ПРИЛОЖЕНИЕ № 6 к Основной образовательной программе основного общего образования (утверждено Приказом директора Приказ № 52/2 от 30. 08. 2024 г.) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Адаптивная физическая кульура» (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) вариант 1 для обучающихся 9 класса с. Киргишаны 2024 ОГЛАВЛЕНИЕ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.................................................................. 3 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ....................................................................... 5 III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ............................................................... 7 IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .................................................... 15 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА I. Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR). ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Адаптивная физическая культура» относится к предметной области «Физическая культура» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» в 9 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю). Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Адаптивная физическая культура». Цель учебного предмета – всестороннее развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, повышении уровня их психофизического развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей, комплексной коррекции нарушений развития, социальной адаптации. Задачи обучения: − воспитание интереса к физической культуре и спорту; 3 − овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой, лыжной подготовкой) в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями обучающихся; − коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития; развития и совершенствование волевой сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, предупреждения проявлений деструктивного поведения (крик, агрессия, самоагрессия, стереотипии) в процессе уроков и во внеурочной деятельности); − воспитание нравственных качеств и свойств личности; − содействие военно- патриотической подготовке. − Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» в 9 классе определяет следующие задачи: − совершенствование ранее изученной техники выполнения строевых команд; − формирование умения подобрать разбег для прыжков и метания мяча на дальность; − совершенствование техники легко - атлетических упражнений; − совершенствование умений выполнять физические упражнения с предметами, с элементами акробатики и гимнастических на снарядах; − совершенствование умений передвигаться на лыжах изученными способами; − совершенствование техники и приемов в спортивных играх; − формирование мотивации к здоровому образу жизни; − формирование способности объективно оценивать свои возможности. 4 СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ II. Содержание программы отражено в разделах: «Знания о физической культуре», «Гимнастика», «Легкая атлетика», «Лыжная подготовка», «Спортивные игры». Каждый из перечисленных разделов включает некоторые теоретические сведения и материал для практической подготовки обучающихся. Программой предусмотрены следующие виды работы: − беседы о содержании и значении физических упражнений для повышения качества здоровья и коррекции нарушенных функций; − выполнение физических упражнений на основе показа учителя; − выполнение физических упражнений без зрительного сопровождения, под словесную инструкцию учителя; − самостоятельное выполнение упражнений; − занятия в тренирующем режиме; − развитие двигательных качеств на программном материале гимнастики, легкой атлетики, формирование двигательных умений и навыков в процессе подвижных игр. В связи с увеличением индивидуальных различий обучающихся дифференцируются задачи, содержание, темп программного материала, оценка их достижений. В процессе проведения уроков адаптивной физической культуры применяются специфические и общепедагогические методы физического воспитания. При обучении и закреплении движений применяются: методы строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный. В процессе совершенствования двигательных навыков в единстве с воспитанием двигательных качеств используются метод расчлененоконструктивного и целостно-конструктивного упражнения. 5 Содержание разделов № Количество часов Название раздела Контрольные работы (количество) В процессе обучения 14 1 Знания о физической культуре 2 Гимнастика 3 4 Легкая атлетика 20 Лыжная подготовка 16 5 Спортивные игры 18 Итого: 68 С учетом каждого региона вместо лыжной подготовки проводятся занятия на открытом воздухе: гимнастика, легкая атлетика, игры; катание на коньках. 