6 кл ОВЗ ФК УО 2 вар

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
к Основной образовательной программе
основного общего образования
(утверждено Приказом директора
Приказ № 52/2 от 30. 08. 2024 г.)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Адаптивная физическая культура»
для обучающихся 6 класса

с. Киргишаны 2023

Пояснительная записка
Одним из важнейших направлений работы с ребенком, имеющим умственную
отсталость, ТМНР, является адаптивное физическое развитие, которое происходит на
занятиях по адаптивной физической культуре.
Цели рабочей программы по адаптивной физической культуре.
Задачи изучения адаптивной физической культуре.
Целью занятий по адаптивной физической культуре является повышение
двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в
повседневной жизни.
Основные задачи:
•
формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных
навыков;
•
формирование туристических навыков, умения кататься на велосипеде, ходить на
лыжах, плавать, играть в спортивные игры;
•
укрепление и сохранение здоровья детей, профилактика болезней и
возникновения вторичных заболеваний.
Общая характеристика адаптивной физической культуры
Учебный предмет адаптивная физическая культура входит в число обязательных
предметных областей учебного плана. В примерном годовом учебном плане общего
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
АООП для пятого класса предусмотрено 68 часа в год (2 часа в неделю).
Количество часов, отводимых на освоение разделов учебного предмета адаптивная
физическая культура в 6 классе.
6 класс II вариант.
Раздел
Физическая культура
Гимнастика
Лыжная подготовка
Легкая атлетика
Общее количество часов

Кол-во часов
15
14
21
18
68
Место предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом МКОУ – ООШ с. Киргишаны и примерными
программами общий объём учебного времени предмета «Физическая культура и
Адаптивная Физическая культура» рассчитан:
Класс

В неделю

6 класс

2 час

Количество
недель
34

Всего за год
68 часа

Планируемые результаты изучения учебного предмета
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной
программы начального
общего
образования
Федерального
государственного
образовательного стандарта (приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373)
данная рабочая программа для 6 класса направлена на достижение учащимися
личностных, мета предметных и предметных результатов по физической культуре.

Личностные результаты
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные
результаты
освоения
программы
образования
включают
индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции
обучающегося, социально значимые ценностные установки.
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых
мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному сформированность
установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому
труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты адаптивной физической культуры
Предметные результаты освоения программы образования включают освоенные
обучающимися знания и умения, специфичные для физической культуры. Предметные
результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе
обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при
оценке итоговых достижений. Программа определяет два уровня овладения предметными
результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является
обязательным
для
большинства
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Минимальный уровень:
•
представление о Адаптивной физической культуре как части общей
культуры современного общества;

•
осознание влияния физических упражнений на физическое развитие и
развитие физических качеств человека; понимание связи физической культуры с трудовой
и военной деятельностью;
•
знание правил профилактики травматизма, подготовки мест для занятий
физической культурой;
•
выбор спортивной одежды и обуви в зависимости от погодных условий и
времени года;
•
знание правил оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах во
время самостоятельных занятий физическими упражнениями;
•
использование занятий адаптивной физической культурой, спортивных игр
(под руководством учителя) для организации индивидуального отдыха, укрепления
здоровья, повышения уровня физических качеств;
•
планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня;
•
составление комплексов физических упражнений (под руководством
учителя), направленных на развитие основных физических качеств человека;
•
определение основных показателей состояния человека и его физического
развития (длина и масса тела, частота сердечных сокращений);
•
представление о закаливании организма;
•
знание основных правил закаливания, правил безопасности и гигиенических
требований;
•
выполнение строевых действий в шеренге и колонне;
•
выполнение общеразвивающих упражнений, воздействующих на развитие
основных физических качеств человека (силы, ловкости, быстроты, гибкости и
координации);
•
объяснение правил, техники выполнения двигательных действий, анализ и
нахождение ошибок (с помощью учителя);
•
выполнение усвоенных акробатических и гимнастических комбинаций из
числа хорошо усвоенных (под руководством учителя);
•
выполнение легкоатлетических упражнений в беге и прыжках в
соответствии с возрастными и психофизическими особенностями;
•
выполнение основных технических действий и приемов игры в футбол,
баскетбол, волейбол (под руководством учителя) в условиях учебной и игровой
деятельности;
•
участие в подвижных и спортивных играх, осуществление их судейства;
•
знание некоторых особенностей физической культуры разных народов,
связи физической культуры с природными, географическими особенностями, традициями
и обычаями народа, понимать связи физической культуры с трудовой и военной
деятельностью;
•
объяснение правил, техники выполнения двигательных действий, анализ и
нахождение ошибок (с помощью учителя);
•
использование разметки спортивной площадки при выполнении физических
упражнений;
•
правильная ориентировка в пространстве спортивного зала и на стадионе;
•
размещение спортивных снарядов при организации и проведении
подвижных и спортивных игр правильное применение спортивного инвентаря,
тренажерных устройств на уроке физической культуры и во время самостоятельных
занятий.
Достаточный уровень:

