ПРИЛОЖЕНИЕ № 6 к Основной образовательной программе основного общего образования (утверждено Приказом директора Приказ № 52/2 от 30. 08. 2024 г.) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Адаптивная физическая культура» (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) вариант 1 для обучающихся 7 класса с. Киргишаны 2024 ОГЛАВЛЕНИЕ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.................................................................. 3 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ....................................................................... 6 III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ............................................................... 7 IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .................................................... 15 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА I. Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR). ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Адаптивная физическая культура» относится к предметной области «Физическая культура» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» в 7 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю). Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Адаптивная физическая культура». Цель учебного предмета – всестороннее развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, повышении уровня их психофизического развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей, комплексной коррекции нарушений развития, социальной адаптации. Задачи обучения: − воспитание интереса к физической культуре и спорту; 3 − овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой, лыжной подготовкой) в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями обучающихся; − коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития; развития и совершенствование волевой сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, предупреждения проявлений деструктивного поведения (крик, агрессия, самоагрессия, стереотипии) в процессе уроков и во внеурочной деятельности); − воспитание нравственных качеств и свойств личности; − содействие военно- патриотической подготовке. Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» в 7 классе определяет следующие задачи: Задачи учебного предмета: − формирование потребности в систематических занятиях физической культурой и доступных видах спорта; − формирование основных двигательных качеств: быстроту, силу, ловкость и другие; − развитие у обучающихся умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, адекватно их дозировать; − формирование умения ходить и бегать в различном темпе, во время бега и ходьбы не задерживать дыхание; выполнять ускорения на отрезках от 40-до 60 м; − формирование умения выполнять прыжок в длину способом «согнув ноги с полного разбега; − формирование умения метать мяч на дальность и в цель; − совершенствование техники выполнения умения сохранять строевых команд и перестроений; − совершенствование равновесие во время выполнения заданий на гимнастической скамейке и стенке; 4 − формирование умения выполнять самостоятельно общеразвивающие и корригирующие упражнения в определенном ритме; − совершенствование умения перелезать через препятствие и подлезать под препятствие различным способом в зависимости от высоты препятствия; − совершенствования умения передвигаться на лыжах изученными способами; − формирование мотивации к здоровому образу жизни; − совершенствование техники и приемов в спортивных играх. 5 СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ II. Содержание программы отражено в разделах: «Знания о физической культуре», «Гимнастика», «Легкая атлетика», «Лыжная подготовка», «Спортивные игры». Каждый из перечисленных разделов включает некоторые теоретические сведения и материал для практической подготовки обучающихся. Программой предусмотрены следующие виды работы: − беседы о содержании и значении физических упражнений для повышения качества здоровья и коррекции нарушенных функций; − выполнение физических упражнений на основе показа учителя; − выполнение физических упражнений без зрительного сопровождения, под словесную инструкцию учителя; − самостоятельное выполнение упражнений; − занятия в тренирующем режиме; − развитие двигательных качеств на программном материале гимнастики, легкой атлетики, формирование двигательных умений и навыков в процессе подвижных игр. Уроки физической культуры строятся с учетом знаний структуры дефекта каждого обучающего, всех его потенциальных возможностей и специфических нарушений. Содержание разделов № Название раздела Количество часов 1 2 Знания о физической культуре Гимнастика 3 Легкая атлетика 20 4 Лыжная подготовка 16 5 Спортивные игры 18 Итого: Контрольные работы (количество) В процессе обучения 14 68 С учетом каждого региона вместо лыжной подготовки проводятся занятия на открытом воздухе: гимнастика, легкая атлетика, игры; катание на коньках. 