообразные сочетания одновременных движений рук, ног, туловища, кистей 1 1 Построение с соблюдением интервала. Выполнение поклона. Выполнение комплекса ритмических упражнений для укрепления мышц ног. Упражнения на координацию движений Построение с соблюдением интервала. Выполнение поклона. Выполнение комплекса ритмической гимнастики. Упражнения на координацию движений и формирование осанки Входят и строятся в танцевальном зале под контролем учителя. Выполняют поклон; комплекс упражнений для укрепления мышц ног по образцу; упражнения на координацию по инструкции учителя упражнений самостоятельно. Маршируют, выполняя движения соответственно содержания Самостоятельно входят и строятся в танцевальном зале, выполняют поклон. Выполняют комплекс ритмической гимнастики. для укрепления мышц ног; упражнения на координацию Входят и строятся в танцевальном зале под контролем учителя. Выполняют поклон; комплекс ритмической гимнастики по образцу; упражнения на координацию движений и формирование осанки по инструкции Самостоятельно входят, строятся в танцевальном зале и выполняют поклон. Выполняют комплекс ритмической гимнастики; упражнения на координацию движений и формирование осанки Построение с соблюдением интервала. Выполнение поклона. Выполнение комплекса упражнений на синхронизацию движений рук, ног, туловища по выбору учителя. Музыкально-ритмическая игра (по выбору учителя) Входят и строятся в танцевальном зале под контролем учителя. Выполняют поклон; комплекс ритмической гимнастики по образцу; упражнения на синхронизацию движений рук, ног и туловища по образцу. Передают несложный ритмический рисунок Входят, строятся в танцевальном зале и выполняют поклон. Выполняют комплекс ритмической гимнастики; упражнения на синхронизацию движений рук, ног и туловища, по образцу. Передают ритмический рисунок музыкальноритмической игры 16 1 Построение с соблюдением музыкуинтервала. с Выполнение поклона. Движение по кругу с ускорением и замедлением. Игра «Ритмическая карусель». Выполнение комплекса ритмических упражнений (по выбору учителя) Поочерёдные хлопки над 1 Построение с соблюдением головой, на груди, перед интервала. Выполнение собой, справа, слева, на поклона. голени Комплекс ритмических упражнений на координацию. Музыкально-ритмическая игра (по выбору учителя) Входят и строятся в танцевальном зале под контролем учителя. Выполняют поклон; комплекс ритмической гимнастики по образцу ; двигаются по кругу с ускорением; играют в игру по инструкции учителя. 15 Самостоятельное составление несложных ритмических рисунков в сочетании хлопков и притопов, с предметами (погремушками, бубном) 1 Построение с соблюдением интервала. Выполнение поклона. Выполнение творческого задания по составлению ритмической мелодии с использованием детских шумовых инструментов Музыкально-ритмическая игра (по выбору учителя) 16 Упражнения на расслабление мышц. Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими расслабленными 1 Построение с соблюдением интервала. Выполнение поклона. Выполнение прыжков в движении по кругу. Входят и строятся в танцевальном зале под контролем учителя. Выполняют поклон. С помощью учителя выполняют творческое задание по составлению ритмической мелодии с использованием детских шумовых инструментов по инструкции. Передают в движении ритм и темп стиха по образцу Входят и строятся в танцевальном зале под контролем учителя. Выполняют поклон; прыжки в движении по кругу, по образцу и под контролем учителя. 13 14 Выполнение упражнений под постепенным ускорением, с резкой сменой темпа движений Входят и строятся в танцевальном зале под контролем учителя. Выполняют поклон; комплекс ритмической гимнастики на координацию по образцу; Воспроизводят ритмический рисунок с помощью хлопков Входят, строятся в танцевальном зале и выполняют поклон. Выполняют комплекс ритмической гимнастики; двигаются по кругу с ускорением; соблюдают правила игры, соблюдая ритмы. Входят, строятся в танцевальном зале и выполняют поклон. Выполняют комплекс ритмических упражнений на координацию; воспроизводят ритмический рисунок с помощью хлопков или музыкальных инструментов Входят, строятся в танцевальном зале и выполняют