6 III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные: − осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости, отслеживание результатов параолимпийских игр, специальной олимпиады международного и федерального уровней; − испытание чувства гордости школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей, достигнутых в соревнованиях различного уровня; − формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; − способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; − владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации; − формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей. Предметные: Минимальный уровень: − демонстрировать знания о физической культуре как системе разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья; − демонстрировать правильную осанку; видов стилизованной ходьбы под музыку; комплексов корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), осанки в движении, положений тела и его частей (в положении стоя); комплексов упражнений для укрепления мышечного корсета; 7 − понимать влияния физических упражнений на физическое развитие и развитие физических качеств человека; − планировать занятий физическими упражнениями в режиме дня (под руководством учителя); − выбирать (под руководством учителя) спортивную одежду и обувь в зависимости от погодных условий и времени года; − знать основные физические качества человека: сила, быстрота, выносливость, гибкость, координация; − демонстрировать жизненно важные способы передвижения человека (ходьба, бег, прыжки, лазанье, ходьба на лыжах, плавание); − определять индивидуальные показатели физического развития (длина и масса тела) (под руководством учителя); − выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и учебной деятельности; − демонстрировать акробатические и гимнастические комбинации из числа усвоенных (под руководством учителя); − участвовать со сверстниками в подвижных и спортивных играх; − взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований; − иметь представления об особенностях физической культуры разных народов, связи физической культуры с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями народа; − оказывать посильную помощи сверстникам при выполнении учебных заданий; − применять спортивный инвентарь, тренажерных устройств на уроке физической культуры. 8 Достаточный уровень: − иметь представление о состоянии и организации физической культуры и спорта в России, в том числе о Параолимпийских играх и Специальной олимпиаде; − выполнять общеразвивающие и корригирующие упражнения без предмета: упражнения на осанку, на контроль осанки в движении, положений тела и его частей стоя, сидя, лёжа; комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета; − выполнять строевые действия в шеренге и колонне; − знать виды лыжного спорта, демонстрировать технику лыжных ходов; знать температурные нормы для занятий; − планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры; − знать и измерять индивидуальные показатели физического развития (длина и масса тела), − подавать строевые команды, везти подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений (под руководством учителя); − выполнять акробатические и гимнастические комбинации на доступном техническом уровне; − участвовать в подвижных играх со сверстниками, осуществлять их объективное судейство; взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований; − знать особенности физической культуры разных народов, связи физической культуры с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями народа; − доброжелательно и уважительно объяснять ошибки при выполнении заданий и предлагать способы их устранения; 9 − объяснять правила, технику выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки (с помощью учителя); − пользоваться спортивным инвентарем и тренажерным оборудованием; − правильно ориентироваться в пространстве спортивного зала и на стадионе; − правильно размещать спортивные снаряды при организации и проведении подвижных и спортивных игр. Система оценки достижений Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: − 0 баллов - нет фиксируемой динамики; − 1 балл - минимальная динамика; − 2 балла - удовлетворительная динамика; − 3 балла - значительная динамика. Успеваемость по предмету «Адаптивная физическая культура» в 9 классах определяется отношением обучающегося к занятиям, степенью формирования учебных умений и навыков с учётом индивидуальных возможностей, а также осуществляется учёт знаний в области гигиены, теоретических сведений по физкультуре. В целях реализации индивидуального и дифференцированного подхода при развитии двигательных способностей обучающиеся класса делятся на группы с учётом их двигательных и интеллектуальных способностей. В процессе обучения осуществляется контроль по усвоению тем определённого раздела программы, который будет отражать индивидуальные достижения учащихся, усвоение учебного материала за 10 курс 9 класса, что позволяет учителю делать выводы об эффективности проводимой коррекционно-образовательной работы по адаптивной физической культуре. Обязательным для учителя является контроль уровня физического развития и двигательной активности учащихся. Два раза в год (в начале и в конце учебного года) проводится тестирование уровня физической подготовленности, чтобы иметь объективные исходные оценки на начало учебного года и в конец учебного года, отследить динамику в развитии конкретных координационных и физических качеств. Тесты для обучающихся в 9 классе: − бег 100м; − прыжок в длину с места; − сгибание и разгибание рук, в упоре лёжа (мальчики); − наклон вперёд из положения, стоя с прямыми ногами на гимнастической скамейке; − поднимание туловища, лёжа на спине, руки за голову; − бег на 500 м.; 1000 м; При оценке выполнения тестов обучающимися с лёгкой умственной отсталостью (вариант 1) учитель применяет особый подход при принятии учебных нормативов и использует адаптированные критерии, разрабатываемые индивидуально (или дифференцированно) с учётом двигательных и конкретного класса. интеллектуальных Возрастных возможностей нормативов для обучающихся обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) нет. Учитель руководствуется планируемыми результатами освоения программы по предмету и ориентируется на возможности обучающихся с достаточным и минимальным уровнем освоения учебного материала. 