6 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ III. Личностные: − формирование чувства гордости за успехи, достижения как собственные, так и своих товарищей, достигнутых в соревнованиях различного уровня; − воспитание эстетических потребностей и чувств средствами физического воспитания; − формирование этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей. Предметные: Минимальный уровень: − иметь представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека; − выполнять комплексы утренней гимнастики под руководством учителя; − знать основные правила поведения на уроках физической культуры и осознанно их применять; − иметь представления о двигательных действиях; знать строевые команды и выполнять строевых действий по словесной инструкции; − уметь вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений; − ходить в различном темпе с различными исходными положениями; − иметь представление о видах двигательной активности, направленных на преимущественное развитие основных физических качеств в процессе участия в спортивных играх и эстафетах; 7 − взаимодействовать со сверстниками в организации и проведении спортивных игр, соревнований; − иметь представления о бережном обращении с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях. Достаточный уровень: − освоить элементы гимнастики, легкой атлетики, лыжной подготовки, спортивных игр и других видов физической культуры; − выполнять самостоятельно комплексы утренней гимнастики; − выполнять комплексы упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; участвовать в оздоровительных занятиях в режиме дня; − знать виды двигательной активности в процессе физического воспитания; выполнение двигательных действий; − уметь подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений; − участвовать совместно со сверстниками в спортивных играх и эстафетах; − уметь оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам в процессе участия в спортивных играх и соревнованиях; осуществлять их объективное судейство; −знать спортивные традиции своего народа и других народов; − знать некоторые факторы из истории развития физической культуры, понимать её роль и значение в жизнедеятельности человека; − знать способы использования различного спортивного инвентаря в основных видах двигательной активности; − знать правила техники выполнения двигательных действий; − знать организацию занятий по физической культуре с различной целевой направленностью: на развитие быстроты, выносливости, силы, 8 координации; знать физические упражнения с различной целевой направленностью, их выполнять с заданной дозировкой нагрузки; − соблюдать требования техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях. Система оценки достижений Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: − 0 баллов - нет фиксируемой динамики; − 1 балл - минимальная динамика; − 2 балла - удовлетворительная динамика; − 3 балла - значительная динамика. Успеваемость по предмету «Адаптивная физическая культура» в 7 классах определяется отношением обучающегося к занятиям, степенью формирования учебных умений и навыков с учётом индивидуальных возможностей, а также осуществляется учёт знаний в области гигиены, теоретических сведений по физкультуре. При оценке предметных результатов учитель руководствуется следующими критериями: Оценка «5» ставится за верное выполнение задания. При этой оценке допускаются мелкие ошибки (не влияющие на качество и результат выполнения). К ним можно отнести неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении. Оценка «4» ставится, если обучающийся допускает несколько мелких или одну значительную ошибку при выполнении упражнения. К значительным ошибкам относятся такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество 9 выполнения, хотя количественный показатель ненамного ниже. Примеры значительных ошибок: − старт не из требуемого положения; − отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в высоту, длину; − несинхронность выполнения движений. Оценка «3» ставится, если обучающийся ученик допустил не более одной значительной ошибки и несколько мелких. Также оценку «удовлетворительно» может получить ученик, совершивший несколько грубых ошибок, но при повторных попытках улучшивший результат. Грубые ошибки – разновидность ошибок, при которых искажается техника движения, а также влияют на качество и результат выполнения упражнения. Оценка «2» не ставиться. Не снижается оценка обучающемуся, допускающему мелкие, значительные или грубые ошибки, обусловленные его моторным развитием и избежать которых он не может физически. В целях реализации индивидуального и дифференцированного подхода при развитии двигательных способностей обучающиеся класса делятся на группы с учётом их двигательных и интеллектуальных способностей. В процессе обучения осуществляется контроль по усвоению тем определённого раздела программы, который будет отражать индивидуальные достижения учащихся, усвоение учебного материала за курс 7 класса, что позволяет учителю делать выводы об эффективности проводимой коррекционно-образовательной работы по адаптивной физической культуре. Обязательным для учителя является контроль уровня физического развития и двигательной активности учащихся. 10 Два раза в год (в начале и в конце учебного года) проводится тестирование уровня физической подготовленности, чтобы иметь объективные исходные оценки на начало учебного года и в конец учебного года, отследить динамику в развитии конкретных координационных и физических качеств. Тесты для обучающихся в 7 классе − бег 60м; − прыжок в длину с места; − сгибание и разгибание рук, в упоре лёжа (м); поднимание туловища из виса лёжа на перекладине (д). − наклон вперёд из положения, стоя с прямыми ногами на полу; − смешанное передвижение на 500 м. − поднимание туловища, лёжа на спине, руки скрестно на плечи. При оценке выполнения тестов обучающимися с лёгкой умственной отсталостью (вариант 1) учитель применяет особый подход при принятии учебных нормативов и использует адаптированные критерии, разрабатываемые индивидуально (или дифференцированно) с учётом двигательных и конкретного класса. интеллектуальных Возрастных возможностей нормативов для обучающихся обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) нет. Учитель руководствуется планируемыми результатами освоения программы по предмету и ориентируется на возможности обучающихся с достаточным и минимальным уровнем освоения учебного материала. Адаптированные учебные нормативы и испытания (тесты) усвоения физических умений и развития физических качеств у обучающихся 7 класса Обучающиеся, допущенные к занятиям адаптивной физической культурой по состоянию здоровья, проходят два раза в год испытания 11 (тесты). Для каждой возрастной ступени разработаны нормативы с учётом возможностей дифференцированных групп обучающихся. 