поклон. Выполняют творческое задание по составлению ритмической мелодии с использованием детских шумовых инструментов. Передают в движении ритм и темп стиха, выделяя голосом сильную долю Входят, строятся в танцевальном зале и выполняют поклон. Выполняют прыжки самостоятельно, упражнение 17 коленями и корпусом («петрушка») 17 Упражнение «Цветок распускается» - с позиции приседания на корточки с опущенной головой и руками постепенное поднимание головы, корпуса, рук по сторонам Музыкально-ритмическая игра (по выбору учителя). Упражнения на расслабление ног 1 Построение с соблюдением интервала. Выполнение поклона. Выполнение приседаний с различными движениями рук. Выполнение движений, имитирующих распускание цветка. Выполнение комплекса ритмических упражнений Принимают участие в музыкально-ритмической игре, передают ритмический рисунок по образцу. Выполняют упражнение на расслабление, повторяя действия учителя. Входят и строятся в танцевальном зале под контролем учителя. Выполняют поклон; комплекс ритмической гимнастики по образцу ; движения, имитирующие распускание цветка, по инструкции. Исполняют приседания с различными движениями рук, по инструкции. на расслабление по инструкции ; инструкцию в движении по кругу. Передают ритмический рисунок на музыкальных инструментах Входят, строятся в танцевальном зале и выполняют поклон. Выполняют поклон. Исполняют приседания с различными движениями рук. Выполняют движения, имитирующие распускание цветка. Выполняют комплекс ритмической гимнастики самостоятельно Упражнения с детскими музыкальными инструментами – 4 часа 18 Упражнения для кистей рук с барабанными палочками 1 Построение с соблюдением интервала. Выполнение поклона. Упражнения для гибкости кистей рук. Игра на барабане барабанными палочками под музыкальное сопровождение. Маршировка под музыку с одновременной барабанной игрой Входят и строятся в танцевальном зале под контролем учителя. Выполняют поклон; упражнения для гибкости кистей рук по образцу. Играют барабанными палочками на барабане несложные ритмические рисунки по инструкции учителя. Маршируют под музыку Входят, строятся в танцевальном зале и выполняют поклон. Выполняют упражнения для гибкости кистей рук. Самостоятельно исполняют барабанными палочками на барабане несложные ритмические рисунки. Маршируют под музыку с одновременной барабанной игрой 18 19 Отстукивание ритмических рисунков на металлофоне 1 Построение с соблюдением интервала. Выполнение поклона. Построение в колонну. Упражнения на развитие чувства ритма. Отработка игры на металлофоне под музыкальное сопровождение 20 Отстукивание ритмических рисунков кастаньетами 1 Построение с соблюдением интервала. Выполнение поклона. Построение в шеренгу. Упражнения на развитие чувства ритма. Отработка игры на кастаньетах под музыкальное сопровождение 21 Инсценировка детской песенку, играя на музыкальных инструментах Построение в колонну. Выполнение поклона. Упражнений на развитие гибкости кистей рук. Прослушивание мелодии детской песенки. Работа над определением характера, темпа, музыкальных акцентов мелодии Подыгрывание на барабане, Входят и строятся в танцевальном зале под контролем учителя. Выполняют поклон. По инструкции строятся в колонну. Выполняют по образцу упражнения на развитие чувства ритма. Играют простые мелодии на металлофоне под музыкальное сопровождение совместно с учителем Входят и строятся в танцевальном зале под контролем учителя. Выполняют поклон. По инструкции строятся в шеренгу. Выполняют по образцу упражнения на развитие чувства ритма. Играют простые мелодии на кастаньетах под музыкальное сопровождение совместно с учителем Входят и строятся в танцевальном зале под контролем учителя. Выполняют поклон; упражнения на развитие гибкости кистей рук по образцу, повторяя действия за учителем. Слушают мелодию. Определяют характер, темп, музыкальные акценты мелодии с помощью учителя. Входят, строятся в танцевальном зале и выполняют поклон. Строятся в колонну самостоятельно. Выполняют упражнения на развитие чувства ритма. Играют на металлофоне под музыкальное сопровождение Входят, строятся в танцевальном зале и выполняют поклон. Самостоятельно строятся в шеренгу . Выполняют упражнения на развитие чувства ритма. Играют на кастаньетах под музыкальное сопровождение Входят, строятся в танцевальном зале и выполняют поклон. Самостоятельно выполняют упражнения на развитие гибкости кистей рук. Слушают мелодию. Определяют характер, темп, музыкальные акценты мелодии по опорным словам. 