11 Адаптированные учебные нормативы и испытания (тесты) усвоения физических умений и развития физических качеств у обучающихся 9 класса Обучающиеся, допущенные к занятиям адаптивной физической культурой по состоянию здоровья, проходят два раза в год испытания (тесты). Для каждой возрастной ступени разработаны нормативы с учётом возможностей дифференцированных групп обучающихся. 1. Цель проведения тестов в начале учебного года: определение функционального состояния обучающихся, уровня физического развития. 2. Цель проведения тестов в конце учебного года: отслеживание динамики усвоения умений, навыков и уровня физической подготовленности. Место проведения: спортивная площадка, спортивный зал. Оборудование: спортивная форма, секундомер, гимнастический коврик, рулетка, свисток, флажок. Проведение: после предварительной подготовки организма, учитель даёт инструкцию по выполнению предстоящего теста, затем вызывает по одному (два) обучающемуся для сдачи определённого вида испытания. Действия, которые оцениваются при выполнении испытаний (тестов) у обучающихся с достаточным уровнем освоения планируемых результатов: 1. Бег на 100 м: пробежать расстояние с максимальной скоростью, за наименьшее время. 2. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами: выполнить прыжок вперёд на максимальное расстояние, не заступая носками на черту и приземлиться на две ноги. 3. Сгибание и разгибание рук, в упоре лёжа на полу – отжаться от пола максимальное количество раз. 12 4. Подтягивание из виса лёжа на перекладине (девочки): подтянуться максимальное количество раз. 5. Наклон вперёд из положения, стоя с прямыми ногами на полу: а) касание ладонями пола; б) пальцами рук пола; в) нижней части голени, не сгибая колени. 6. Поднимание туловища из положения, лёжа на спине, руки на затылке (оптимальное количество раз за 1 мин.). 7. Преодолеть расстояние за наименьшее время: бег на 1000 м Действия, которые оцениваются при выполнении испытаний (тестов) у обучающихся с минимальным уровнем освоения планируемых результатов: 1. Бег 100 м: пробежать расстояние в среднем темпе, с правильной постановкой стоп, в ходе передвижения – правильное сочетание рук и ног, не задерживая дыхание. 2. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами: по возможности выполнить прыжок в длину, не заступая носками за линию с правильным взмахом рук и мягко приземлиться на две ноги. 3. Удерживание «планки» в упоре лёжа на предплечьях, по состоянию здоровья, по возможности. 4. Наклон вперёд из положения, стоя с прямыми ногами на полу: по возможности выполнить наклон с касанием пальцами рук пола, нижней части голени с наименьшим сгибанием колен. 5. Поднимание туловища из положения, лёжа на спине, руки скрестно на плечи (количество раз 30 сек - 1 мин.), по необходимости – с помощью рук. 6. Бег в медленном, среднем темпе на 500 м без учёта времени, допускается по необходимости комбинированное передвижение (чередование бега и ходьбы) без учёта времени. 13 Учебные нормативы* и испытания (тесты) развития физических качеств, усвоения умений, навыков по адаптивной физической культуре (9 класс) Виды № испытаний Показатели (тесты) п./ Учащиеся п. Оценка Мальчики «3» Бег 1 100 м. (сек.) Девочки «4» «5» «3» «4» «5» 14,7/18,0 14,3/17,4 13,9/17,0 18,2/20,5 17,8/20,0 16,5/19,5 28/22 38/29 48/37 18/12 28/17 35/25 185/130 205/140 225/160 155/105 165/125 180/145 20/9 24/10 30/12 8/5 9/6 15/8 +4 +6 +12 +5 +7 +15 5,35/6,50 5,15/6, 20 4,35/5,36 6,15/8,05 5,53/7,30 5,16/6,40 Поднимание 2 туловища из положения, лёжа на спине (количество раз за 1м.) Прыжок 3 в длину с места толчком двумя ногами (см.) Сгибание 4 и разгибание рук в упоре лёжа на полу (количество раз) Наклон 5 вперёд из и.п. стоя с прямыми ногами на гимнастической скамейке (см ниже уровня скамейки) Бег 6 на 1 км (мин, сек.) *данные нормативы являются относительными и усреднёнными и требуют корректировки (адаптации) с учётом уровня психофизического развития и подготовленности обучающихся конкретного класса 14 № Тема предмета Кол-во часов IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Программное содержание Дифференциация видов деятельности Минимальный уровень Достаточный уровень Легкая атлетика– 8 часов 1 Инструктаж по техники безопасности на уроках легкой атлетики. Прохождение на время отрезков от 100-300 м 1 Беседа о правилах техники безопасности на занятиях легкой атлетикой. Прохождение отрезков с максимальной скоростью. Выполнение бега с различного старта на 60 м Выполнение прыжка в длину 2 Пешие переходы по пересеченной местности до 3-4 км 1 Совершение пешеходных переходов на заданную дистанцию. Выполнение бега на дистанцию 100 м с преодолением препятствий 3 Медленный бег с равномерной скоростью от 6 до 10 минут 1 Выполнение бега легко и свободно, без лишних движений. Выполнение специальных беговых упражнений Эстафетный бег 4*100 м Слушают инструктаж и зрительно воспринимают образец поведения на уроках физической культуры (техника безопасности). Проходят отрезки до 200 м. Выполняют бег а различного старта на 60 м Выполняют ходьбу с заданиями, пешие переходы по местности до 3 км. Выполняют бег на дистанцию 100 м с преодолением 3 препятствий Выполняют медленный бег в равномерном темпе до 3-5 минут. Выполняют специальные беговые упражнения