ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ 1. Учреждение 2. Полное название программы Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение общеобразовательная школа с. Киргишаны. Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Агрошкола» (базовый уровень) 3. Сведения об авторах-составителях: 3.1. Ф.И.О., должность Булатова Елена Николаевна, педагог дополнительного образования 4. Сведения о программе: 4.2. Область применения - Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 № 06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей для использования в практической работе; - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» - Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 февраля 2016г. № 326-р. - Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики»; - - Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГОАУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015; - Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"", - Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"; - Устав МКОУ-ООШ с Киргишаны Дополнительное образование 4.3. Направленность Естественнонаучная 4.4. Тип программы Модифицированная 4.5. Вид программы Дополнительная общеразвивающая программа 4.1. Нормативная база: 4.6. Возраст учащихся 11-15 лет 4.7. Продолжительность обучения 1 год Блок № 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа базового уровня «Агрошкола» имеет естественнонаучную направленность. Новизна программы заключается в том, что «Агрошкола» представляет собой синтез экологического, биологического, психологического и эстетического направлений в экологическом воспитании учащихся, приводящий к осознанию ими единства человека и окружающей среды. Программа носит практико-ориентированный характер. Учащимся предоставляется возможность познакомиться с биологическими особенностями растений, с требованиями к их выращиванию, подкормкой удобрениями, способами диагностики и лечения заболеваний, при этом упор делается на сельскохозяйственные особенности муниципалитета и региона. Обучение по программе «Агрошкола» способствует приобретению знаний по технологии производства продуктов растениеводства, знакомству с принципами переработки продукции. В процессе обучения предполагается непосредственный контакт с растениями, что плодотворно влияет на психологическое состояние учащихся, их раскрепощение и хорошее настроение. Программа «Агрошкола» представляет собой обучающую систему, в которой учащийся самостоятельно приобретает знания, а педагог осуществляет мотивированное управление его обучением (организовывает, координирует, консультирует, контролирует). Актуальность программы Агрономия является одной из важнейших отраслей сельского хозяйства. Эта отрасль обеспечивает население высококачественными продуктами питания и снабжает многие отрасли промышленности необходимым сырьем. Правильное применение знаний, накопленных за тысячелетия, обеспечит гармоничное сосуществование человечества и природы. Общеобразовательная программа «Агрошкола» предоставляет возможность познакомиться со значением растений в жизни человека, использования продукции растениеводства для удовлетворения человеком своих жизненно важных потребностей (в пище, тепле, одежде). Программа акцентирована на развитие у учащихся навыков исследовательской и проектной деятельности. Ведущее место в учебном содержании занимают практическая работа и наблюдения, что способствует формированию активной жизненной позиции учащихся, самопознанию, самореализации и творческому саморазвитию. Большое внимание уделяется биологическим особенностям и значению тех растений, которые составляют сельскохозяйственную базу Свердловской области и своего района. Раннее приобщение учащихся к исследовательской деятельности позволяет с успехом решать многие образовательные проблемы, связанные с индивидуальным подходом, уровневой дифференциацией, с созданием положительной учебной мотивации, более глубоким и неформальным усвоением программы, с профессиональной ориентацией. Педагогическая целесообразность дополнительной общеразвивающей программы базового уровня «Агрошкола» заключается в том, что она знакомит учащихся с практической стороной сельского хозяйства, методами естественнонаучного наблюдения, экспериментирования, практикой полевых наблюдений и лабораторных работ в сельском хозяйстве с использованием доступного ресурса общего и дополнительного образования – учебно-опытного участка. Работа по наблюдению, изучению и исследованию выращиваемых растений способствует формированию экологической культуры, навыков трудовой деятельности, самообразованию, интересу к сельскому хозяйству. Данная общеобразовательная программа разработана с учетом индивидуальности, доступности, преемственности, результативности. Отличительная особенность программы Дополнительная общеразвивающая программа базового уровня «Агрошкола» сочетает в себе традиционное обучение и методы активного психологического обучения. В ходе реализации программы учащиеся усваивают основные агроэкологические понятия и выполняют письменные тренировочные упражнения, практические и лабораторные работы. Каждое занятие предполагает погружение в учебную проблему, ее обсуждение и выработку путей решения, в конце занятия обсуждается, как и в какой форме можно применить полученные знания. Программа мотивирует учащихся к изучению азов сельского хозяйства, воспитывает интерес к родному краю через практическую деятельность в полевых условиях, где дети непосредственно общаются с природой и знакомятся с различными природными закономерностями на краеведческом материале. «Агрошкола» расширяет кругозор, закрепляет знания, полученные на уроках в школе, развивает познавательный интерес и стремление к самостоятельному творчеству, повышает интеллектуальный и духовный уровни развития личности ребенка. Программа способствует ранней профессиональной ориентации учащихся путем популяризации профессий агротехнического сектора современной экономики. Адресат программы Дополнительная общеразвивающая программа «Агрошкола» рассчитана на учащихся в возрасте от 11 до 15 лет. Психолого-возрастные особенности учащихся Личностные характеристики. По темпераменту, характеру, способностям учащиеся могут быть разнообразными. Учащиеся чутко воспринимают красоту и уникальность окружающего мира, проявляют бережное отношение к объектам природы, проявляют любознательность к изучению живой или неживой природы, экологии, природных взаимосвязей, особенностей выращивания сельскохозяйственных растений, экологических проблем. Потенциальные роли в программе: более старшие и опытные учащиеся (14-15 лет) могут выступать в качестве наставников и консультантов для младших (11-13 лет), делиться с ними опытом, принимать участие в исследованиях, конкурсном движении «Эколята». Условия набора учащихся Для обучения по программе базового уровня «Агрошкола» принимаются учащиеся школьного возраста независимо от уровня подготовленности. Зачисление на обучение осуществляется на основании заявления родителей. Заявления принимаются до 15 сентября. Количество учащихся: 25-26 человек. Объем и сроки освоения программы Программа рассчитана на один год обучения: - группа учащихся 11-13 лет в объеме 156 учебных часов, по 4 учебных часа в неделю (4 занятие по 1 учебному часу); - группа учащихся 14-15 лет в объеме 196 учебных часов, по 5 учебных часов в неделю (5 занятий по 1 учебному часу). Формы и режим занятий Обучение по программе базовый уровня «Агрошкола» проводится в очной форме и предусматривает проведение аудиторных занятий и внеаудиторной работы (проведение агроэкологических исследований на учебно-опытном участке, экскурсии). Самостоятельная работа учащихся включает выполнение заданий, а также участие в творческих конкурсах естественнонаучной направленности для учащихся младшего школьного возраста. Схема возрастного и количественного распределения детей по группам, количество занятий в неделю, их продолжительность Год обучения Количество учащихся в группах Общее количество занятий в неделю Продолжительность занятия, час. Общее количество часов в неделю Общее количество часов в год 1 15 4 1 (40мин) х 4 4 156 1 10 5 1 (40 мин) х 5 5 196 Формы проведения занятий: практические и лабораторные работы, самостоятельная работа, мастер-класс, круглый стол, мозговой штурм, деловая игра, тренинг, экскурсия. Структура занятия 1. Организационно-проверочный. Подготовка учащихся к работе на занятии, установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если таковое было), выявление пробелов и их коррекция. Инструктаж по технике безопасности (вводный – на первом занятии каждого учебного года; первичный – при проведении первой практической работы; повторный – на первом занятии второго полугодия; текущий – при проведении каждой практической работы, экскурсии, полевой практики). 2. Подготовительный. Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности. 3. Основной вид деятельности. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных или спорных представлений и их коррекция. 4. Динамические паузы. 5. Подведение итогов, осуждение и оценка работы. Формирование целостного представления знаний по теме. Выявление качества и уровня овладения знаниями, самоконтроль и коррекция знаний и способов действий. Цель программы: формирование интереса учащихся к агроэкологии и исследовательской деятельности через изучение особенностей сельского хозяйства своего региона. Задачи программы Образовательные: сформировать у учащихся начальные понятия по агроэкологии; изучить биологические и экологические особенности растений Свердловской области; сформировать универсальные учебные действия по проведению полевых и производственных исследований; сформировать начальные навыки эколого-исследовательской и проектной деятельности; сформировать у учащихся знания о сельском хозяйстве в целом, Свердловской области и своего района в частности; сформировать представления о целостности природных комплексов, а также путях их рационального использования и охраны; раскрыть значение сельского хозяйства в общем образовании учащегося. Развивающие: развивать качества, необходимые для продуктивной экологоисследовательской деятельности: наблюдательность, анализ и синтез ситуаций, критическое отношение к полученным результатам; развивать психологическую готовность к восприятию проблемной ситуации как задачи деятельности; развивать познавательную активность учащихся; развивать у учащихся навыки коммуникативного общения; развивать у учащихся потребность к самопознанию и самореализации. Воспитывающие: воспитывать у учащихся эстетическое восприятие окружающей среды; воспитывать основы природоохранной деятельности; формировать экологическую грамотность учащихся, расширять их агроэкологические представления; формировать интерес к занятию сельским хозяйством; воспитывать уважение к профессиям, связанным с сельским хозяйством. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ (группа учащихся 11-13 лет) №п Название раздела, /п темы Количество часов всего теория практика 1. Введение 2 1 1 2. Что такое сельское хозяйство 18 8 10 3. Природа и ее правила 22 10 12 4. Защита растений 26 10 16 5. 11 5 6 6. Технология выращивания рассады овощных и цветочных культур Культурные растения 26 8 18 7. Животноводство 24 10 14 8. Агробизнес 14 6 8 9. Итоговое занятие 4 - 4 10. Работы на пришкольном участке 9 - 9 156 58 98 ИТОГО Формы аттестации/ контроля Текущий контроль (беседа) Текущий контроль (практическая работа) Текущий контроль (игра) Текущий контроль (практическая работа) Текущий контроль (практическая работа) Текущий контроль (мини-проект) Текущий контроль (мини-проект) Текущий контроль (практическая работа) Промежуточный контроль (тестирование) Текущий контроль (практическая работа) СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА Вводное занятие – 2 часа Теория. Знакомство с программой. Инструктаж по комплексной технике безопасности. Практика. Обзорная экскурсия по учебно-опытному участку МКОУ – ООШ. Тема 2. Что такое сельское хозяйство -18 часов Теория. История возникновения сельского хозяйства. Центры происхождения культурных растений. История одомашнивания и приручения. Сельскохозяйственное оборудование. Традиции труда в Свердловской области. Практика. Викторина «Домашние растения и животные». Мастер-класс «Что такое сельское хозяйство?» Практическая работа «Осенние работы на учебно-опытном участке. Уборка участка от однолетних растений». Тема 3. Природа и её правила –22 часов Теория. Понятие экологических факторов. Солнце – всему голова. Фотосинтез. Воздух и его значение. Вода и ее свойства. Понятие почвы как живого вещества. Типы и виды почв. Особенности почвы Свердловской области. Агроэкология. Практика. Лабораторные работы «Влияние света на рост растений и животных», «Исследование условий прорастания семян», «Живая раскраска. Наблюдение за сокодвижением у растений». Практические работы «Сбор семян однолетних цветов» «Полив и подкормка комнатных растений». Игра-конкурс «Земледельческая десятка». Тема 4. Защита растений – 26 часов Теория. Организационно-хозяйственные меры (севооборот, сортосмена, оздоровительные меры в семеноводстве). Значение устойчивого сорта в становлении саморегулирующейся агроэкосистемы. Методы создания устойчивых сортов. Районированные сорта сельскохозяйственных культур. Важнейшие формы взаимоотношений в природе. Необходимость биологического метода защиты растений и его определение. Использование лучевой стерилизации насекомых. Применение химической стерилизации насекомых. Особенности биологически-активных веществ. Выставление феромонных ловушек. Химические способы защиты. Классификация пестицидов по объектам применения, характеру поступления в организм и химическому составу. Приобретенная устойчивость вредных организмов к пестицидам, причины ее появления и пути преодоления. Классификация и ассортимент фунгицидов. Принципы подбора и перспективы применения. Современная концепция интегрированной борьбы. Экономический порог вредоносности (ЭПВ). Практика. Практическая работа «Применение агротехнических методов защиты растений». Лабораторные работы «Оценка растений на устойчивость», «Использование микроорганизмов в биологической защите с вредными организмами», «Разложение (детоксикация) пестицидов в почве». Викторина «Защита растений». Экскурсия в семенную школьную лабораторию. Тема 5. Технология выращивания рассады овощных и цветочных культур 11 часов Теория. Технология выращивания рассады овощных культур. Технология выращивания рассады цветочных культур. Практика. Подготовка семян к посеву. Посев семян в посевные ящики. Уход за рассадой в посевных ящиках. Пикировка рассады. Подкормка рассады. Тема 6. Культурные растения - 26 часов Теория. Растениеводство. Основные понятия. Зерновое хозяйство. Овощеводство. Картофелеводство. Технические и кормовые культуры. Садоводство и виноградарство. Декоративное растениеводство. Основы ландшафтного дизайна. Комнатные растения. Огород на подоконнике. Экологически чистые культуры. Зерновые, овощные и плодовые культуры, представленные в сельских хозяйствах нашего района. Знакомство с профессиями: агроном, механизатор сельского хозяйства. Практика. Исследовательский мини-проект «Что в поле растет?». Практическая работа «Клумбы непрерывного цветения». Исследовательская работа «Закладка опытов по выращиванию зеленных культур зимой в комнатных условиях». Виртуальная экскурсия «Мичуринск - наукоград». Викторина «Угадай профессию». Тема 7. Животноводство – 24 часов Теория. Скотоводство. Свиноводство. История и перспективы. Овцеводство. Птицеводство. Пчеловодство. Декоративное животноводство. Кролиководство. Современные отрасли животноводства на Урале. Знакомство с профессиями: животновод, зоотехник, ветеринар. Практика. Исследовательский мини-проект «Домашние животные». Викторина «Что должен знать и уметь ветеринарный врач». Практические работы «Условия содержания и качество жизни животных», «Ферма изнутри». Виртуальная экскурсия «На пасеке». Виртуальная экскурсия в ветеринарную больницу. Тема 8. Агробизнес – 14 часов Теория. Основы успешного производства. Переработка сельскохозяйственной продукции. Практика. Игра «Метрополия». Мастер-класс «Бизнес-план». Экскурсия на предпринимательскую ферму, знакомство с ведением натурального хозяйства. Тема 9. Итоговое занятие – 4 часа Практика. Подведение итогов реализации программы. Проведение промежуточной аттестации универсальных учебных действий учащихся: тестирование. Тема 10. Работы на пришкольном участке - 9 часов Практика. Очистка участка, предназначенного для цветника и огорода. Уход за многолетниками. Закаливание рассады на открытом воздухе. Массовая посадка рассады цветов и овощей в открытый грунт. Полив, прополка, подкормка, борьба с сорняками и вредителями. Пересадка комнатных растений. Уход за комнатными цветами (полив, рыхление, подкормка, подсыпание земли). УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ (группа учащихся 14-15 лет) №п Название раздела, /п темы Количество часов всего теория практика 1. Введение 2 1 1 2. Что такое сельское хозяйство 18 8 10 3. Природа и ее правила 22 10 12 4. Защита растений 26 10 16 5. 11 5 6 6. Технология выращивания рассады овощных и цветочных культур Культурные растения 26 8 18 7. Животноводство 24 10 14 8. Агробизнес 14 6 8 9. Итоговое занятие 4 - 4 10. Работы на пришкольном участке 49 - 49 ИТОГО 196 58 138 Формы аттестации/ контроля Текущий контроль (беседа) Текущий контроль (практическая работа) Текущий контроль (игра) Текущий контроль (практическая работа) Текущий контроль (практическая работа) Текущий контроль (мини-проект) Текущий контроль (мини-проект) Текущий контроль (практическая работа) Промежуточный контроль (тестирование) Текущий контроль (практическая работа) СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА Вводное занятие – 2 часа Теория. Знакомство с программой. Инструктаж по комплексной технике безопасности. Практика. Обзорная экскурсия по учебно-опытному участку МКОУ – ООШ. Тема 2. Что такое сельское хозяйство -18 часов Теория. История возникновения сельского хозяйства. Центры происхождения культурных растений. История одомашнивания и приручения. Сельскохозяйственное оборудование. Традиции труда в Свердловской области. Практика. Викторина «Домашние растения и животные». Мастер-класс «Что такое сельское хозяйство?» Практическая работа «Осенние работы на учебно-опытном участке. Уборка участка от однолетних растений». Тема 3. Природа и её правила –22 часов Теория. Понятие экологических факторов. Солнце – всему голова. Фотосинтез. Воздух и его значение. Вода и ее свойства. Понятие почвы как живого вещества. Типы и виды почв. Особенности почвы Свердловской области. Агроэкология. Практика. Лабораторные работы «Влияние света на рост растений и животных», «Исследование условий прорастания семян», «Живая раскраска. Наблюдение за сокодвижением у растений». Практические работы «Сбор семян однолетних цветов» «Полив и подкормка комнатных растений». Игра-конкурс «Земледельческая десятка». Тема 4. Защита растений – 26 часов Теория. Организационно-хозяйственные меры (севооборот, сортосмена, оздоровительные меры в семеноводстве). Значение устойчивого сорта в становлении саморегулирующейся агроэкосистемы. Методы создания устойчивых сортов. Районированные сорта сельскохозяйственных культур. Важнейшие формы взаимоотношений в природе. Необходимость биологического метода защиты растений и его определение. Использование лучевой стерилизации насекомых. Применение химической стерилизации насекомых. Особенности биологически-активных веществ. Выставление феромонных ловушек. Химические способы защиты. Классификация пестицидов по объектам применения, характеру поступления в организм и химическому составу. Приобретенная устойчивость вредных организмов к пестицидам, причины ее появления и пути преодоления. Классификация и ассортимент фунгицидов. Принципы подбора и перспективы применения. Современная концепция интегрированной борьбы. Экономический порог вредоносности (ЭПВ). Практика. Практическая работа «Применение агротехнических методов защиты растений». Лабораторные работы «Оценка растений на устойчивость», «Использование микроорганизмов в биологической защите с вредными организмами», «Разложение (детоксикация) пестицидов в почве». Викторина «Защита растений». Экскурсия в семенную школьную лабораторию. Тема 5. Технология выращивания рассады овощных и цветочных культур 11 часов Теория. Технология выращивания рассады овощных культур. Технология выращивания рассады цветочных культур. Практика. Подготовка семян к посеву. Посев семян в посевные ящики. Уход за рассадой в посевных ящиках. Пикировка рассады. Подкормка рассады. Тема 6. Культурные растения - 26 часов Теория. Растениеводство. Основные понятия. Зерновое хозяйство. Овощеводство. Картофелеводство. Технические и кормовые культуры. Садоводство и виноградарство. Декоративное растениеводство. Основы ландшафтного дизайна. Комнатные растения. Огород на подоконнике. Экологически чистые культуры. Зерновые, овощные и плодовые культуры, представленные в сельских хозяйствах нашего района. Знакомство с профессиями: агроном, механизатор сельского хозяйства. Практика. Исследовательский мини-проект «Что в поле растет?». Практическая работа «Клумбы непрерывного цветения». Исследовательская работа «Закладка опытов по выращиванию зеленных культур зимой в комнатных условиях». Виртуальная экскурсия «Мичуринск - наукоград». Викторина «Угадай профессию». Тема 7. Животноводство – 24 часов Теория. Скотоводство. Свиноводство. История и перспективы. Овцеводство. Птицеводство. Пчеловодство. Декоративное животноводство. Кролиководство. Современные отрасли животноводства на Урале. Знакомство с профессиями: животновод, зоотехник, ветеринар. Практика. Исследовательский мини-проект «Домашние животные». Викторина «Что должен знать и уметь ветеринарный врач». Практические работы «Условия содержания и качество жизни животных», «Ферма изнутри». Виртуальная экскурсия «На пасеке». Виртуальная экскурсия в ветеринарную больницу. Тема 8. Агробизнес – 14 часов Теория. Основы успешного производства. Переработка сельскохозяйственной продукции. Практика. Игра «Метрополия». Мастер-класс «Бизнес-план». Экскурсия на предпринимательскую ферму, знакомство с ведением натурального хозяйства. Тема 9. Итоговое занятие – 4 часа Практика. Подведение итогов реализации программы. Проведение промежуточной аттестации универсальных учебных действий учащихся: тестирование. Тема 10. Работы на пришкольном участке - 49 часов Практика. Зонирование пришкольного участка. Очистка участка, предназначенного для цветника и огорода. Вспашка земли, уборка корней растений. Разметка клумб, рабаток, газонов. Уход