•
знание об основных направлениях развития и формах организации
физической культуры и спорта в современном обществе (Олимпийской, Параолимпийское
движение, Специальные олимпийские игры);
•
самостоятельное применение правил профилактики травматизма в процессе
занятий физическими упражнениями;
•
определение основных показателей состояния человека и его физического
развития (длина и масса тела, частота сердечных сокращений) их сравнение их с
возрастной нормой;
•
составление (под руководством учителя) комплексов физических
упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности;
•
планирование и использование занятий физическими упражнениями в
режиме дня, организация отдыха и досуга с использованием средств физической
культуры;
•
выполнение общеразвивающих и корригирующих упражнений без
предметов, целенаправленно воздействующих на развитие основных физических качеств
человека;
•
самостоятельное выполнение упражнений по коррекции осанки и
телосложения;
•
организация и проведение занятий физической культурой с разной целевой
направленностью, отбор физических упражнений и их самостоятельное выполнение в
группах (под контролем учителя) с заданной дозировкой нагрузки;
•
применение способов регулирования нагрузки за счет пауз, чередования
нагрузки и отдыха, дыхательных упражнений;
•
подача строевых команд, ведение подсчёта при выполнении
общеразвивающих упражнений;
•
выполнение акробатических и гимнастических комбинаций на доступном
техническом уровне;
•
выполнение основных технических действий и приемов игры в футбол,
баскетбол, волейбол в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности;
•
выполнение передвижений на лыжах усвоенными способами;
•
знание особенностей физической культуры разных народов, связи
адаптивной физической культуры с природными, географическими особенностями,
традициями и обычаями народа;
•
адекватное взаимодействие с товарищами при выполнении заданий по
физической культуре;
•
самостоятельное объяснение правил, техники выполнения двигательных
действий, анализ и нахождение ошибок.
Содержание учебного предмета
Содержание программы отражено в 4 разделах: «Физическая культура»,
«Гимнастика», «Лыжная подготовка», «Легкая атлетика». Каждый из перечисленных
разделов включает некоторые теоретические сведения и материал для практической
подготовки обучающихся.
Физическая культура.
Чистота одежды и обуви. Правила утренней гигиены и их значение для человека.
Правила поведения на уроках физической культуры (техника безопасности). Чистота зала,
снарядов. Значение физических упражнений для здоровья человека. Формирование
понятий: опрятность, аккуратность. Физическая нагрузка и отдых.