1. Цель проведения тестов в начале учебного года: определение функционального состояния обучающихся, уровня физического развития. 2. Цель проведения тестов в конце учебного года: отслеживание динамики усвоения умений, навыков и уровня физической подготовленности. Место проведения: спортивная площадка, спортивный зал. Оборудование: спортивная форма, секундомер, гимнастический коврик, рулетка, свисток, флажок. Проведение: после предварительной подготовки организма, учитель даёт инструкцию по выполнению предстоящего теста, затем вызывает по одному (два) обучающемуся для сдачи определённого вида испытания. Действия, которые оцениваются при выполнении испытаний (тестов) у обучающихся с достаточным уровнем освоения планируемых результатов: 1. Бег на 60 м: пробежать расстояние с максимальной скоростью, за наименьшее время. 2. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами: выполнить прыжок вперёд на максимальное расстояние, не заступая носками на черту и приземлиться на две ноги. 3. Сгибание и разгибание рук, в упоре лёжа на полу – отжаться от пола максимальное количество раз. 4. Подтягивание из виса лёжа на перекладине (девочки): подтянуться максимальное количество раз. 5. Наклон вперёд из положения, стоя с прямыми ногами на полу: а) касание ладонями пола; б) пальцами рук пола; в) нижней части голени, не сгибая колени. 12 6. Поднимание туловища из положения, лёжа на спине, руки на затылке (оптимальное количество раз за 1 мин.). 7. Преодолеть расстояние 500 м без учёта времени, допускается по необходимости комбинированное передвижение (чередование бега и ходьбы) без учёта времени. Действия, которые оцениваются при выполнении испытаний (тестов) у обучающихся с минимальным уровнем освоения планируемых результатов: 1. Бег 60 м: пробежать расстояние в среднем темпе, с правильной постановкой стоп, в ходе передвижения – правильное сочетание рук и ног, не задерживая дыхание. 2. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами: по возможности выполнить прыжок в длину, не заступая носками за линию с правильным взмахом рук и мягко приземлиться на две ноги. 3. Наклон вперёд из положения, стоя с прямыми ногами на полу: по возможности выполнить наклон с касанием пальцами рук пола, нижней части голени с наименьшим сгибанием колен. 4. Поднимание туловища из положения, лёжа на спине, руки скрестно на плечи (количество раз 30 сек - 1 мин.), по необходимости – с помощью рук. 5. Бег в медленном, среднем темпе на 500 м без учёта времени, допускается по необходимости комбинированное передвижение (чередование бега и ходьбы) без учёта времени. 13 Учебные нормативы* и испытания (тесты) развития физических качеств, усвоения умений, навыков по адаптивной физической культуре (7 класс) № Виды испытаний п./п. Показатели (тесты) Учащиеся 1 Мальчики Оценка «3» Бег 60 м. (сек.) 9,8 и «4» «5» 9,7/9,5 9,4/9,0 24/20 29/25 145/135 170/146 9/7 15/10 +4 +7 больше 2 Девочки «3» «4» «5» 12,6 и 12,5- больше 12,0 35/30 15/12 22/16 35/23 190/171 125/120 150/126 170/151 8/5 9/6 12/8 +5 +10 +15 11,9/11,3 Поднимание туловища из положения, лёжа на спине (количество раз за 1м.) 3 Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см.) 4 Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу 19/16 (количество раз) 5 Наклон вперёд из и.п. стоя с прямыми ногами на гимнастической +11 скамейке (см ниже уровня скамейки) 6 Бег на 500 м *данные Без учета времени нормативы корректировки являются (адаптации) с относительными учётом уровня и усреднёнными психофизического и требуют развития и подготовленности обучающихся конкретного класса 14 № Тема предмета Кол-во часов IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Программное содержание Дифференциация видов деятельности Минимальный уровень Достаточный уровень Легкая атлетика– 8 часов 1 Инструктаж по техники безопасности на уроках легкой атлетики. Ходьба в различном темпе с выполнением заданий учителя 1 2 Значение ходьбы для укрепления здоровья человека. Продолжительная ходьба 15-20 мин в различном темпе с изменением шага 1 Беседа о правилах техники безопасности на занятиях легкой атлетикой. Выполнение упражнений в ходьбе в определенном темпе с выполнением заданий. Преодоление полосы препятствий. Метание мяча в вертикальную цель Определение оптимального двигательного режима для своего возраста, его виды. Выполнение продолжительной ходьбы в различном темпе, сохраняя правильное положение тела в движении. Метание мяча в вертикальную цель. Выполнение прыжков через скакалку Слушают инструктаж о правилах поведения на уроках легкой атлетики. Выполняют ходьбу с заданиями по инструкции учителя. Выполняют бег с преодолением препятствий (высота 10-30 см). Выполняют метание мяча в вертикальную цель Просматривают презентацию «Значение ходьбы для укрепления здоровья человека». Идут продолжительной ходьбой 1015 мин. Выполняют метание мяча в вертикальную цель. Выполняют прыжки через скакалку на месте в равномерном темпе Слушают инструктаж о правилах поведения на уроках легкой атлетики. Выполняют ходьбу с заданиями. Выполняют бег с преодолением препятствий (высота 30-40 см). Выполняют метание мяча в вертикальную цель Просматривают презентацию «Значение ходьбы для укрепления здоровья человека». Идут продолжительной ходьбой 15-20 мин. Выполняют метание мяча в вертикальную цель. Выполняют прыжки через скакалку на месте в равномерном темпе 3 Бег с переменной скоростью до 5 мин 1 4 