на меньшей дистанции. Слушают инструктаж и зрительно воспринимают образец поведения на уроках физической культуры (техника безопасности). Проходят отрезки от 100 до 300 м. Выполняют бег а различного старта на 100 м Выполняют ходьбу с заданиями, пешие переходы по местности до 4 км. Выполняют бег на дистанцию 100 м с преодолением 5 препятствий Выполняют медленный бег в равномерном темпе до 610 минут. Выполняют специальные беговые упражнения Пробегают эстафету 4*100 15 4 Бег с изменением скорости по ориентирам и сигналу учителя до 6 мин 1 5 Прыжки с ноги на ногу до 10-15 м с приземлением на две ноги 1 6 Прыжки со скакалкой до 2 мин 1 Пробегают эстафету 4*60 м Выполнение бега с Выполняют специальные изменением скорости по беговые упражнения ориентирам и сигналу на меньшей дистанции. учителя до 6 мин. Выполняют бег с Выполнение перепрыгивания изменением скорости по через набивные мячи ориентирам и сигналу (расстояние 80-100 см, длина учителя до 4 мин. 4 метра) Перепрыгивают через набивные мячи (расстояние 80-100 см, длина 3 метра) Выполнение специальных Выполняют специальные беговых упражнений беговые упражнения на Выполнение многоскоков с меньшей дистанции. мягким приземлением на две Выполняют прыжки в ноги. шаге с приземлением на Выполнение толкания обе ноги до 10 м. набивного мяча весом 3-4кг Толкают набивной мяч весом 2- 3 кг Выполнение медленного бега Выполняют бег в 6 мин. чередовании с ходьбой 6 Перепрыгивание с одной мин. ноги на другую, выполнение Выполняют прыжки через прыжков на двух ногах через скакалку на месте в вращающуюся скакалку равномерном темпе 1 мин. вперед, назад с Метают различные промежуточным подскоком предметы из мягких до 15-20 секунд. материалов весом 100-150 Выполнение метания г в цель различных предметов из м Выполняют специальные беговые упражнения. Выполняют бег с изменением скорости по ориентирам и сигналу учителя до 6 мин. Перепрыгивают через набивные мячи (расстояние 80-100 см, длина 4 метра) Выполняют специальные беговые упражнения. Выполняют прыжки в шаге с приземлением на обе ноги до 15 м. Толкают набивной мяч весом 4 кг со скачка в сектор Выполняют медленный бег 6 мин. Выполняют прыжки через скакалку на месте в равномерном темпе до 2 мин. Метают различные предметы из мягких материалов весом 100-150 г в цель 16 мягких материалов весом 100-150 г в цель 7 Бег на 60 м 1 8 Бег на средние дистанции(500 м) 1 10 Вырывание и выбивание мяча в парах 1 11 Вырывание и выбивание мяча в парах 1 Выполнение повторного бега Выполняют бег на 60 м -2 из исходного положения раза за урок. Метают высокого старта. различные предметы из Выполнение метания мягких материалов весом различных предметов из 100-150 г на дальность мягких материалов весом 100-150 г на дальность Выполнение специальных Выполняют специальные беговых упражнений. беговые упражнения. Выполнение бега на средней Бегут кросс на дистанцию дистанции 300 м. Выполнение метания Метают несколько мячей нескольких мячей в в различные цели из различные цели из различных исходных различных исходных положений положений Спортивные игры – 10 часов Выполнение упражнений с Выполняют ходьбу в набивными мячами: броски колонне по одному (на мяча с близкого расстояния, носках, на пятках). с разных позиций и Выполняют комплекс расстояния. общеразвивающих Выполняют ведение мяча с упражнений. Выполняют Выполняют бег на 60 м -4 раза за урок. Метают различные предметы из мягких материалов весом 100-150 г на дальность Выполняют специальные беговые упражнения. Бегут кросс на дистанцию 500 м. Метают несколько мячей в различные цели из различных исходных положений Выполняют ходьбу в колонне по одному (на носках, на пятках). Выполняют комплекс общеразвивающих 17 передачей, с последующим броском в кольцо. Демонстрирование стойки баскетболиста, выполнение защитных действий против игрока без мяча и с мячом 12 Ведение мяча шагом с обводкой препятствий 1 13 Передача мяча и ловля в движении бегом в парах и тройках 1 14 Бросок по корзине двумя руками от груди в движении. 1 Выполнение упражнений с набивными мячами: броски мяча с близкого расстояния, с разных позиций и расстояния. Выполняют ведение мяча с передачей, с последующим броском в кольцо. Выполнение передвижений с мячом, демонстрирование техники ведения мяча упражнения с набивными мячами. Ведут, бросают. Выполняют вырывание и выбивание мяча в парах ( на основе образца учителя) Выполняют ходьбу в колонне по одному. Выполняют комплекс общеразвивающих упражнений. Выполняют упражнения с набивными мячами. Ведут, бросают. Выполняют ведение мяча шагом с изменением направлений (без обводки) Выполнение передачи мяча Выполняют ходьбу в двумя и одной рукой в парах колонне по одному. в движении. Выполнение Выполняют комплекс бросков по корзине двумя общеразвивающих руками от груди с места, упражнений. Передают демонстрирование элементов мяч двумя и одной рукой техники баскетбола в парах в движении. Выполняют броски по корзине двумя руками от груди с места Выполнение передачи мяча Выполняют ходьбу в двумя и одной рукой в парах колонне по одному. в движении. Выполнение Выполняют комплекс бросков по корзине двумя общеразвивающих упражнений. Выполняют упражнения с набивными мячами. Ведут, бросают. Выполняют вырывание и выбивание мяча в парах Выполняют ходьбу в колонне по одному (на носках, на пятках). Выполняют комплекс общеразвивающих упражнений. Выполняют упражнения с набивными мячами. Ведут, бросают. Выполняют ведение мяча шагом с изменением направлений Выполняют ходьбу в колонне по одному. Выполняют комплекс общеразвивающих упражнений. Передают мяч двумя и одной рукой в парах в движении. Выполняют броски по корзине двумя руками от груди с места Выполняют ходьбу в колонне по одному. Выполняют комплекс общеразвивающих 18 15 Бросок по корзине, одной рукой от плеча Учебная игра по упрощенным правилам. 