Осанка. Физические качества. Понятия о предварительной и исполнительной
командах. Предупреждение травм во время занятий. Значение и основные правила
закаливания.
Уроки физической культуры строятся с учетом знаний структуры дефекта каждого
ученика, всех его потенциальных возможностей и специфических нарушений. Учитель
должен хорошо знать данные врачебных осмотров, вести работу в контакте с врачом
школы, знать о текущем состоянии здоровья учащихся.
Гимнастика.
Включены физические упражнения, которые позволяют корригировать различные
звенья опорно-двигательного аппарата, мышечные группы. На занятиях учащиеся должны
овладеть доступными им простейшими видами построений. Построения и перестроения
трудны для данной категории детей из-за нарушений ориентировки в пространстве.
Несмотря на трудность усвоения пространственно-двигательных упражнений, они
должны быть обязательным элементом каждого урока.
Упражнения общеразвивающего и корригирующего характера дают возможность
воздействовать не только на весь организм ребенка, но и на ослабленные группы мышц.
Наряду с упражнениями в исходных положениях сидя — стоя даются упражнения в
исходных положениях лежа для разгрузки позвоночника и более избирательного
воздействия на мышцы туловища. Упражнения такого рода оказывают положительное
влияние на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы. Они помогают
учащимся овладевать комплексом движений, выполнять их с данной амплитудой, в
соответствующем направлении, темпе, ритме. Учитель должен постоянно регулировать
физическую нагрузку подбором упражнений, изменением исходных положений, числом
повторений, интенсивностью и последовательностью их выполнений. С учетом
физического развития детей и специальных задач обучения в программе есть
самостоятельный раздел с перечнем упражнений, направленных на коррекцию дыхания,
моторики, осанки и др.
Обучение правильному дыханию в покое и при выполнении физических
упражнений помогает также более эффективной работе логопеда при постановке звуков, а
на уроках труда — правильному сочетанию дыхания с выполнением трудовых приемов.
Лыжная подготовка
Узнавание (различение) лыжного инвентаря (лыжи, палки, ботинки).
Транспортировка лыжного инвентаря. Соблюдение последовательности действий при
креплении ботинок к лыжам: удержание лыжи, поднесениеноска лыжного ботинка к краю
крепления, вставление носка лыжного ботинка в крепление, подъем пятки. Чистка лыж от
снега.
Стояние на параллельно лежащих лыжах. Выполнение ступающего шага: шаговые
движения на месте, продвижение вперед приставным шагом, продвижение в сторону
приставным шагом. Соблюдение последовательностидействий при подъеме после падения
из положения «лежа на боку»: приставление одной ноги к другой, переход в положение
«сидя на боку» (опора на правую руку), сгибание правой ноги в колене, постановка левой
ноги с опорой на поверхность, подъем в положение «стоя» с опорой на правую руку.
Выполнение поворотов, стоя на лыжах: вокруг пяток лыж (носков лыж), махом.
Выполнение скользящего шага без палок: одно (несколько) скольжений. Выполнение
попеременного двухшажного хода. Выполнение бесшажного хода. Преодоление подъемов
ступающим шагом(«лесенкой», «полуелочкой», «елочкой»). Выполнение торможения при
спуске со склона нажимом палок («полуплугом», «плугом», падением).

Лёгкая атлетика.
Традиционно включает ходьбу, бег, прыжки, метание. Занятия легкой атлетикой
помогают формированию таких жизненно важных двигательных навыков, как правильная
ходьба, бег, прыжки и метание. Обучение элементам легкой атлетики и их
совершенствование должно осуществляться на основе развития у детей быстроты,
ловкости, гибкости, силы, выносливости, быстроты реакции.
Особое место в данном разделе уделено метанию, так как при выполнении
упражнений в метании у детей развиваются точность, ловкость действий с предметами,
глазомер. Школьники учатся правильному захвату мяча (равномерно и с достаточной
силой), умению технически правильно выполнять бросок, распределять внимание на
захват мяча, на соизмерение полета мяча с ориентиром.
Межпредметные связи
Развитие устной речи: выделять имя существительное и имя прилагательное
как части речи; определять смысловое и содержательное отличия при использовании
различных прилагательных к одному и тому же существительному. Например: легкая,
тяжелая атлетика; лыжная, спортивная подготовка; оздоровительная, спортивная
гимнастика.
Математика: знать и четко представлять горизонтальное, вертикальное,
наклонное положения тела и его звеньев в пространстве при выполнении различных
гимнастических и спортивных упражнений.
География: знать горизонт, линию и стороны горизонта, выявлять на
местности особенности рельефа для определения наиболее эффективной схемы
двигательной деятельности при выполнении подвижных и спортивных упражнений на
пересеченной местности.
Планируемые результаты изучения предмета «Адаптивная Физическая культура» в
6 классе ФГОС
Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения ребенка в
овладении
социальными
(жизненными)
компетенциями. Во
время
обучения
целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только
качественную оценку. Во время обучения центральным результатом является появление
значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее
осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем
учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и
одноклассниками.
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание
результатов освоения СИПР в части данной предметной компетенции, разработанной на
основе АООП образовательной организации. Промежуточная (годовая) аттестация
представляет собой оценку результатов освоения СИПР в части данной предметной
компетенции и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года.
Оценивание проводится по результату наличия динамики в развитии
обучающегося, при этом заполняется «Лист наблюдений за развитием учащегося» с
помощью следующих критериев: положительная динамика, незначительная динамика,
отсутствие динамики. Результаты анализа
представляются в форме оценки,
характеризующей наличный уровень жизненной компетенции.
Главными требованиями при оценивании умений и навыков является создание
благоприятных условий для выполнения изучаемых упражнений и их качественное
выполнение:

−
−
−
−
−
−
−
−
−

как ученик овладел основами двигательных навыков;
как проявил себя при выполнении, старался ли достичь желаемого результата;
как понимает и объясняет разучиваемое упражнение;
как пользуется предлагаемой помощью и улучшается ли при этом качество
выполнения;
как понимает объяснение учителя, спортивную терминологию;
как относится к урокам;
каков его внешний вид;
соблюдает ли дисциплину.