Запрыгивание на препятствие высотой до 50-60 см 1 5 Бег на отрезках до 60 м. Беговые упражнения 1 6 Метание набивного мяча (2-3 кг) двумя руками снизу, из-за головы, через голову 1 7 Бег на короткую 1 Выполнение ходьбы с заданиями. Выполнение бега легко и свободно, не задерживая дыхание. Выполнение прыжка в высоту с разбега способом «перешагивание» Выполнение бега на отрезке 30м с ускорением Выполнение запрыгивания на препятствие. Выполнение метания мяча на дальность из-за головы через плечо Освоение названий беговых упражнений и последовательности их выполнения. Выполнение беговых упражнений. Выполнение быстрого бега на отрезке 60м. Выполнение специальнобеговых упражнений. Выполнение бега 60 м с ускорением и на время. Выполнение броска набивного мяча, согласовывая движения рук и туловища Метание мяча на дальность Выполнение специально- Выполняют ходьбу с заданиями. Выполняют бег с переменной скоростью до 4 мин. Выполняют прыжок в высоту с разбега способом «перешагивание» Выполняют ходьбу с заданиями. Выполняют бег с переменной скоростью до 5 мин. Выполняют прыжок в высоту с разбега способом «перешагивание» Выполняют бег на отрезке 30 м без ускорения. Запрыгивают и спрыгивают с препятствия до 50 см. Выполняют метания мяча на дальность из-за головы через плечо с места Выполняют различные виды ходьбы. Выполняют комплекс общеразвивающих упражнений. Выполняют специально - беговые упражнения, бегут с ускорением на отрезках до 60 м -1 раз Выполняют ходьбу в колонне по одному (на носках, на пятках). Выполняют комплекс общеразвивающих упражнений. Выполняют метание набивного мяча снизу Выполняют бег на отрезке 30м с ускорением Запрыгивают на препятствие высотой 60 см. Выполняют метания мяча на дальность из-за головы через плечо с 4-6 шагов с разбега Выполняют различные виды ходьбы. Выполняют комплекс общеразвивающих упражнений. Выполняют специально беговые упражнения, бегут с ускорением на отрезках до 60 м -2-3 раза Выполняют ходьбу в колонне Выполняют ходьбу в колонне по одному разными способами (на носках, на пятках). Выполняют комплекс общеразвивающих упражнений. Выполняют метание набивного мяча из различных исходных положений Выполняют ходьбу в колонне 16 дистанцию (60-80 м) с низкого старта 8 Бег на средние дистанции (300 м) 1 беговых упражнений. Освоение понятия низкий старт. Демонстрирование техники стартового разгона, переходящего в бег по дистанции. Выполнение броска набивного мяча, согласовывая движения рук и туловища Выполнение специальных беговых упражнений. Выполнение бега на средние дистанции, распределяя свои силы в беге на дистанции. Метание мяча на дальность по одному (на носках, на пятках). Выполняют комплекс общеразвивающих упражнений. Смотрят демонстрацию техники выполнения низкого старта. Выполняют технику стартового разгона, переходящего в бег по дистанции 60 м Выполняют ходьбу в колонне по одному (на носках, на пятках). Выполняют комплекс общеразвивающих упражнений. Выполняют специальные беговые упражнения. Выполняют кроссовый бег до 300 м (допускается смешанное передвижение). Метают мяч на дальность по одному (на носках, на пятках, перекатом с пятки на носок, с выпадом). Выполняют комплекс общеразвивающих упражнений. Смотрят демонстрацию техники выполнения низкого старта. Выполняют технику стартового разгона, переходящего в бег по дистанции 80 м Выполняют ходьбу в колонне по одному (на носках, на пятках, перекатом с пятки на носок, с выпадом). Выполняют комплекс общеразвивающих упражнений. Выполняют специальные беговые упражнения. Выполняют кроссовый бег на дистанцию до 300 м (девочки) и на 500 м (мальчики). Метают мяч на дальность 17 9 Передача мяча двумя руками от груди в парах с продвижением вперед 1 10 Передача мяча двумя руками от груди в парах с продвижением вперед 1 11 Ведение мяча с обводкой препятствий 1 12 Ведение мяча с обводкой препятствий 1 Спортивные игры – 10 часов Выполнение стойки Выполняют ходьбу в колонне баскетболиста. по одному (на носках, на Передачи мяча двумя руками пятках). Выполняют комплекс от груди с шагом навстречу общеразвивающих друг другу. упражнений. Выполнение ведения мяча на Отрабатывают стойку месте и в движении баскетболиста. Работают в парах. Останавливаются по сигналу учителя, выполняют повороты на месте с мячом в руках, передают и ловят мяч двумя руками от груди в парах на месте (на основе образца учителя). Ведут мяч одной рукой на месте и в движении шагом Выполнение передвижений Выполняют ходьбу в колонне без мяча, остановку шагом. по одному. Выполняют Выполнение ведения мяча с комплекс общеразвивающих обводкой условных упражнений. противников. Выполняют передвижение без Выполнение передачи мяча мяча, остановку шагом. двумя руками от груди в парах Выполняют ведение мяча с с продвижением вперед обводкой условных противников. Выполняют передачу мяча двумя руками от груди в парах с продвижением вперед Выполняют ходьбу в колонне по одному (на носках, на пятках, перекатом с пятки на носок, с выпадом). Выполняют комплекс общеразвивающих упражнений. Отрабатывают стойку баскетболиста. Работают в парах. Останавливаются по сигналу учителя, выполняют повороты на месте с мячом в руках, передают и ловят мяч двумя руками от груди в парах (на основе образца учителя). Ведут мяч одной рукой на месте и в движении шагом Выполняют ходьбу в колонне по одному. Выполняют комплекс общеразвивающих упражнений. Выполняют передвижение без мяча, остановку шагом. Выполняют ведение мяча с обводкой условных противников Выполняют передачу мяча двумя руками от груди в парах с продвижением вперед 18 13 Ведение мяча с изменением направления шагом и бегом 1 Выполнение ловли и передачи мяча в движении в парах. Выполнение ведения мяча с изменением направления шагом и бегом