1 16 Бросок по корзине, одной рукой от плеча Учебная игра по упрощенным правилам. 1 17 Зонная защита. Учебная игра по упрощенным правилам 1 18 Зонная защита. Учебная игра по упрощенным правилам 1 руками от груди в движении, упражнений. Передают демонстрирование элементов мяч с продвижением техники баскетбола вперед и бросают мяч в корзину двумя руками от груди с места Выполнение передачи мяча Выполняют ходьбу в двумя и одной рукой в колонне по одному. тройках в движении. Выполняют комплекс Выполнение бросков по общеразвивающих корзине двумя руками от упражнений. Передают груди, демонстрирование мяч двумя и одной рукой элементов техники в тройках в движении. баскетбола. Выполнение Выполняют штрафные бросков мяча в корзину с броски. Играют в учебную различных положений игру( с помощью педагога) Выполняют ходьбу в Выполняют ходьбу в колонне по одному. колонне по одному. Выполняют комплекс Выполняют комплекс общеразвивающих общеразвивающих упражнений. Выполняют упражнений. Осваивают ходьбу в колонне по одному. зонную защиту. Ведут, Выполняют комплекс бросают, подбирают мяч в общеразвивающих процессе учебной игры. упражнений. Освоение Осуществляют понятия зонная защита. практическое судейство (с Демонстрирование помощью педагога) элементов техники баскетбола. Учебная игра в баскетбол по упрощенным правилам упражнений. Передают мяч с продвижением вперед и бросают мяч в корзину двумя руками от груди в движении Выполняют ходьбу в колонне по одному. Выполняют комплекс общеразвивающих упражнений. Передают мяч двумя и одной рукой в тройках в движении. Выполняют штрафные броски. Играют в учебную игру. Выполняют ходьбу в колонне по одному. Выполняют комплекс общеразвивающих упражнений. Выполняют зонную защиту. Ведут, бросают, подбирают мяч в процессе учебной игры. Осуществляют практическое судейство (с помощью педагога) 19 19 Упражнения на гимнастической стенке 1 20 Упражнения с гимнастическими палками. Кувырок вперед 1 21 Упражнения на формирования правильной осанки. Кувырок назад 1 22 Дыхательные упражнения. «Полушпагат», руки в стороны 1 Гимнастика - 14 часов Выполнение упражнений на Выполняют упражнения гимнастической стенке на гимнастической стенке по инструкции и по показу учителя Выполнение упражнений с Совмещают движения предметом, совмещая палки с движениями движения палки с туловища, ног. движениями туловища, ног. Выполняют 4-6 Выполнение элемента упражнений с акробатики гимнастической палкой. Выполняют кувырок вперёд (по состоянию здоровья, по возможности) Выполнение упражнений на Выполняют ходьбу в сохранение правильного колонне по одному. положения тела в движении Выполняют комплекс и стоя на месте общеразвивающих упражнений. Сохраняют правильное положение тела по инструкции и по показу учителя. Выполняют кувырок назад (по состоянию здоровья, по возможности) Выполнение дыхательных Выполняют дыхательные упражнений при выполнении упражнения: полное упражнений различной углубленное дыхание с интенсивности. различными движениями Выполнение «полушпагата», рук, дозированное руки в стороны дыхание в ходьбе с Выполняют упражнения на гимнастической стенке Совмещают движения палки с движениями туловища, ног. Выполняют 4-6 упражнений с гимнастической палкой. Выполняют кувырок вперёд (по состоянию здоровья, по возможности) Выполняют ходьбу в колонне по одному. Выполняют комплекс общеразвивающих упражнений. Сохраняют правильное положение тела. Выполняют кувырок назад (по состоянию здоровья, по возможности) Выполняют дыхательные упражнения: полное углубленное дыхание с различными движениями рук, дозированное дыхание в ходьбе с движениями рук 20 23 Упражнения в расслаблении мышц. Мост из положения лежа на спине. 1 Выполнение упражнений на расслабление мышц, простых элементов самомассажа. Выполнение упражнения мост из положения лёжа на спине 24 Переноска груза и передача предметов. Стойка на лопатках. 1 Выполнение передачи набивного мяча (3 кг) в колонне справа/слева, передача нескольких предметов в кругу. Выполнение стойки на лопатках 25 Разновидности равновесий (на бревне). Акробатическая комбинация 1 Демонстрирование элементов акробатики. Сохранение равновесия на ограниченной поверхности 26 Упражнения с обручем. 1 Выполнение упражнений в движениями рук в различных направлениях по инструкции и по показу учителя. Выполняют «полушпагат» Выполняют ходьбу в колонне по одному. Выполняют комплекс общеразвивающих упражнений. Рационально меняют напряжение/ расслабление мышц меньшее количество раз. Выполняют мост из положения лёжа на спине (по возможности) Выполняют передачу набивного мяча (3 кг) в колонне справа/слева, передача нескольких предметов в кругу. Выполняют стойку на лопатках перекатом назад из упора присев Выполняют упражнения на равновесие. Выполняют элементы акробатики по возможности, состоянию здоровья Выполняют ходьбу в в различных направлениях. Выполняют «полушпагат» Выполняют ходьбу в колонне по одному. Выполняют комплекс общеразвивающих упражнений. Рационально меняют напряжение/ расслабление мышц. Выполняют мост из положения лёжа на спине (по возможности) Выполняют