19 металлофоне ритмического рисунка простой мелодии Подыгрывают на барабане, металлофоне, следуя ритмическому рисунку мелодии совместно с учителем Игры под музыку – 6 часов 21 Упражнения на самостоятельную передачу в движении ритмического рисунка, динамических изменений в музыке Игра «Танцуй как я, танцуй лучше» 1 22 Самостоятельная смена движения в соответствии со сменой частей, музыкальных фраз, малоконтрастных частей музыки. Музыкальная игра «День - ночь» 1 Построение с соблюдением интервала. Выполнение поклона. темповых Упражнение и на комбинирование разных элементов танцевальных движений. Игра «Танцуй как я, танцуй лучше»: - выполнение придуманных танцевальных движений одним из участников игры внутри круга; - приглашение им к участию в танце следующего участника (при продолжении танца этим участником) и т.д., пока все участники не окажутся танцующими. Построение с соблюдением интервала. Выполнение поклона. Беседа о музыкальных оттенках, восприятии разнохарактерной музыки. Игра «День-ночь» под музыкальное сопровождение Подыгрывают на бубне, опираясь на ритмический рисунок мелодии, делая акценты Входят и строятся в танцевальном зале под контролем учителя. Выполняют поклон; упражнение на комбинирование разных элементов танцевальных движений по образцу, повторяя действия учителя. Принимают участие в игре «Танцуй как я, танцуй лучше» Входят, строятся в танцевальном зале и выполняют поклон. Самостоятельно выполняют упражнение на комбинирование разных элементов танцевальных движений по инструкции педагога. Выполняют танцевальные движения игры Входят и строятся в танцевальном зале с соблюдением интервала под контролем учителя. Выполняют поклон, движения соответствующие темпу, настроению музыки, ориентируясь на реакцию окружающих, инструкцию учителя. Эмоционально реагируют на Входят, строятся в танцевальном зале и выполняют поклон. Слушают беседу и отвечают на вопросы учителя. Выполняют движения, передавая ритмический рисунок, эмоциональное содержание музыки. Принимают активное 20 изменение характера музыкальных фраз. Принимают участие в музыкально-ритмической игре 23 Упражнения на формирование умения начинать движения после вступления мелодии. Самостоятельное ускорение и замедление темпа разнообразных движений. Игра «Карусели» 1 Построение с соблюдением интервала. Выполнение поклона. Повторение знакомых движений под музыкальное сопровождение. Игра «Карусели»: - передача в движении ритма и темпа стиха, выделяя голосом сильную долю; - передача несложного ритмического рисунка; - перемещение и перестроение в пространстве в соответствии с темпом и ритмом музыки Входят и строятся в танцевальном зале под контролем учителя. Выполняют поклон. Исполняют простые движения под музыкальное сопровождение. Участвуют в игре «Карусели»: - передают несложный ритмический рисунок - перемещаются и перестраиваются в пространстве в соответствии с темпом и ритмом музыки по образцу 24 Разучивание и придумывание новых вариантов игр, элементов танцевальных движений, их комбинирование 1 Построение с соблюдением интервала. Выполнение поклона. Повторение знакомых движений под музыкальное сопровождение. Игра «Кто же, кто же к нам пришел?»: - передача несложного ритмического рисунка Входят и строятся в танцевальном зале под контролем учителя. Выполняют поклон. Исполняют простые движения под музыкальное сопровождение. Участвуют в игре «Кто же к нам пришёл?»: - передают несложный ритмический рисунок - перемещаются и участие в музыкальноритмической игре, проявляя фантазию и эмоциональную реакцию на изменения характера музыки. Выполняют инструкции учителя Самостоятельно выполняют вхождения и построение в танцевальном зале. Выполняют поклон. Исполняют движения под музыкальное сопровождение. Участвуют в игре «Карусели»: - передают в движении ритм и темп стиха, выделяя голосом