Выполняют ходьбу в колонне по одному. Выполняют комплекс общеразвивающих упражнений. Передают мяч двумя и одной рукой в парах на месте. Ведут мяч одной рукой на месте, в движении шагом 14 Бросок мяча по корзине двумя руками от груди с места. Эстафеты с элементами баскетбола 1 Выполнение передачи мяча двумя и одной рукой в парах, тройках в движении. Выполнение бросков по корзине двумя руками от груди с места, демонстрирование элементов техники баскетбола 15 Броски мяча в корзину в движении от груди. Подбирание отскочившего от щита мяча Броски мяча в корзину в движении от груди. Подбирание отскочившего от щита мяча 1 Выполнение ведения мяча с передачей, с последующим броском в кольцо. Тренировочные упражнения на подбиранию мяча Выполняют ходьбу в колонне по одному. Выполняют комплекс общеразвивающих упражнений. Передают мяч с продвижением вперед двумя руками и бросают мяч в корзину двумя руками от груди с места после инструкции учителя Выполняют ходьбу в колонне по одному. Выполняют комплекс общеразвивающих упражнений. Выполняют ведение мяча с передачей, с последующим броском в кольцо, подбирают мяч после броска в кольцо 16 1 Выполняют ходьбу в колонне по одному. Выполняют комплекс общеразвивающих упражнений. Передают мяч двумя и одной рукой в парах, тройках в движении. Ведут мяч одной рукой на месте, в движении шагом Выполняют ходьбу в колонне по одному. Выполняют комплекс общеразвивающих упражнений. Передают мяч двумя и одной рукой в парах, тройках, с продвижением вперед и бросают мяч в корзину двумя руками от груди с места Выполняют ходьбу в колонне по одному. Выполняют комплекс общеразвивающих упражнений. Выполняют ведение мяча с передачей, с последующим броском в кольцо, подбирают мяч после броска в кольцо 19 17 Комбинации из основных элементов техники перемещений и владении мячом. Учебная игра по упрощенным правилам 18 Комбинации из основных элементов техники перемещений и владении мячом. Учебная игра по упрощенным правилам 19 Перестроение из колонны по одному в колонну по два на месте. 1 1 Выполнение упражнений с набивными мячами: броски мяча с близкого расстояния, с разных позиций и расстояния. Выполняют ведение мяча с передачей, с последующим броском в кольцо. Учебная игра по упрощенным правилам Выполняют ходьбу в колонне по одному. Выполняют комплекс общеразвивающих упражнений. Выполняют упражнения с набивными мячами. Ведут, бросают, подбирают мяч в процессе учебной игры. Принимают участие в учебной игре Гимнастика - 14 часов Выполнение строевых Выполняют строевые действий согласно расчету и действия под щадящий счёт. команде. Сочетают ходьбу и бег в Освоение перестроения из колонне. колонны по одному в колонну Выполняют упражнения со по два и по три на месте. скакалкой. Прыгают через Тренировочные упражнения скакалку на месте в сочетание ходьбы и бега в равномерном темпе на двух колонне. Выполнение ногах произвольным способом упражнений со скакалкой. Выполнение прыжков через скакалку на месте в равномерном темпе Выполняют ходьбу в колонне по одному. Выполняют комплекс общеразвивающих упражнений. Выполняют упражнения с набивными мячами. Ведут, бросают, подбирают мяч в процессе учебной игры. Принимают участие в учебной игре Выполняют строевые действия. Сочетают ходьбу и бег в колонне. Выполняют упражнения со скакалкой. Прыгают через скакалку на месте в равномерном темпе на двух, одной ноге произвольным способом 20 20 Повороты направо, налево, кругом (переступанием). Упражнения на равновесие 1 21 Упражнения на преодоление сопротивления 1 22 Упражнения на развитие ориентации в пространстве 1 Ориентирование в пространстве, сохранение равновесия при движении по скамейке. Выполнение перестроений на месте. Прыжки через скакалку на одной, двух ногах Выполняют строевые действия под щадящий счёт. Выполняют перестроение из колонны по одному в колонну по два, по три на месте. Выполняют ходьбу по гимнастической скамейке с различными положениями рук. Прыгают через скакалку на месте в равномерном темпе на двух ногах произвольным способом Выполнение строевых Выполняют строевые команды действий и команд. и действия под щадящий счёт. Тренировочные упражнения Изменяют скорость на изменение скорости передвижения при ходьбе/ передвижения при ходьбе/ беге. Выполняют упражнений беге. на преодоление Выполнение упражнений на сопротивления меньшее преодоление сопротивления количество раз Выполнение ходьбы Выполняют ходьбу «змейкой», «противоходом». «змейкой», «противоходом». Выполнение упражнений со Выполняют комплекс сложенной скакалкой в упражнений со скакалкой различных исходных меньшее количество раз. положениях, прыжки через Прыгают через скакалку на скакалку на двух и одной ноге. месте в равномерном темпе на двух ногах произвольным способом Выполняют строевые действия. Выполняют перестроение из колонны по одному в колонну по два, по три на месте. Выполняют ходьбу по гимнастической скамейке с различными положениями рук. Прыгают через скакалку на месте в равномерном темпе на двух, одной ноге произвольным способом Выполняют строевые команды и действия. Изменяют скорость передвижения при ходьбе/ беге. Выполняют упражнений на преодоление сопротивления Выполняют ходьбу «змейкой», «противоходом». Выполняют комплекс упражнений со скакалкой. Прыгают через скакалку на месте в равномерном темпе на двух, одной ноге произвольным способом 21 23 Упражнения на укрепление мышц туловища, рук и ног. 1 Выполнение фигурной маршировки. Выполнение упражнений на укрепление мышц туловища, рук и ног Выполняют фигурную маршировку. Выполняют переноску, передачу мяча сидя, лежа в различных направлениях. Выполняют упражнения по показу Согласование движения палки с движениями туловища, ног. Составление и выполнение комбинации