передачу набивного мяча (3 кг) в колонне справа/слева, передача нескольких предметов в кругу. Выполняют стойку на лопатках перекатом назад из упора присев Выполняют упражнения на равновесие. Выполняют элементы акробатики по возможности, состоянию здоровья Выполняют ходьбу в 21 Акробатическая комбинация 27 Упражнения со скакалкой Опорный прыжок 1 28 Упражнения с набивными мячами. Опорный прыжок 1 29 Упражнения с сопротивлением. Разновидности прыжков, ходьбы, поворотов, пробежек на скамейке 1 пролезании сквозь ряд обручей, катании, пролезании в катящийся обруч, набрасывании и снимании со стойки, вращении в движении при ходьбе, ходьбе внутри обруча, прыжках внутрь, влево, вправо, вперед и назад с продвижением вперед. Выполнение акробатической комбинации Выполнение упражнений со сложенной скакалкой в различных исходных положениях, прыжки через скакалку на двух и одной ноге. Выполнение наскока в упор, стоя на коленях, переход в упор присев, соскок Выполнение бросков и ловли, передвижение с мячом в руках, выполнение опорного прыжка через козла Выполнение упражнений с элементами единоборств, сохранение равновесия при движении по бревну колонне по одному. Выполняют комплекс общеразвивающих упражнений. Выполняют упражнения с обручем и акробатическую комбинацию по возможности и состоянию здоровья колонне по одному. Выполняют комплекс общеразвивающих упражнений. Выполняют упражнения с обручем и акробатическую комбинацию по возможности и состоянию здоровья Выполняют мост, комплекс упражнений со скакалкой с помощью педагога. Выполняют наскок в упор, стоя на коленях, переход в упор присев, соскок Выполняют мост, комплекс упражнений со скакалкой. Выполняют наскок в упор, стоя на коленях, переход в упор присев, соскок Выполняют переноску, передачу мяча сидя, лежа в различных направлениях ( весом 1-2 кг). Выполняют прыжок в упор, стоя на коленях Выполняют повороты с различными движениями рук, с хлопками под ногой, повороты на носках, комплекс Выполняют переноску, передачу мяча сидя, лежа в различных направлениях ( весом 2-3 кг). Выполняют прыжок в упор, стоя на коленях Выполняют повороты с различными движениями рук, с хлопками под ногой, повороты на носках, прыжки с продвижением 22 30 Выполнение несложных комбинаций на скамейке 1 31 Преодоление полосы препятствий 1 32 Лазанье различными способами 1 33 Одновременный бесшажный ход 1 упражнений с сопротивлением меньшее количество раз Составление и выполнение Выполняют упражнения комбинации на скамейке на равновесие с помощью педагога Преодоление полосы Преодолевают препятствий: канат, препятствия с гимнастическая стенка, перелезанием через них, конь(козел), бревно подлезанием под ними ( 23 препятствий) с помощью педагога Выполнение лазания Выполняют ходьбу в различными способами колонне по одному. Выполняют комплекс общеразвивающих упражнений. Выполняют лазание различными способами по возможности Лыжная подготовка – 16 часов Инструктаж о правилах Слушают инструктаж, поведения и значение отвечают на вопросы занятий лыжным спортом учителя с опорой на для трудовой деятельности визуальный план. человека. Выполнение Выполняют строевые строевых команд и приемов. действия с лыжами. Передвижение по учебному Передвигаются по кругу попеременным учебному кругу двухшажным ходом. попеременным Ознакомление с техникой двухшажным ходом. передвижения Осваивают технику вперед ( на полу), комплекс упражнений с сопротивлением Выполняют упражнения на равновесие Преодолевают препятствия с перелезанием через них, подлезанием под ними Выполняют ходьбу в колонне по одному. Выполняют комплекс общеразвивающих упражнений. Выполняют лазанье различными способами Слушают инструктаж, участвуют в беседе, отвечают на вопросы учителя. Выполняют строевые действия с лыжами. Передвигаются по учебному кругу попеременным двухшажным ходом. Выполняют передвижение 23 одновременным бесшажным ходом 1 Преодоление дистанции на лыжах изученными способами передвижения передвижения одновременного бесшажного хода Обосновывают значимость лыжной подготовки как способа формирования прикладных умений и навыков в трудовой деятельности человека (при необходимости, с помощью учителя, по наводящим вопросам). Осваивают технику передвижения попеременным двухшажным и одновременным бесшажным ходом Передвигаются по кругу 100-150 м (девочки-1 раз, мальчики- 2 раза). Осваивают изученные способы подъема по склону на лыжах Передвигаются на лыжах до 1 км(девочки), до 1,5 км (мальчики) 1 Выполнение поворота на месте махом назад к наружи на лыжах. Выполняют поворот на месте махом назад к наружи на лыжах. 34 Одновременный одношажный и двухшажный ход 1 35 Одновременный одношажный и двухшажный ход 1 36 Лыжные эстафеты по кругу 300-400 м 1 37 Лыжные эстафеты по кругу 300-400 м Прохождение на лыжах дистанции до 2 км девушки, до 2,5 км юноши Поворот на месте махом назад к наружи 1 38 39 Беседа о значение занятий лыжным спортом для трудовой деятельности человека. Передвижение по учебному кругу попеременным двухшажным и одновременным бесшажным ходом Выполнение лыжных эстафет по кругу. Выполнение подъема по склону изученными способами одновременным бесшажным ходом Выполняют поворот на месте махом назад к наружи на лыжах. Обосновывают значимость лыжной подготовки как способа формирования прикладных умений и навыков в трудовой деятельности человека. Совершенствуют попеременный двухшажный и одновременным бесшажный ход Участвуют в эстафетах на лыжах. Выполняют подъем по