сильную долю - передают несложный ритмический рисунок -перемещаются и перестраиваются в пространстве в соответствии с темпом и ритмом музыки Самостоятельно выполняют вхождения и построение в танцевальном зале. Выполняют поклон. Исполняют движения под музыкальное сопровождение. Исполняют знакомые движений под музыкальное сопровождение. Участвуют в игре «Кто же к 21 - передача в движении ритма и перестраиваются в пространстве в темпа стиха, выделяя голосом соответствии с темпом и ритмом сильную долю; музыки по инструкции учителя - передача через движение особенностей характера музыки; - перемещение и перестроение в пространстве в соответствии с темпом и ритмом музыки 25 Составление несложных композиций. Игры с пением и речевым сопровождением 1 танцевальных Построение с соблюдением интервала. Выполнение поклона. Повторение известных танцевальных упражнений под музыку. Игра «Ходим кругом»: - ходьба по кругу с пением, в центре которого стоит ведущий; - повторение за ведущим показанного им танцевального движения; - выполнение водящим поклона и передача роли ведущего следующему участнику игры. Самостоятельное составление обучающимися несложных танцевальных композиций Входят и строятся в танцевальном зале под контролем учителя. Выполняют поклон. Исполняют простые движения под музыкальное сопровождение. Участвуют в игре «Ходим кругом»: -выполняют действия, повторяя действия учителя: - ходят по кругу, в центре которого стоит ведущий, с пением; - повторяют за ведущим показанное им танцевальное движение. Составляют несложные танцевальные композиции по образцу и инструкции педагога нам пришёл?»: - передают в движении ритм и темп стиха, выделяя голосом сильную долю; - передают несложный ритмический рисунок; -передают через движение особенностей характера музыки; - перемещаются и перестраиваются в пространстве в соответствии с темпом и ритмом музыки Самостоятельно выполняют вхождения и построение в танцевальном зале. Выполняют поклон. Исполняют движения под музыкальное сопровождение. Исполняют знакомые движений под музыкальное сопровождение. Участвуют в игре «Ходим кругом»: - самостоятельно выполняют действия: - ходят по кругу, в центре которого стоит ведущий, с пением; - повторяют за ведущим показанное им танцевальное движение; - передают роль ведущего следующему игроку. 22 26 Инсценирование музыкальных сказок, песен Построение с соблюдением интервала. Выполнение поклона. Исполнение музыкальных сказок, песен, с эмоциональной демонстрацией движений соответствующих характеру и темпу музыки. Музыкально – ритмическая игра (по выбору учителя) Входят и строятся в танцевальном зале под контролем учителя. Выполняют поклон. Исполняют песни с демонстрацией движений соответствующих характеру и темпу музыки по инструкции учителя. Принимают участие в музыкально-ритмической игре, выполняют движения Составляют несложные танцевальные композиции Самостоятельно выполняют вхождения и построение в танцевальном зале. Выполняют поклон. Исполняют музыкальные сказки, песни, с эмоциональной демонстрацией движений соответствующих характеру и темпу музыки. Синхронно выполняют движения под музыку Танцевальные упражнения – 7 часов 27 Исполнение элементов плясок и танцев. Упражнения на различение элементов народных танцев 28 Шаг кадрили. Пружинящий бег. Упражнения на дыхание и для развития осанки Построение с соблюдением интервала. Выполнение поклона. Выполнение элементов плясок и танцев (подскоки, шажки) под ритмическое отстукивание. Упражнения на расслабление ног Построение с соблюдением интервала. Выполнение поклона. Выполнение простых и скользящих шагов, пружинящего бега с ускорением и замедлением темпа, под ритмическое отстукивание Упражнения на расслабление ног, восстановление дыхания и Входят и строятся в танцевальном зале под контролем учителя. Выполняют поклон; элементы народных плясок после показа учителем и по образцу; упражнение на расслабление ног Входят и строятся в танцевальном зале под контролем учителя. Выполняют поклон; шажки и бег по инструкции и неоднократного показа учителем. Выполняют упражнение на расслабление ног, восстановление дыхания и развитие осанки, повторяя действия за учителем