за многолетниками. Закаливание рассады на открытом воздухе. Массовая посадка рассады цветов и овощей в открытый грунт. Полив, прополка, подкормка, борьба с сорняками и вредителями. Пересадка комнатных растений. Уход за комнатными цветами (полив, рыхление, подкормка, подсыпание земли). Планируемые результаты обучения По итогам реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы базового уровня «Агрошкола» ожидаются следующие результаты: Личностные результаты: учащиеся научатся бережному отношению ко всему живому; научатся отношению к природе как к общечеловеческой ценности; сформируют начальный уровень коммуникативной культуры; обретут готовность сотрудничать с товарищами в составе творческой или исследовательской группы, делиться результатами своей работы; научатся уважительно относиться к труду. Предметные результаты: Учащиеся должны знать: понятие агроэкологии и сельскохозяйственных областей: агрономии; зоотехнологии; производство продуктов питания; методы защиты растений; методы культивирования и выращивания растений; методы животноводства; методы ведения агробизнеса; предупреждение негативных последствий влияния на окружающую среду человека и его здоровье. Учащиеся должны уметь: разбираться в многообразии сельского хозяйства своей местности; вести простейшие наблюдения; проводить агротехнические мероприятия; владеть сельскохозяйственным инвентарем; формулировать тему и определять цель научной работы; вести библиографический поиск; выбирать литературу по теме исследования и выполнить ее обзор; освоить несложные методики и выполнить практическую часть учебноисследовательской работы; грамотно обработать и представить результаты работы; делать выводы; оформлять научную работу и убедительно доложить ее результаты. Учащиеся должны владеть: устойчивым интересом к исследовательской деятельности, умениями и навыками для его реализации; высоким уровнем познавательной активности и стремлением к творческому самовыражению; высоким уровнем экологической культуры. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД умение формулировать исследовательскую проблему, выдвигать гипотезу, планировать и реализовывать проверку гипотезы, анализировать результаты; умение обращаться с простейшими приборами; навыки систематизации данных; навыки работы с дополнительной литературой. Познавательные УУД наблюдать за объектами природы и окружающего мира; сравнивать, анализировать, делать простейшие обобщения; с помощью педагога искать наиболее целесообразные способы решения экологических ситуаций. Коммуникативные УУД знакомство с основными ролями участников группы сотрудничества; освоение форм взаимодействия людей в работе, способов сотрудничества и конкуренции; формирование умений слушать, поощрять, выполнять роли координатора и участника группы сотрудничества. 1 группа 2 группа итого за месяц итого за год июнь май апрель март февраль январь декабрь ноябрь октябрь сентябрь Блок 2. Комплекс организационно-педагогических условий реализации программы Календарный учебный график Учебный год по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе базового уровня «Агрошкола» начинается 08 сентября и заканчивается 28 июня. 12ч. 16ч. 16ч. 16ч. 16ч. 16ч. 16ч. 16ч. 16ч. 16ч. 156ч. 16ч. 20ч. 20ч. 20ч. 20ч. 20ч. 20ч. 20ч. 20ч. 20ч. 196ч. 28ч. 36ч. 36ч. 36ч. 36ч. 36ч. 36ч. 36ч. 36ч. 36ч. Условия реализации программы Материально-технические условия 1. Кабинет, соответствующий требованиям: СанПиН 1.2.3685-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (температура 18-21 градус Цельсия; влажность воздуха в пределах 40-60 %, оснащенный раковиной с подводкой воды, мебель, соответствующая возрастным особенностям учащихся 11-15 лет); Госпожнадзора, антитеррористической безопасности. Учебно-опытный участок (отделы «Овощные культуры», «Цветы»). 2. Оборудование учебная мебель: столы для теоретических и практических занятий – 5 шт., шкафы – 1 шт.; наборы семян (1 на 2 учащихся); гербарии растений (1 на 4 учащихся); микроскоп 033n Биомед-2 Монокулярный (1 на 4 учащихся); весы лабораторные EK-200I электронные (1 на группу); лупы (1 на 2 человека); пробирки – 10 шт., штативы – 8 шт., пинцеты – 8 шт., фильтровальная бумага (1 набор на 4 человека), альбомы – 16 шт., карандаши, фломастеры (ассортимент), аудио- и видеоматериалы. 3. Технические ресурсы: компьютер -1 шт., проектор (мультимедиа) с экраном – 1 шт., принтер лазерный – 1 шт., сельскохозяйственный инвентарь (грабли, лопаты) – в расчете на 13 человек. Методическое обеспечение Дидактические материалы: определители растений и животных России; атласы-определители растений и животных средней полосы России; Красная книга Свердловской области; таблицы «Зерновые культуры», «Овощные культуры», «Полеводство», «Крупный рогатый скот», «Свиноводство» и др.; алгоритм подготовки учебного занятия. Диагностические материалы: диагностика «Выявление склонности к исследовательской и общественной деятельности»; эколого-психологический тест «Развитость моего экологического сознания»; диагностика «Личностный рост учащегося». Методические разработки: материалы физкультминутки; материалы для проверки знаний по технике безопасности. Кадровое обеспечение Педагоги, организующие образовательный процесс по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе базового уровня «Агрошкола» должны иметь высшее педагогическое образование, связанное с преподаванием предметов «Окружающий мир», «Природоведение», естественных наук. Требования к квалификации и стажу работы не предъявляются. Формы аттестации Для оценки результативности учебных занятий, проводимых по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе базового уровня «Агрошкола» применяются следующие виды контроля универсальных учебных действий учащихся: текущий контроль - осуществляется в конце каждого занятия и проводится в форме собеседования, игры, лабораторной и практической работ. промежуточный контроль (промежуточная аттестация) – проводится один раз в конце учебного года. Формами промежуточной аттестации учащихся является тестирование по агроэкологии. Дополнительной формой промежуточного контроля является участие в творческих конкурсах экологической направленности для младших школьников «Эколята». Формами отслеживания и фиксации образовательных результатов по программе при проведении текущего контроля универсальных учебных действий являются: журнал посещаемости творческого объединения «Агрошкола»; материалы анкетирования личностного роста учащихся по результатам освоения дополнительной общеобразовательной программы; отзывы родителей о работе творческого объединения. Формами отслеживания и фиксации образовательных результатов программы при проведении промежуточной аттестации являются: протоколы заседания аттестационной комиссии учреждения по проведению промежуточной аттестации учащихся; Формами предъявления и демонстрации образовательных результатов по программе «Агрошкола» являются исследовательские мини-проекты, конкурсные работы, выполненные учащимися за время освоения образовательной программы, дипломы и грамоты (при наличии). Оценочные материалы При оценивании учебных достижений учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе базового уровня «Агрошкола» применяются следующие оценочные материалы: тест «Растениеводство» (обязателен для всех учащихся); тест «Животноводство» (обязателен для всех учащихся); тест «Дикие и домашние животные» (один вариант из двух на выбор); тест «Растениеводство, овощеводство» (один вариант из четырех на выбор); карта личностного роста учащегося. Критерии оценки: низкий уровень – по результатам выполнения тестовых заданий набрано не более 50% от максимального балла; средний уровень - по результатам выполнения тестовых заданий набрано от 51% до 80% от максимального балла; высокий уровень - по результатам выполнения тестовых заданий набрано от 81% до 100% от максимального балла. Критерии оценки личностного роста устанавливаются отдельно по каждому показателю «Мотивация учебно-познавательной деятельности», «Сформированность интеллектуальных умений», «Мотивация к труду», «Целеустремленность», «Коммуникабельность». Методические материалы Обучение по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Агрошкола» (базовый уровень) основано на следующих принципах: - воспитывающего характера деятельности; - связи теории с практикой; - систематичности и последовательности; - доступности и посильности; - сознательности и активности; - наглядности; - прочности овладения базовыми компетенциями. При реализации программы используется методы обучения и воспитания. Методы обучения, используемые в программе «Агрошкола» (базовый уровень): - словесный (обращение к сознанию учащегося, добиваясь не автоматического, а осмысленного выполнения и исполнения); - демонстрационно-наглядный (использование графических материалов, диаграмм, схем, таблиц, мультимедийных презентаций); исследовательско-поисковый (проведение агроэкологических исследований); - проблемно-поисковый (самостоятельный поиск путей решения); - практический (выполнение практических работ, лабораторных исследований); - аналитический (проведение оценки и самооценки деятельности). - репродуктивный (формирование компетенций); - игровой; - творческий. Методы воспитания: - упражнение (отработка и закрепление полученных компетенций); - мотивация (создание желания заниматься определенным видом деятельности); - стимулирование (создание ситуации успеха). Основными формами образовательного процесса являются беседы, практические занятия, лабораторные работы, экскурсии, игры. На всех этапах освоения программы используется коллективная, групповая, парная и индивидуальная формы организации процесса обучения. Для достижения цели и задач программы предусматриваются педагогические технологии разноуровневого, развивающего, компетентностноориентированного, индивидуального, группового, дифференцированного обучения, технология исследовательской и проектной деятельности, здоровьесберегающие технологии. Данные технологии учитывают интересы, индивидуальные возрастные и психологические особенности каждого учащегося. Методическое обеспечение программы № Название раздела, темы Формы занятий 1. Введение Беседа, экскурсия 2. Что такое сельское хозяйство 3. Природа и ее правила Беседа, викторина, мастеркласс, практическа я работа Беседа, демонстраци я, лабораторна я работа, практическа я работа 4. Защита растений 5. Культурны е растения 6. Животново дство Приемы и методы Словесный, демонстрационнонаглядный, мотивация Словесный, демонстрационнонаглядный, игровой, репродуктивный, метод упражнений, мотивация Словесный, демонстрационнонаглядный, проблемнопоисковый, исследовательский, аналитический, репродуктивный, метод упражнений, мотивация Беседа, Словесный, демонстраци демонстрационноя, наглядный, проблемнолабораторна поисковый, я работа, исследовательский, практическа репродуктивный, метод я работа, упражнений, мотивация экскурсия Беседа, Словесный, демонстраци демонстрационноя, наглядный, лабораторна исследовательский, я работа, проектный, практическа репродуктивный, метод я работа, упражнений, мотивация игра, экскурсия Беседа, Словесный, демонстраци демонстрационноя, наглядный, практическа исследовательский, я работа, проектный, игра, репродуктивный, метод экскурсия упражнений, мотивация Дидактический материал, техническое оснащение Инструкции по технике безопасности, блокноты, ручки, фотоаппарат Дидактические таблицы, компьютер, проектор (мультимедиа) с экраном, сельскохозяйственный инвентарь Чашки Петри, пробирки, микроскоп, лупа, компьютер, проектор (мультимедиа) с экраном Дидактические таблицы, компьютер, проектор (мультимедиа) с экраном, пробирки, микроскоп, фотоаппарат Формы подведения итогов Текущий контроль (беседа) Текущий контроль (практическая работа) Текущий контроль (игра) Текущий контроль (практическая работа) Видеоматериалы и Текущий презентации, компьютер, контроль проектор (мультимедиа) (мини-проект) с экраном, пробирки, микроскоп, фотоаппарат, сельскохозяйственный инвентарь Видеоматериалы и Текущий презентации, компьютер, контроль проектор (мультимедиа) (мини-проект) с экраном, пробирки, микроскоп, фотоаппарат 7. 8. Агробизнес Беседа, викторина, мастеркласс, экскурсия Итоговое Самостоятел занятие ьная работа Словесный, демонстрационнонаглядный, игровой, репродуктивный, метод упражнений, мотивация Аналитический, репродуктивный, творческий, метод стимулирования Компьютер, проектор (мультимедиа) с экраном, блокноты, карандаши, фломастеры Текущий контроль (практическая работа) Бланки тестовых заданий Промежуточн ый контроль (тестирование ) ЛИТЕРАТУРА Для педагогов: 1. Агроэкология /В.А. Черников, Р.М. Алексахин и др.; Под ред. В.А. Черникова, А.И. Чекереса. - М.: Колос, 2000. - 536 с. 2. Андреев Ю.М. Овощеводство: Учебник для научного профессионального образования. -2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2003. - 541 с. 3. Андрианова А.А. Исследовательская деятельность как форма экологического образования и воспитания учащихся // Исследовательская работа школьников. 2003. № 3. – С. 92-96. 4. Агрономия: Учебное пособие для среднего профессионального образования/под ред. Н.Н. Третьякова.- М.: Академия, 2004 - 473 с. 5.Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг/ Под ред. Ашихминой Т.Я. – М.: «Агар», 2000. 6. Богородский О.В. основы сельскохозяйственной экологии: Учебное пособие. Иркутск: ИСХИ, 1995, 222 с. 7.Дежникова Н.С., Цветкова И.В. Экологический практикум: научный поиск, педагогический опыт, авторские проекты. Москва, 2001. 8.Демина Т.А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды. М. Аспект Пресс», 2000. 9..Дукаревич Б.И. Самая полная энциклопедия умного огородника.- М.: АСТ; СПб; Сова, 2007 - 478 с. 10..Защита растений от болезней: Учебник для вузов /под ред. В.А. Шкаликова 2-изд., испр. и доп. - М.: Колос, 2003 - 254 с. Кирюшин В.И. Экологические основы земледелия. - М.: Колос, 1996г.- 367 с. 11. Плешаков А.А. Экология для младших школьников. М.: «Просвещение», 2005. 13. Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе. Москва: «Академия», 2000. 13.Тупикин Е.И. Тематический контроль по общей биологии с основами экологии. М.:«Интеллект – Центр», 2000. Для учащихся: 1. Валова В.Д. Основы экологии. – М., Издательский дом «Дашков и Ко», 2001. 2.Геращюк В.П. Беседы о домашних животных. – М., 2005. 3. Руднянская Е.И и др. Экскурсии в природу. 