Уровень

Критерии оценивания

I уровень
(высокий)

Самостоятельно выполняют упражнения, умело пользуются приёмами,
выполняют правильную последовательность при выполнении упражнений.
Умеют пользоваться навыками на практике.

II уровень
(средний)

Выполняют упражнения в целом соответствующей с высоким уровнем, но
нарушают правильную последовательность при выполнении упражнений и
при помощи учителя (по наводящим вопросам) восстанавливают
последовательность выполнения упражнений. Имеют место случаи
неправильного выполнения приёмов на практике.

III уровень

Выполняют нормативы в соответствии ниже среднему уровню. Не умеют
пользоваться навыками на практике, выполняют упражнения по
подражанию. Выполняют упражнения с помощью учителя. Нарушают
правильную последовательность при выполнении упражнений.

(ниже
среднего)

№
Физическая
культура 15

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

Гимнастика 14
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.

Лыжная
подготовка 21

28.
29.
30.
31.

Тематическое планирование
6 класс ФГОС УО (ИН)
Адаптивна физическая культура
(68 часов)
Тема урока
Бег для развития выносливости до 200
м. Инструктаж по ТБ
Кросс по пересечённой местности до 500 м.
Подвижные игры с бегом
Кросс по пересечённой местности до 800 м.
Контрольный норматив: бег без учёта времени до
600 м.
Игра как средство физкультуры. Инструктаж по ТБ
Подвижные игры с бегом: «Саки», «Пятнашки»,
«Волк в овраге», «День ночь».
Подвижные игры с бегом: «Салки», «Пятнашки»,
«Волк в овраге», «День ночь».
Подвижные игры с бегом: «Салки», «Пятнашки»,
«Волк в овраге», «День ночь».
Подвижные игры с бегом: «Салки», «Пятнашки»,
«Волк в овраге», «День ночь».
Эстафеты с предметами
Подвижные игры с прыжками: «Воробьи», «Через
кочки и пенёчки».
Подвижные игры с прыжками: «Воробьи», «Через
кочки и пенёчки».
Подвижные игры с мячом: «Салки с мячами»
«Горячая картошка»
Контрольный норматив: «Челночный бег» 3Х10 м.
Введение в гимнастику, строевые
упражнения. Инструктаж по ТБ
Корригирующие упражнения для формирования
осанки
Акробатика: перекаты, кувырки
Акробатика: перекаты, кувырки
Акробатика: стойки
Акробатика: стойки
Акробатика: комбинации упражнений
Акробатика: комбинации упражнений
Контрольный норматив: комплекс из трёх
акробатических упражнений
Висы и упоры
Лазанье и перелазанье
Контрольный норматив: сгибание туловища из
положения лёжа в сед за 1 мин.
Упражнения на равновесие
Опорные прыжки: в глубину
Знакомство с инвентарем
Подбор лыж

По
плану
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
Легкая атлетика 18
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.

Техника безопастности
Поведение на уроках лыжной подготовки.
Построение в колонну в шеренгу с лыжами
Выполнение команд в строю
Попеременный двухшажный ход (обучение)
Попеременный двухшажный ход (закрепление)
Подъем скользящим шагом (обучение)
Подъем скользящим шагом (закрепление)
Подъем "елочкой"(обучение)
Подъем "елочкой" (закрепление)
Подъем "лесенкой"(обучение)
Подъем "лесенкой" (закрепление)
Спуск в высокой стойке со склона (обучение)
Спуск в высокой стойке со склона (закрепление)
Поворот переступанием в движении (обучение)
Поворот переступанием в движении (закрепление)
Передвижение в быстром темпе (обучение)
Передвижение в быстром темпе (закрепление)
Обобщающий урок за четверть
Повторение раздела лёгкая атлетика. Инструктаж
по ТБ
Бег на короткие дистанции 15-20 м.
Бег на короткие дистанции 20-40м.
Бег на короткие дистанции 30 м., повторный бег 3
по 30м.
Эстафетный бег
Контрольный норматив: бег 30 м.
Прыжок в длину с места
Тройной прыжок в длину с места (обучение)
Тройной прыжок в длину с места (закрепление)
Прыжок в длину с разбега (обучение)
Прыжок в длину с разбега (закрепление)
Контрольный норматив: прыжок в длину с места
Метание малого мяча с места
Подвижные игры с бегом
Метание малого мяча с разбега
Подвижные игры с метанием
Подвижные игры
Обобщающий урок за четверть

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».