на скамейке Выполнение прыжка согнув ноги через козла, коня в ширину. Преодоление нескольких препятствий различными способами Выполняют фигурную маршировку за другим обучающимися, ориентируясь на образец выполнения впереди идущего. Выполняют упражнения с дифференцированной помощью учителя Выполняют упражнения на равновесие на скамейке: повороты с различными движениями рук, с хлопками под ногой, повороты на носках, прыжки с продвижением вперед ( на полу), комплекс упражнений с сопротивлением (3-5 упражнений) Выполняют 4-6 упражнений с гимнастической палкой. Выполняют доступные упражнения на равновесие Выполняют наскок в стойку на коленях. Преодолевают несколько препятствий с помощью учителя ( по возможности) 24 Упражнения с сопротивлением 1 Выполнение упражнений с элементами единоборств, сохранение равновесия при движении на скамейке 25 Упражнения с гимнастическими палками 1 26 Опорный прыжок 1 27 Опорный прыжок 1 28 Упражнения для формирования правильной осанки 1 Переноска 2- 3 набивных мячей весом до 7-8 кг. Переноска гимнастического коня и козла, матов на Выполняют наскок в стойку на коленях. Переносят 1- 2 набивных мячей весом до 5-6 кг. Переносят Выполняют опорный прыжок ноги врозь через козла, коня в ширину с помощью учителя. Переносят 2- 3 набивных мячей Выполняют упражнения на равновесие на скамейке: повороты с различными движениями рук, с хлопками под ногой, повороты на носках, прыжки с продвижением вперед ( на полу), комплекс упражнений с сопротивлением Составляют и демонстрируют комбинацию на скамейке. Выполняют упражнения с гимнастической палкой Выполняют опорный прыжок ноги врозь через козла, коня в ширину с помощью учителя. Преодолевают несколько препятствий 22 29 Упражнения со скакалками 1 30 Упражнения с гантелями 1 31 Упражнения для развития пространственновременной дифференцировки и точности движений 1 32 Упражнения для развития пространственновременной дифференцировки и точности движений 1 расстояние до 15 м. Выполнение прыжка согнув ноги через козла, коня в ширину. Выполнение упражнений со скакалкой. Выполнение прыжковых упражнений с точностью прыжка Выполнение упражнений с гантелями. Выполнение прыжковых упражнений с точностью прыжка гимнастического коня и козла, маты на расстояние до 10 м. весом до 7-8 кг. Переносят гимнастического коня и козла, маты на расстояние до 15 м. Выполняют упражнения со скакалкой после обучающей помощи учителя. Выполняют прыжковые упражнения под контролем учителя Выполняют упражнения с гантелями меньшее количество повторений. Выполняют прыжковые упражнения под контролем учителя Выполнение построения в Выполняют построение в колонну по два, соблюдая колонну по два, соблюдая заданное расстояние. заданное расстояние (по Выполнение прыжка в длину с ориентирам). Прыгают в места на заданное расстояние длину с места на заданное без предварительной отметки. расстояние с предварительной Передача набивного мяча отметки. сидя, стоя из одной руки в Передают набивной мяч сидя, другую над головой стоя из одной руки в другую над головой меньшее количество повторений Выполняют упражнения со скакалкой по показу и инструкции учителя. Выполняют прыжковые упражнения после инструкции Выполняют упражнения с гантелями. Выполняют прыжковые упражнения после инструкции Выполняют построение в колонну по два, соблюдая заданное расстояние. Прыгают в длину с места на заданное расстояние без предварительной отметки. Передают набивной мяч сидя, стоя из одной руки в другую над головой 23 33 Совершенствование одновременного бесшажного хода 1 34 Одновременный двухшажный ход 1 35 Одновременный двухшажный ход 1 36 Поворот махом на месте 1 37 Поворот махом на месте 1 Лыжная подготовка – 16 часов Выполнение строевых Смотрят показ с объяснением действий с лыжами. безопасного передвижения с Беседа о технике безопасности лыжами под рукой и на плече. во время передвижений с Совершенствуют технику лыжами под рукой и на плече. выполнения строевых команд Передвижение скользящим и приемов. шагом по лыжне. Смотрят показ с объяснением Освоение техники техники одновременного одновременного бесшажного бесшажного хода и хода выполняют передвижение на лыжах Закрепление способа Передвигаются попеременным передвижения попеременным двухшажным и двухшажным ходом на лыжах. одновременным бесшажным Передвижение ходом. Смотрят показ с одновременным бесшажным объяснением техники ходом. одновременного двухшажного Освоение техники хода и выполняют одновременного двухшажного передвижение на лыжах хода Закрепление способа Выполняют поворот махом на передвижения на лыжах. месте на лыжах по инструкции Выполнение поворота махом и показа учителя. на лыжах. Передвигаются попеременным Передвижение попеременным и одновременным бесшажным и одновременным ходом по возможности двухшажным ходом Смотрят показ с объяснением безопасного передвижения с лыжами под рукой и на плече. Совершенствуют технику выполнения строевых команд и приемов. Смотрят показ с объяснением техники одновременного бесшажного хода и выполняют передвижение на лыжах Передвигаются попеременным двухшажным и одновременным бесшажным ходом. Смотрят показ с объяснением техники одновременного двухшажного хода и выполняют передвижение на лыжах Выполняют поворот махом на месте на лыжах. Выполняют передвижение на лыжах изученными ходами 24 38 Комбинированное торможение лыжами и палками 1 39 Комбинированное торможение лыжами и палками Обучение правильному падению при прохождении спусков 1 1 Выполнение способа торможения на лыжах. Освоение техники падения на бок Повторное передвижение в быстром темпе на отрезках 40-60 м Повторное передвижение в быстром темпе на отрезках 40-60 м Повторное передвижение в быстром темпе по кругу 100-150 м 1 40 41 42 43 1 1 