1-4 классы. Волгоград, 2004. Электронные образовательные ресурсы URL : http://geography.kz/slovar/plan-mestnosti/ URL : http://www.nauka-shop.com/mod/shop/productID/51814/ URL : http://www.anchem.ru/literature/books/muraviev/025.asp URL: http://fadr.msu.ru – детский телекоммуникационный проект «Экологическое содружество. URL: http://opr.tambov.gov.ru – управление по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области. URL: http://ggf.bsu.edu.ru/ElBook/Ekologia/text/1_19.html ГЛОССАРИЙ Автотрофы – организмы, использующие в качестве источника углерода углекислый газ, то есть организмы, способные создавать органические вещества из неорганических – углекислого газа, води и минеральных солей (растения и некоторые бактерии). Агрономия - наука сельскохозяйственного производства растений и грибов; представляет собой комплекс разнообразных наук и занимается исследованием всех явлений, имеющих значение при этом производстве. Специалисты сельского хозяйства, обладающие всесторонними знаниями в данной области, называются агрономами. Бобовые культуры - растения семейства Бобовые, которые возделываются в качестве сельскохозяйственных культур. Условно выделяют овощные и кормовые бобовые культуры. Овощные бобовые культуры предназначены для употребления в пищу: в виде зёрен, или бобов (зернобобовые культуры: горох, фасоль, соя, чечевица), или в виде зелёных стручков (стручковая фасоль, горох). Ветеринар - специалист с высшим (ветеринарный врач) или средним специальным (ветеринарный фельдшер) образованием, занимающийся лечением животных (ветеринарией) и сопутствующими обязанностями. Всхожесть - это количество появившихся всходов, выраженное в процентах к количеству высеянных семян. Гербициды - химические вещества, применяемые для уничтожения растительности. Гипотеза – предположительное (без доказательств) суждение об объекте исследования и закономерной связи явлений, основанное на фактах и анализе исходной информации, обязательный элемент в структуре исследовательского проекта. Групповая проектно-исследовательская работа – совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющих общую проблему, согласованные методы и способы ее решения. Декоративные растения - растения, обыкновенно и большей частью выращиваемые для оформления садов, парков, скверов и других участков городских и сельских территорий, предназначенных для отдыха, либо служебных, производственных и жилых помещений (в последнем случае они часто называются ещё и комнатными растениями). Деятельность по выращиванию декоративных растений называется декоративным садоводством. Животноводство отрасль сельского хозяйства, занимающаяся разведением сельскохозяйственных животных для производства животноводческих продуктов. Научной основой животноводства является зоотехния. Инвентарь - совокупность различных предметов хозяйственного обихода и производственного назначения какого-нибудь хозяйства, учреждения, предприятия (сельскохозяйственный инвентарь). Исследовательская работа обучающихся – деятельность, связанная с решением обучающихся творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения. Консультант – педагог или специалист, выполняющий работу эксперта и организующий доступ к необходимым источникам информации. Консультант привлекается к участию в проектно-исследовательской работе, если по отдельным вопросам компетенции руководителя недостаточно для осуществления выбранной темы. Конкуренция (соперничество) – отношения, определяемые стремлением лучше и скорее достигнуть каких-либо целей в сравнении с другими членами сообщества. Консумент – организм, потребляющий готовое органическое вещество, создаваемое продуцентами. Овощные культуры - сельскохозяйственные овощные растения, выращиваемые человеком ради получения съедобных сочных продуктивных органов, объединяемых под кулинарным понятием овощи. Вопросами селекции, культивации и уборки овощных культур занимается специальная отрасль сельского хозяйства — овощеводство. Пикировка - удаление конечной части стержневого корня у молодого сеянца с целью стимулировать ветвление корневой системы. Также этим словом называют рассаживание сеянцев из общей посуды в индивидуальные ёмкости. Почва - поверхностный слой литосферы Земли, обладающий плодородием и представляющий собой полифункциональную гетерогенную открытую четырёхфазную (твёрдая, жидкая, газообразная фазы и живые организмы) структурную систему, образовавшуюся в результате выветривания горных пород и жизнедеятельности организмов. Полевые культуры – это культуры, которые широко выращиваются ежегодно на больших площадях сельскохозяйственных угодий. Плодовые культуры - группа культурных растений, возделываемых в основном для получения фруктов, ягод и орехов. Возделыванием плодовых культур занимается плодоводство - отрасль растениеводства. Проблема – сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке - противоречивая ситуация в виде противоположных позиций в объяснении явлений, объектов, процессов, разрешение которой является прагматической целью проекта. Продуцент – организм-автотроф, производящий органическое вещество из неорганического (например, растение). Проект – реалистичный замысел, план о желаемом будущем (проект в буквальном переводе с латинского – брошенный вперед), а также совокупность документов (расчетов, чертежей, макетов и т. д.) для создания какого-либо продукта. Содержит в себе рацио-нальное обоснование и конкретный способ осуществления. Проектно-исследовательская работа – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Рассада - растение, находящееся в одной из начальных стадий онтогенеза, в период с момента прорастания семени. Растениеводство - отрасль сельского хозяйства, занимающаяся возделыванием культурных растений. Растениеводческая продукция используется как источник продуктов питания для населения, как корм в животноводстве, как сырьё во многих отраслях промышленности (особенно в пищевой, текстильной, фармацевтической и парфюмерной промышленности), а также в декоративных (в цветоводстве) и многих других целях. Редуценты – организмы, которые в процессе своей жизнедеятельности превращают органические вещества в неорганические. Рыхление - рыхления облегчается поступление воздуха в почву, а значит, и насыщение ее кислородом. В процессе рыхления землю не переворачивают, а только разрушают поверхностную корку. Одновременно уничтожают сорные растения. При рыхлении можно выбрать из земли их крупные корни. Рыхлая почва лучше впитывает влагу во время полива или дождя. Самоопределение – процесс и результат сознательного выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни. Самореализация – это процесс и результат осуществления, реализации человеком своих жизненных сил, возможностей и способностей, своего предназначения в своей жизни, в судьбе. Сорняки - дикорастущие растения, обитающие на землях, используемых в качестве сельскохозяйственных угодий. Вред, который наносят сорные растения, связан как со снижением урожайности, так и с ухудшением качества сельскохозяйственной продукции. Фактор абиотический – физико-химические и географические условия среды. Фактор антропогенный – изменения среды, вызванные человеком или результатом его деятельности. Фактор биотический – воздействие на организм особей того же или других видов. Фунгициды - это химические препараты для лечения растений, относятся к большой группе пестицидов. Экосистема – совокупность совместно обитающих организмов и условий их существования, находящихся в закономерной взаимосвязи друг с другом и образующих систему взаимообусловленных биотических и абиотических явлений и процессов. Эксперимент - метод исследования некоторого явления в управляемых наблюдателем условиях. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПРОГРАММЫ Критерии оценки тестовых заданий: низкий уровень – по результатам выполнения тестовых заданий набрано не более 50% от максимального балла; средний уровень - по результатам выполнения тестовых заданий набрано от 51% до 80% от максимального балла; высокий уровень - по результатам выполнения тестовых заданий набрано от 81% до 100% от максимального балла. Тест «РАСТЕНИЕВОДСТВО» А – из проса Б – из пшеницы В – из ячменя А – поле 2. Какую территорию овощеводы называют защищённым Б – огород грунтом? В – теплица А - птицеводство 3. Какая отрасль не относится к растениеводству? Б - плодоводство В - полеводство А – просо 4. Из семян какого растения делают масло? Б – овёс В – подсолнечник А – кукуруза 5. Какая культура не является зерновой? Б – подсолнечник В – рожь А – цветы 6. Что выращивают люди, занимающиеся плодоводством? Б – фрукты В – овощи А – подсолнечник 7. Какое растение не является полевой культурой? Б – гречиха В – малина А – пшеничной 8. Из какой муки пекут белый хлеб? Б – ржаной В – кукурузной А – подсолнечник 9. Из какого растения делают ткани? Б – лен В – овёс А – лен 10. Из какого растения получают крахмал? Б – картофель В – подсолнечник А – Капуста, кукуруза, лук, 11. В каком ряду перечислены только овощные огурцы, подсолнечник культуры? Б – Морковь, капуста, томаты, лук, огурцы В – Кабачок, репа, яблоня, смородина, чеснок 12. Как называется отрасль растениеводства, __________________________ занимающаяся выращиванием зерновых культур? 1. Из какого растения делают пшено? 13. Исправь ошибку: Цветочные культуры выращивают витаминов и полезных веществ для получения ___________________________ Тест «ЖИВОТНОВОДСТВО» 1. Что даёт животноводство людям? 2.Домашние сельскохозяйственные животные – это … 3. Домашние птицы – это … 4. Пчёл разводят на … 5. Для корма домашних животных заготавливают … 6.Какие отрасли животноводства особенно развиты в Вашем крае? А – мясо, шерсть, пух, кожу Б – фрукты, овощи, злаковые культуры В – хлопок, лён, кормовые травы А – млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые Б – звери, птицы, земноводные, рыбы В – птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы А - фазаны, куропатки, страусы Б - павлины, орлы, беркуты В - индейки, куры, гуси А – ферме Б – пасеке В – птицефабрике А – картофель, зерно, тимофеевку Б – арбузы, дыни, тыквы В – василёк, подснежник, гиацинт А – птицеводство Б – рыбоводство В – овцеводство Тест «ОВОЩЕВОДСТВО» Вариант 1 1.Какого вида обработки семян не существует? 2. Что из перечисленных веществ не может входить в почвенную смесь? 3. Что не является органическим удобрением? 4. Для чего пришпиливают к почве разросшуюся плеть растения огурца? 5. Когда начинают подготовку теплицы для выращивания рассады? 6. Как проводится калибровка семян огурца? 7. Сколько растений огурца сажают в одну 1.Обеззараживание 2.Закаливание 3.Заваривание 1. Дерновая почва 2. Свежий торф 3.Перегной 1. Навоз 2.Птичий помет 3.Древесная зола 1. Для того, чтобы не наползала на другие растения 2.Чтобы меньше места занимала 3. Для образования дополнительных корней 1. В сентябре 2. В мае 3. В феврале 1.Семена измеряются линейкой 2. На глазок 3. С помощью специального сита 1. По два. лунку при рассаживании из рассадника в теплицу? 8. Какой навоз считается лучшим биотопливом, а какой худшим? 9. Для чего проводится прищипывание рассады сильноветвистых сортов огурцов? 2. По три. 3.Сколько получится 1.Конский 2.Свиной 3.Овечий 1. Для того, чтобы не росли 2.Для того, чтобы образовывались боковые побеги 3.Чтобы были красивее Вариант 2 1.Чем можно опылять цветки огурца, когда нет пчел? 2. Что нужно растению огурца 3-4 дня во время цветения для лучшего плодоношения и большого количества женской завязи? 3. Как обеззараживают семена огурца перед посадкой? 4. Как образуются новые корни, как дополнительный источник питания растения? 5. Что нужно делать с плетью в парнике, для того, чтобы она была лучше освещена? 6. Какое вещество называют биотопливом парника? 7. Какой первый признак того, что на растении поселился паутинный клещ? 8. Как можно определить на растении прикорневую гниль? 9. Как можно определить, что огурец созрел для сбора на семена? А) Кисточкой Б) Метелкой В) Вкладывать мужской цветок в женский А) Не освещать Б) Не проветривать В) Не поливать А) Обрабатывают в растворе марганца Б) Моют В) Протравливают в ядах А) Они вырастают сами Б) Пришпиливают плеть растения дугообразными скобами к грунту В) Обрезают старые А) Включают прожектора Б) Подвязывают плеть к шпагатом к шпалере В) Сажать там, где больше солнца А) Торф Б) Дерн В) Навоз А) Образование светло-желтых пятен в виде уколов Б) Водянистые пятна В) Бурые пятна А) Листья сначала привядают, а затем засыхают, нижняя часть стебля становится коричневой, трухлявой, корни буреют Б) Растение покрывается красными пятнами В) Растение чернеет А) Огурец красный Б) Огурец пожелтел, покрылся мелкой сеткой В) Огурец побелел Вариант 3 1. На какие две группы делятся минеральные удобрения? А) Простые и сложные Б) Простые и многочленные 2. Какие работы проводятся при достижении всходов картофеля высоты 8-10 см 3. В какое время сажают картофель? 4.На каком расстоянии друг от друга сажают лук? 5. При какой температуре лук хранят? 6. На каком расстоянии друг от друга сеют семена свеклы? 7. У какого из цветов в почве находятся не луковицы? 8. У Какого цветочного растения стебель бывает прямостоячий или раскидистый? 11. Каким заболеванием капуста не болеет? В) Простые и однообразные А) Боронование; Б) Рыхление междурядий; В) Окучивание. А) В марте; Б) В апреле; В) В мае. А)15-20 см. Б) 10-15 см. В) 20-25 см. А) +20-25 градусов; Б) +10-15 градусов; В) +18-20 градусов. А) 4-5 см. Б) 10-15 см. В) 2-3 см. А) У Гладиолуса; Б) У Георгина; В) У Лилии. А) У Бархатцев; Б) У Настурции; В) У Ноготков. А) Черной ножкой; Б) Фитофторозом; В) Килой. Вариант 4 1. Как можно определить, что растение заражено мучнистой росой? 2. Из каких компонентов в основном состоит почвосмесь? 2. Сколько растений рассады огурца сажают в одну лунку? 3. По каким первым признакам определяется бурая пятнистость плодов? 4. Как можно вывести бурую пятнистость плодов? 5. Для чего выращивают рассаду в резервных рассадниках? 6.Какую погоду нужно создавать для А) На растении появляются белые пятна в виде плесени Б) На растении появляется паутина В) Растение засыхает А) Дерновая земля? Торф, перегной Б) Песок, глина, навоз В) Опилки, стружки, земля А) По одному Б) По два В) По три А) По водянистым пятнам Б) По паутине В) По цвету А) Обработать Бордоской жидкостью Б) Выкупать В) Просушить растения А) Для того, чтобы ее было много Б) Для замены больных или слабых растений В) Для красоты А) Солнечную и жаркую огурца? 7.Как называется огурец, который используется в пищу? 8. Что такое дражирование семян огурца? 9. Какие семена отбирают на посадку при калибровке? Б) Холодную и дождливую В) Теплую и влажную А) Молодец Б) Корнюшон В) Зеленец А) Обволакивание семян питательной смесью Б) Замачивание в Дрожжах В) Дробление семян А) Крупные Б) Средние В) Мелкие Тест «ДОМАШНИЕ И ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ» Вариант 1 1.Какое животное не относится к крупному рогатому скоту. 2. Млекопитающие – это животные, которые… 3. . Стойло коровы должно быть оснащено 4. Пол в стойле коровы должен быть покрыт 5. Окна в коровнике должны быть расположены 6. Температура в коровнике должна быть не ниже 7. Для удаления неприятных запахов ферма должна быть оснащена 8. На крупных фермах проход для раздачи кормов должен быть оснащен 1. Бык 2. Олень 3. Корова 1. Дают молоко 2. Пьют молоко 3. Кормят детенышей молоком 1. Автомойкой 2. Автопоилкой 3. Автоподогревом 1. Бетоном 2. Деревом 3. Пластиком 1. С востока на север 2. С востока на запад 3. С севера на юг 1.+8, +10 градусов 2. +15, +20 градусов 3. +2, +5 градусов 1. Калориферами 2. Вентиляцией 3. Освежителем 1. Рельсами 2. Шпалами 3. Ступеньками Вариант 2 1. Лошади не используются человеком для: 2. Взрослая лошадь может достигать в высоту: А) Перевозки грузов Б) Верховой езды В) Получения шерсти А) 200 см Б) 185 см 3. Чем покрыто тело лошади? 