Самостоятельно выполняют вхождения и построение в танцевальном зале. Выполняют поклон. Исполняют элементы танца по словесной инструкции. Выполняют упражнение на расслабление ног Самостоятельно выполняют вхождения и построение в танцевальном зале. Выполняют поклон. Исполняют элементы танца по словесной инструкции. Выполняют упражнение на расслабление ног, восстановление дыхания и развитие осанки 23 развитие осанки 29 Поскоки с продвижением назад (спиной) 30 Быстрые мелкие шаги на всей ступне и на полу- пальцах 31 Русские народные движения «каблучок», «гармошка» 32 Русский народный танец. Каблук, носок, приставной шаг, хлопки, поскоки, поворот под рукой Построение с соблюдением интервала. Выполнение поклона. Выполнение подскоков с продвижением по кругу назад спиной под ритмическое отстукивание. Упражнения на расслабление ног Построение с соблюдением интервала. Выполнение поклона. Выполнение мелких шажков на полу-пальцах и на всей ступне со сменой темпа и направления. Упражнения на расслабление ног Построение с соблюдением интервала. Выполнение поклона. Исполнение движений, выразительная и эмоциональная передача в движениях игровых образов и содержания песен. Инсценировка песен. Упражнения на расслабление ног Построение с соблюдением интервала. Выполнение поклона. Исполнение народного танца, с эмоциональной демонстрацией движений соответствующих Входят и строятся в танцевальном зале под контролем учителя. Выполняют поклон; поскоки после объяснения и демонстрации всех действий учителем. Выполняют упражнение на расслабление ног по инструкции Самостоятельно выполняют вхождения и построение в танцевальном зале. Выполняют поклон; упражнения на расслабление ног. Исполняют движения по словесной инструкции. Входят и строятся в танцевальном зале под контролем учителя. Выполняют поклон; задание в совместной деятельности с учителем; упражнение на расслабление ног по образцу Самостоятельно выполняют вхождения и построение в танцевальном зале. Выполняют поклон; упражнения на расслабление ног. Исполняют движения по словесной инструкции Самостоятельно выполняют вхождения и построение в танцевальном зале. Выполняют поклон. Исполняют движения по словесной инструкции. Инсценируют песни. Выполняют упражнения на расслабление ног Входят и строятся в танцевальном зале под контролем учителя. Выполняют поклон. Исполняют движения по образцу. Принимают участие в инсценировке доступных песен. Выполняют упражнение на расслабление ног по образцу Входят и строятся в танцевальном зале под контролем учителя. Выполняют поклон, упражнения на расслабление ног по образцу; по образцу приставные шажки, поскоки. Самостоятельно выполняют вхождения и построение в танцевальном зале. Выполняют поклон; упражнения на расслабление ног; элементы народного 24 характеру и темпу музыки Упражнения на расслабление ног 33 Простейшие фигуры в танцах. Разучивание танца в паре. Вальсовый поворот в паре. Лодочка, окошечко 34 Урок конкурс «Лучшая пара» Исполнение в парах простейших танцевальных фигур Построение с соблюдением интервала. Выполнение поклона. Выполнение вальсовых движений в паре (поворот, лодочка, окошко) Выполнение упражнений на расслабление ног Построение с соблюдением интервала. Выполнение поклона. Выполнение вальсовых движений в паре (поворот, лодочка, окошко) Соревнование между парами, за звание «Лучшая пара» Выполнение упражнений на расслабление ног по инструкции Входят и строятся в танцевальном зале под контролем учителя. Выполняют поклон, упражнения на расслабление ног по образцу ; элементы вальса по образцу Входят и строятся в танцевальном зале под контролем учителя. Выполняют поклон, упражнения на расслабление ног по инструкции ; элементы вальса по инструкции танца (шажки, хлопки, подскоки, повороты) в заданном темпе. Исполняют приставные шажки, поскоки, повороты. Самостоятельно выполняют вхождения и построение в танцевальном зале. Выполняют поклон; упражнения на расслабление ног. Исполняют элементы вальса Самостоятельно выполняют вхождения и построение в танцевальном зале. Выполняют поклон; упражнения на расслабление ног. Исполняют элементы вальса. Исполняют в парах простейшие танцевальные фигуры 25