склону на лыжах Передвигаются на лыжах до 2 км до 2 км девушки, до 2,5 км юноши 24 Передвижение до 2 км 40 Прохождение отрезков до100 м 1 Прохождение на лыжах отрезок на скорость. Выполнение подъема по склону и спуск изученными способами на лыжах 41 Спуск в средней и высокой стойке со склона, подъем «лесенкой», «ёлочкой» с соблюдением техники безопасности Спуск в средней и высокой стойке со склона, подъем «лесенкой», «ёлочкой» с соблюдением техники безопасности Поворот на параллельных лыжах при спуске на лыжне Поворот на параллельных лыжах при спуске на лыжне 1 Сохранение равновесия при спуске со склона в высокой стойке, демонстрирование изученной техники подъема. Преодоление бугров и впадин на лыжах Прохождение дистанции 34 км по слабопересеченной местности Прохождение дистанции 34 км по среднепересеченной местности 1 42 43 44 45 46 1 1 1 1 Выполнение лыжных эстафет по кругу. Выполнение поворота на лыжах. Прохождение дистанции 3-4 км по слабопересеченной местности Передвигаются на лыжах попеременным двухшажным ходом меньшее расстояние Проходят на скорость отрезок на время до 100 м 2-3 раза. Осваивают изученные способы подъема по склону на лыжах Выполняют подъем ступающим шагом, «ёлочкой», спуск с в высокой стойке. Осваивают технику преодоления бугров и впадин на лыжах ( по возможности) Передвигаются на лыжах попеременным двухшажным ходом Передвигаются по кругу 100-150 м (девочки-1 раз, мальчики- 2 раза). Выполняют повороты переступанием на месте Проходят на лыжах дистанцию 1-3 км по среднепересеченной местности Участвуют в эстафетах на лыжах. Выполняют повороты переступанием в движении Проходят на скорость отрезок на время до 100 м 4-5 раз. Выполняют подъем по склону на лыжах Выполняют подъем «лесенкой», «ёлочкой», спуск в средней и высокой стойке. Преодолевают бугры и впадины на лыжах Проходят на лыжах дистанцию 3-4 км по среднепересеченной местности 25 47 48 49 50 51 Прохождение дистанции 2 км на время Прохождение дистанции 2 км на время 1 Прохождение дистанции на лыжах за урок. Проходят дистанцию без учета времени 1-2 км. Отбивание мяча то одной, то другой стороной ракетки. Удары по мячу ракеткой на высоту 40-60 см – стоя и в движении вперед шагом с перемещением в сторону. Удар толчком справа, слева Совершенствование ранее изученной техники стойки теннисиста, короткой и длинной подачи мяча 1 Спортивные игры- 8 Жонглирование теннисным мячом, выполнение отбивания мяча стороной ракетки, передвижение, выполнение ударов со стандартных положений часов Выполняют ходьбу в колонне по одному. Выполняют комплекс общеразвивающих упражнений. Дифференцируют разновидности ударов с помощью учителя Выполняют ходьбу в колонне по одному. Выполняют комплекс общеразвивающих упражнений. Выполняют ходьбу в колонне по одному. Выполняют комплекс общеразвивающих упражнений. Выполняют подачу и прием теннисного мяча. Играют в одиночную учебную игру Выполняют ходьбу в колонне по одному. Выполняют комплекс общеразвивающих упражнений. Осваивают 1 Выполнение стойки теннисиста и подачи мяча. Одиночная игра Техника отбивания мяча над столом, за ним и дальше от него. Упрощенные правила игры 1 Выполнение отбивания мяча ракеткой. Одиночная игра Проходят дистанцию 2 км на время. 1 Выполняют ходьбу в колонне по одному. Выполняют комплекс общеразвивающих упражнений. Дифференцируют разновидности ударов Выполняют ходьбу в колонне по одному. Выполняют комплекс общеразвивающих упражнений. Дифференцируют разновидности подач. Играют в одиночную учебную игру Выполняют ходьбу в колонне по одному. Выполняют комплекс общеразвивающих упражнений. Выполняют 26 52 Парная учебная игра в настольный теннис 1 Учебная игра в настольный теннис 53 Верхняя прямая подача 1 54 Прямой нападающий удар через сетку с шагом. Блокирование нападающих ударов 1 Выполнение упражнений с набивными мячами. Выполнение верхней прямой подачи Выполнение прямого нападающего удара через сетку, блокирование 55 Передача мяча в зонах 1 Выполнение прыжков вверх на месте, у сетки. Выполнение передачи мяча в 6,3,4; 5,3,4 зонах 56 Переход по площадке после потери мяча. Учебная игра в волейбол 1 Знание правил перехода по площадке. Выполнение игровых действий, соблюдая правила игры отбивание мяча. Играют в одиночную учебную игру отбивание мяча. Играют в одиночную учебную игру Выполняют ходьбу в колонне по одному. Выполняют комплекс общеразвивающих упражнений. Демонстрируют элементы техники приема мяча после подачи. Играют в одиночную учебную игру Выполняют упражнения с набивными мячами. Выполняют нижнюю подачу После показа учителя выполняют нападающий удар, блокируют мяч с помощью учителя Выполняют ходьбу в колонне по одному. Выполняют комплекс общеразвивающих упражнений. Демонстрируют элементы технике в парной игре. Прыгают вверх с места и с шага, у сетки (2-3 серии по 3-5 раз). Передают мяч в 6,3,4; 5,3,4 зонах Выполняют переход по площадке, играют в учебную игру с помощью учителя Выполняют упражнения с набивными мячами. Выполняют верхнюю прямую подачу После показа учителя выполняют нападающий удар. Выполняют блокирование нападающих ударов Прыгают вверх с места и с шага, у сетки (3-6 серий по 5-10 раз). Передают мяч в 6,3,4; 5,3,4 зонах Выполняют переход по площадке, играют в учебную игру 27 57 Бег на 60 м 1 58 Бег на средние дистанции (800 м) 1 59 Специальные упражнения в длину 1 60 Прыжок в длину с разбега. Бег на скорость до 60 м 1 Легкая атлетика – 12 часов Выполнение специальных Выполняют специальные