4. Какой масти лошади не бывает? 5. Чистокровные породы выведены от: 6. Пони используются для… 7. Какого вида конного спорта не существует? 8. Крупные породы лошадей могут иметь массу В) 130 см А) Шерстью Б) Волосяным покровом В) Щетиной А) Тигровая Б) Соловая В) Каурая А) От лошадей разных пород Б) Лошадей одной породы В) От лошади и мула А) Так же, как и обычные лошади Б) Для красоты В) Для катания детей А) Скачки Б) Дерби В) Слалом А) 100 кг Б) 200 кг В) 1500 кг Карта личностного роста учащегося Фамилия, имя учащегося _______________________________________________ Этапы личностного роста Мотивация учебнопознавательной деятельности сентябрь май Сформированность интеллектуальных умений сентябрь май Мотивация Критерии роста Низкий уровень учится под контролем педагога, неохотно, познавательная активность низкая Средний уровень учится с интересом, участвует в познавательной деятельности, не ограничивается рамками программы, но под руководством педагога Высокий уровень учится охотно, стремится получать прочные знания, самостоятельно стремиться низкая, задания выполняются с организующей и направляющей помощью педагога хорошая, охотно определяет содержание, смысл анализируемого с незначительной помощью педагога, умеет обобщать высокая, самостоятельно определяет содержание, смысл анализируемого, точно обобщает, видит о осознает тонкие различия при сравнении, легко обнаруживает закономерные связи низкие, не планирует хорошие, может высокие, умеет к труду сентябрь май Целеустремленность сентябрь май Коммуникабельность сентябрь май свою деятельность, способность к самоконтролю развита слабо, темп работы низкий планировать и контролировать свою деятельность с помощью педагога, не всегда организован, темп работы не всегда стабильно хороший планировать и контролировать свою деятельность, организован, темп работы стабильный, высокий не способен ставить перед собой цели, в выборе жизненного пути следует за «всеми», не проявляет активности в личностном становлении может ставить перед собой цель, но не всегда добивается ее осуществления, осознает, кем и каким хочет стать, но упорства в обогащении знаниями не проявляет умеет ставить перед собой цель и добиваться её осуществления, осознает, кем и каким хочет стать, стремится к знаниям в сфере выбранного жизненного становления неровен в отношениях с окружающими, может стать источником межличностных конфликтов, не способен поддерживать нормальные отношения в коллективе, пользуется уважением среди небольшого количества учащихся лидер, умеет находить контакт с окружающими, поддерживает доброжелательные отношения в коллективе, но сам редко выступает инициатором их создания, пользуется уважением среди большинства учащихся явный лидер, легко контактирует с окружающими, умеет создавать и поддерживать благоприятные, положительные отношения в коллективе, пользуется уважением среди учащихся и взрослых ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПРОГРАММЫ Эколого-психологический тест «Развитость моего экологического сознания» Экспресс-методика оценки развитости экологического сознания. Порядок работы. Выберите вариант своего отношения к утверждению, посчитайте очки и обратитесь к оценочной шкале. Полностью Не уверен, Не Утверждения согласен с что знаю утверждением полностью согласен 1. Высшую ценность представляет человек 0 2 1 2. Человек разумен, а поэтому несет ответственность 2 0 1 3. Необходимо сохранять природу ради нее самой 2 0 1 0 2 1 4. Нет ничего страшного в том, что я прихлопнул комара 5. Автомобильные магистрали наносят вред природе, 0 2 1 но без них человек обойтись не может, поэтому другого выхода нет, как продолжать их строить 6. Сохраним природу для наших детей 0 2 1 7. Несомненно, все приносящее вред природе не 0 2 1 может быть ценным 8. Человек разумен, а поэтому обладает некоторыми 0 2 1 привилегиями в мире природы 9. Отношения природы и человека должны быть 2 0 1 взаимовыгодными 10. Природа - это окружающая среда 0 2 1 11. Палка в руках обезьяны - вот где истоки 2 0 1 экологического кризиса 12. Экологический кризис - порождение научно0 2 1 технического прогресса 13. Животные и растения необходимо сохранять для 0 2 1 будущих поколений 14. Для выхода из экологического тупика необходимо 0 2 1 создание экологически чистых производств, принятие природоохранных законов, контроль за технологиями 2 0 1 15. Природа - это мир единства и неповторимости природных объектов. 0 2 1 16. Природа полезна для человека 17. Необходимо контролировать, чтобы загрязненность окружающей среды была в пределах норм, в этом залог экологического благополучия 0 2 2 18. Бывают вредные и полезные жуки 0 2 1 Менее 18 баллов. Такой тип сознания пронизан идеей полезности природы для человека. К сожалению, Природа для вас – окружающая среда. Постарайтесь осознать себя частичкой природы. Человек не собственник природы, а один из членов ее сообщества. Ваши отношения с природой должны быть взаимовыгодными. От 18 до 27 баллов. Ваше экологическое сознание находится в переходном состоянии. Это здорово. Вы на пути к не противопоставлению человека и природы, а к признанию их взаимовыгодного единства, хотя пока еще и склонны рассматривать необходимость природоохранной деятельности для сохранения природы ради будущих поколений, а это опять же аспект ее полезности для человека. На самом деле природу необходимо охранять ради ее самой. Природа имеет право существовать вне зависимости от полезности, бесполезности и даже вредности ее для человека. Свыше 28 баллов. Ваши представления о мире ориентированы на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставленности человека и природы. О таких людях говорят, что они сдувают комаров, а не прихлопывают. Формируя свое отношение к природе на основе этих представлений, на основе этого сами определяя свое поведение, вы станете экологическим человеком, экологической личностью. Диагностика «Выявление склонности к исследовательской и общественной деятельности» Фамилия, имя учащегося _____________________________________________________ 1. Какая область человеческих знаний вам наиболее интересна? _________________________________________________________________________ 2.Какой школьный предмет вам наиболее интересен? _________________________________________________________________________ 3.По каким предметам вам интересно читать дополнительную литературу? _________________________________________________________________________ 4.Какую познавательную литературу вы прочитали за последний год? Назовите ее. __________________________________________________________________________ 5.Какая из научных проблем современности вам представляется наиболее актуальной (значимой)? __________________________________________________________________________ 6.Хотели бы вы участвовать в исследовании какой-нибудь проблемы? __________________________________________________________________________ 7.Входите ли вы в какие-либо общественные объединения молодежи? Назовите их. __________________________________________________________________________ 8.Кто из учителей школы мог бы стать вашим консультантом, советчиком при организации и проведении проекта? __________________________________________________________________________ 9.Хотели бы вы привлечь к своей работе родителей? (Да/ Нет). __________________________________________________________________________ 10. Какое реальное общественное мероприятие с привлечением своих товарищей вы хотели бы провести в рамках школы, района? _____________________________________________________________________________