Освоение способа торможения на лыжах. Передвижение попеременным и одновременным двухшажным ходом Смотрят показ с объяснение техники выполнения торможения. Выполняют комбинированное торможение лыжами и палками. Выполняют передвижение на лыжах изученными ходами Тренировочные упражнения на комбинированное торможение на лыжах. Прохождение на лыжах отрезков на скорость Смотрят показ с объяснение техники выполнения торможения. Осваивают комбинированное торможение лыжами и палками (по возможности) Передвигаются попеременным и одновременным бесшажным ходом по возможности торможение лыжами и палками (по возможности) Осваивают комбинированное торможение лыжами и палками (по возможности). Смотрят показ с объяснение технике правильного падения при прохождении спусков. Выполняют спуски в средней стойке Осваивают комбинированное торможение лыжами и палками (по возможности). Передвигаются в быстром темпе на отрезке от 30- 40 м Выполнение поворота махом на лыжах. Сохранение равновесия при спуске со склона в высокой Выполняют поворот махом на месте на лыжах по инструкции и показа учителя. Проходят на скорость отрезок на время от Выполняют поворот махом на месте на лыжах. Проходят на скорость отрезок на время от 100- 150 м Выполняют комбинированное торможение лыжами и палками. Выполняют подъем «лесенкой», «ёлочкой», имитируют и тренируют падение при прохождении спусков. Выполняют комбинированное торможение лыжами и палками. Передвигаются в быстром темпе на отрезке от 40- 60 м. 25 44 45 46 47 48 49 Повторное передвижение в быстром темпе по кругу 100-150 м Игры на лыжах: « Пятнашки простые», «Самый меткий» 1 стойке, закрепление изученной техники подъема 100- 150 м (девочки- 1 раз, мальчики- 2 раза) (девочки- 3-5 раз, мальчики- 5-7 раз) 1 Играют в игры на лыжах( по возможности) Играют в игры на лыжах Игры на лыжах : «Переставь флажок», «Попади в круг», «Кто быстрее», «Следи за сигналом» Прохождение на лыжах за урок от 1 до 2 км Прохождение на лыжах за урок от 1 до 2 км 1 Совершенствование техники передвижения без палок, развитие ловкости в играх на лыжах Освоение техники изученных способов передвижения в игровой деятельности Играют в игры на лыжах( по возможности) Играют в игры на лыжах по инструкции учителя Прохождение дистанции на лыжах за урок Проходят дистанцию без учета Проходят дистанцию без учета времени 1 км времени 2 км Техника отбивания мяча то одной, то другой стороной ракетки 1 1 1 Спортивные игры- 8 часов Жонглирование теннисным Выполняют ходьбу в колонне мячом, выполнение отбивания по одному. Выполняют мяча стороной ракетки, комплекс общеразвивающих передвижение, выполнение упражнений. Выполняют ударов со стандартных прием и передачу мяча положений теннисной ракеткой по возможности. Дифференцируют разновидности ударов (по возможности) Выполняют ходьбу в колонне по одному. Выполняют комплекс общеразвивающих упражнений Выполняют прием и передачу мяча теннисной ракеткой. Дифференцируют разновидности ударов 26 50 Правильная стойка теннисиста, техника короткой и длинной подачи мяча 1 51 Техника отбивания мяча над столом, за ним и дальше от него 1 52 Правила соревнований по настольному теннису. Учебная игра в настольный теннис 1 53 Передача мяча сверху и снизу двумя руками на месте в волейболе 1 Определение названия подачи. Выполнение подачи мяча, принимая правильное исходное положение Выполняют ходьбу в колонне по одному. Выполняют комплекс общеразвивающих упражнений. Выполняют правильную стойку теннисиста и подачу мяча (по возможности). Дифференцируют разновидности подач (по возможности) Повторение техники Выполняют ходьбу в колонне отбивания мяча. Выполнение по одному. Выполняют правильной стойки теннисиста комплекс общеразвивающих упражнений. Выполняют отбивание мяча (по возможности). Осваивают стойку теннисиста Ознакомление с правилами Выполняют ходьбу в колонне соревнований по настольному по одному. Выполняют теннису. Одиночная игра комплекс общеразвивающих Концентрирование внимания упражнений. Рассматривают во время игры. видеоматериал по теме. «Правила соревнований по настольному теннису» с помощью учителя. Играют в одиночные игры( по возможности) Закрепление техники передачи Выполняют ходьбу в колонне мяча сверху и снизу двумя по одному. Выполняют руками на месте комплекс общеразвивающих упражнений. Выполняют прием и передачу мяча снизу Выполняют ходьбу в колонне по одному. Выполняют комплекс общеразвивающих упражнений. Выполняют правильную стойку теннисиста и подачу мяча. Дифференцируют разновидности подач Выполняют ходьбу в колонне по одному. Выполняют комплекс общеразвивающих упражнений. Выполняют отбивание мяча. Принимают правильную стойку теннисиста Выполняют ходьбу в колонне по одному. Выполняют комплекс общеразвивающих упражнений. Рассматривают видеоматериал по теме «Правила соревнований по настольному теннису». Играют в одиночные игры Выполняют ходьбу в колонне по одному. Выполняют комплекс общеразвивающих упражнений. Выполняют прием и передачу мяча снизу и сверху, 27 54 Передача мяча сверху и снизу двумя руками после перемещений 1 55 Прием и передача мяча над собой сверху и снизу 1 56 Прыжки с места и с шага в высоту и длину (2-3 серии прыжков по 5-10 прыжков за урок). Учебная игра в волейбол 1 57 Бег на короткую дистанцию 1 и сверху, передачу двумя руками на месте ( по возможности) Совершенствование техники Выполняют ходьбу в колонне выполнения передачи мяча по одному. Выполняют сверху и снизу двумя руками комплекс общеразвивающих после перемещений упражнений. Принимают и передают мяч сверху и снизу в парах на месте Выполнение приема и Выполняют ходьбу в колонне передачи мяча над собой по одному. Выполняют сверху и снизу комплекс общеразвивающих упражнений. Выполняют прием и