беговых упражнений. беговые упражнения. Выполнение бега с Выполняют бег с различного старта на 60 м. различного старта на 60 м. Выполнение прыжков со Выполняют прыжки на скакалкой на одной ноге одной ноге, со скакалкой на месте (5-10 сек.) Выполнение специальных Выполняют специальные беговых упражнений. беговые упражнения. Выполнение бега на средней Бегут кросс на дистанцию дистанции 600 м. Выполнение метания Метают несколько мячей нескольких мячей в в различные цели из различные цели из различных исходных различных исходных положений положений Выполнение специальных Выполняют специальные прыжковых упражнений. упражнения на прыжки в Выполнение прыжка в высоту меньшее высоту с разбега способом количество раз. «перешагивание» Выполняют прыжок в высоту с разбега способом «перешагивание» Выполнение упражнений в Выполняют ходьбу в подборе разбега для колонне по одному. прыжков в длину. Выполняют комплекс Ускорение на отрезке 60 м общеразвивающих упражнений. Выполняют прыжки в длину с небольшого разбега меньшее количество раз. Выполняют специальные беговые упражнения. Выполняют бег с различного старта на 60 м. Выполняют прыжки на одной ноге, со скакалкой на месте (10-15 сек.) Выполняют специальные беговые упражнения. Бегут кросс на дистанцию 800 м. Метают несколько мячей в различные цели из различных исходных положений Выполняют специальные упражнения на прыжки в высоту. Выполняют прыжок в высоту с разбега способом «перешагивание» Выполняют ходьбу в колонне по одному. Выполняют комплекс общеразвивающих упражнений. Выполняют прыжки в длину с разбега. Выполняют бег на скорость 60 м с низкого старта 4- раза 28 61 Эстафетный бег (4 * 100 м) 1 Выполнение специальных беговых упражнений. Демонстрирование техники передачи эстафетной палочки. Выполнение эстафетного бега 62 Метание теннисного мяча на дальность с полного разбега по коридору 10 м. 1 Метание мяча с полного разбега на дальность по коридору 10 м. Распределение своих сил по дистанции, увеличивая и уменьшая скорость бега 63 Прыжок в высоту с разбега способом «перешагивание» 1 64 Прыжок в длину с места 1 Выполнение специальных прыжковых упражнений на прыжки в высоту. Демонстрирование техники выполнения прыжка в высоту с разбега способом «перешагивание» Выполнение специальных прыжковых упражнений на прыжки в длину. Выполняют бег на скорость 60 м с низкого старта 2 раза Выполняют ходьбу в колонне по одному. Выполняют комплекс общеразвивающих упражнений. Выполняют специальные беговые упражнения. Выполняют эстафетный бег с этапами до 80 м Выполняют ходьбу в колонне по одному. Выполняют комплекс общеразвивающих упражнений. Выполняют метание малого мяча на дальность с места (коридор 10 м). Бегут кросс на дистанции 2 км Выполняют специальные прыжковые упражнения на прыжки в высоту. Выполняют прыжок в высоту с разбега способом «перешагивание» меньшее количество раз Выполняют специальные прыжковые упражнения на прыжки в длину. Выполняют ходьбу в колонне по одному. Выполняют комплекс общеразвивающих упражнений. Выполняют специальные беговые упражнения. Пробегают эстафету (4 * 100 м) Выполняют ходьбу в колонне по одному. Выполняют комплекс общеразвивающих упражнений. Выполняют метание малого мяча на дальность с полного разбега (коридор 10 м). Бегут кросс на дистанции 2,5 км Выполняют специальные прыжковые упражнения на прыжки в высоту. Выполняют прыжок в высоту с разбега способом «перешагивание» Выполняют специальные прыжковые упражнения на прыжки в длину. 29 65 66 Метание набивного мяча (3 кг) двумя руками из положения стоя снизу вперед-вверх, снизу через голову назад, от груди, стоя и сидя по одному и партнеру Метание набивного мяча (3 кг) двумя руками из положения стоя снизу вперед-вверх, снизу через голову назад, от груди, стоя и сидя по одному и партнеру 1 Демонстрирование техники прыжка с места: сильно отталкиваясь и мягко приземляясь Выполнение бега на 100 м. Метания набивного мяча, согласовывая движения рук и туловища. Выполнение прыжка в длину (с разбега согнув ноги) Выполняют прыжок в длину с места меньшее количество раз Выполняют прыжок в длину с места Выполняют ходьбу в колонне по одному. Выполняют комплекс общеразвивающих упражнений. Выполняют бег на 100 м-1 раз. Бросают набивной мяч из различных исходных положений (весом 1-2 кг). Выполняют прыжок в длину (с разбега согнув ноги) Выполняют ходьбу в колонне по одному. Выполняют комплекс общеразвивающих упражнений. Выполняют бег на 100 м-1 раз. Бросают набивной мяч из различных исходных положений (весом 2-3 кг). Выполняют прыжок в длину (с разбега согнув ноги) на основе подбора индивидуального разбега 30 67 Медленный бег 10-12 мин 1 68 Медленный бег 10-12 мин 1 Выполнение прыжка в длину с разбега (согнув ноги) – девочки. Выполнение прыжка тройного прыжка-юноши. Демонстрирование техники высокого старта, стартового разгона и плавного перехода в спокойный бег. Медленный бег 10-12 мин Выполняют ходьбу в колонне по одному. Выполняют комплекс общеразвивающих упражнений. Выполнение прыжка. Выполняют прыжок в длину (с разбега согнув ноги), выполняют тройной прыжок (юноши). Начинают бег с различного старта на 100м – 1 раз. Выполняют медленный бег 10 мин Выполняют ходьбу в колонне по одному. Выполняют комплекс общеразвивающих упражнений. Выполняют прыжок в длину (с разбега согнув ноги) на основе подбора индивидуального разбега, выполняют тройной прыжок (юноши). Начинают бег с различного старта на 100м- 2 раза. Выполняют медленный бег 12 мин 31