передача мяча над собой сверху и снизу. Сочетание работу рук, ног в Выполняют ходьбу в колонне прыжках у сетки. по одному. Выполняют Закрепление правил перехода комплекс общеразвивающих по площадке. упражнений. Прыгают вверх с Выполнение игровых места и с шага, у сетки (1-2 действий с соблюдением серии прыжков по 5-5 правила игры прыжков за урок). Выполняют переход по площадке, играют в учебную игру (по возможности) Легкая атлетика – 12 часов Выполнение ходьбы группами Выполняют ходьбу группами наперегонки. наперегонки. Выполняют Выполнение перепрыгивания комплекс общеразвивающих через набивные мячи упражнений. Выполняют Выполнение бега с высокого перепрыгивания через старта, стартовый разбег и набивные мячи (расстояние передачу двумя руками на месте Выполняют ходьбу в колонне по одному. Выполняют комплекс общеразвивающих упражнений. Принимают и передают мяч сверху и снизу в парах после перемещений Выполняют ходьбу в колонне по одному. Выполняют комплекс общеразвивающих упражнений. Выполняют прием и передача мяча над собой сверху и снизу Выполняют ходьбу в колонне по одному. Выполняют комплекс общеразвивающих упражнений. Прыгают вверх с места и с шага, у сетки. Выполняют переход по площадке, играют в учебную игру Выполняют комплекс общеразвивающих упражнений. Выполняют эстафетный бег (по кругу 60 м) с правильной передачей эстафетной палочки. Выполняют перепрыгивания 28 старта из различных исходных положений. Выполнение метания мяча в пол на дальность отскока 80-100см, длина 4 метра). Выполняют бег с высокого старта, стартовый разбега и старта из различных исходных положений. Выполняют метание мяча в пол на дальность отскока Выполняют комплекс общеразвивающих упражнений. Проходят отрезки от 100 до 200 м. Выполняют кроссовый бег на дистанцию 200м. Выполняют метание малого мяча на дальность с места (коридор 10м) Выполняют комплекс общеразвивающих упражнений. Бегут 60 м с ускорением и на время. Выполняют прыжок в длину с 3-5 шагов разбега. Выполняют метание на дальность из-за головы через плечо с 4-6 шагов разбега Выполняют прыжок в длину с 3-5 шагов разбега. Смотрят показ с объяснением техники толкания набивного мяча весом до 2 кг. Толкают набивной мяч 58 Бег на среднюю дистанцию (400 м) 1 Выполнение ходьбы на отрезках от 100 до 200 м. Выполнение бега на среднюю дистанцию. Выполнение метания малого мяча на дальность с места (коридор 10 м) 59 Прыжок в длину с полного разбега 1 60 Прыжок в длину с полного разбега 1 Выполнение бега 60 м с ускорением и на время. Выполнение упражнений в подборе разбега для прыжков в длину. Выполнение метания на дальность из-за головы через плечо с 4-6 шагов разбега 61 Толкание набивного мяча весом до 2-3 кг с места на дальность 1 Выполнение упражнений в подборе разбега для прыжков в длину. Толкание набивного мяча на дальность через набивные мячи (расстояние 80-100см, длина 5 метров). Выполняют бег с низкого старта, стартовый разбега и старта из различных исходных положений. Выполняют метание мяча в пол на дальность отскока Выполняют комплекс общеразвивающих упражнений. Проходят отрезки от 100 до 200 м. Выполняют кроссовый бег на дистанцию 400м. Выполняют метание малого мяча на дальность с 3 шагов разбега (коридор 10м) Бегут 60 м с ускорением и на время. Выполняют прыжок в длину с полного разбега. Выполняют метание на дальность из-за головы через плечо с 4-6 шагов разбега Выполняют прыжок в длину с полного разбега. Смотрят показ с объяснением техники толкания набивного мяча весом до 2 кг. Толкают набивной мяч весом 29 меньшее количество раз 62 Метание теннисного мяча на дальность с полного разбега по коридору 10 м 1 63 Метание теннисного мяча на дальность с полного разбега по коридору 10 м 1 64 Ходьба на скорость 15-20 мин. в различном темпе с изменением шага 1 65 1 66 Ходьба на скорость 15-20 мин. в различном темпе с изменением шага Эстафета 4*60 м 67 Эстафета 4*60 м 1 1 Выполнение бега на дистанции 40 м (3-6 раза) за урок, на 60м – 3 раза. Выполнение упражнений в подборе разбега для прыжков в длину. Метание теннисного мяча на дальность с полного разбега по коридору 10 м до 3 кг Выполняют комплекс общеразвивающих упражнений. Выполнение бега на дистанции 40 м (2-4 раза) за урок, на 60м – 1 раз. Выполняют прыжок в длину с 3-5 шагов разбега. Выполняют метание малого мяча на дальность с места (коридор 10 м) Ходьба на скорость 15-20 мин. Выполняют комплекс в различном темпе с общеразвивающих изменением шага. упражнений. Идут на скорость Метание мяча с полного 10-15 мин. в различном темпе разбега на дальность в с изменением шага. коридор 10 м Осваивают метание малого мяча на дальность с места ( коридор 10 м) Выполняют комплекс общеразвивающих упражнений. Выполнение бега на дистанции 40 м (3-6 раза) за урок, на 60м – 3 раза. Выполняют прыжок в длину с полного разбега. Выполняют метание малого мяча на дальность с полного разбега (коридор 10 м) Выполняют комплекс общеразвивающих упражнений. Идут на скорость 15-20 мин. в различном темпе с изменением шага Выполняют метание малого мяча на дальность с места ( коридор 10 м) Выполнение специальнобеговых упражнений. Освоение техники передачи эстафетной палочки. Выполнение эстафетного бега Выполняют комплекс общеразвивающих упражнений. Выполняют специальнобеговые упражнения. Пробегают эстафету (4 * 60 м) Выполняют комплекс общеразвивающих упражнений. Демонстрируют выполнение специальнобеговых упражнений. Выполняют эстафетный бег с этапами до 30 м 30 68 Кроссовый бег до 2000 м 1 Выполнение специальных беговых упражнений. Закрепление тактики бега на длинной дистанции. Демонстрируют выполнение специальных беговых упражнений. Бегут кросс на дистанции 1,5 км Выполняют специальные беговые упражнения. Бегут кросс на дистанции 2 км 31